Прибыль малых предприятий в первом полугодии текущего года сократилась на 1 трлн тенге, или 31%, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Наибольшее падение прибылей произошло в крупных регионах страны, тогда как в небольших с точки зрения размеров экономики частях страны наблюдался рост. Об этом пишут аналитики Halyk Finance в своем свежем обзоре малого и среднего предпринимательства в Казахстане.
Наибольшее падение прибыльности малых предприятий наблюдалось в Алматинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областях, а также городах Нур-Султане и Алматы. Вместе с тем в ряде регионов, как, например, Акмолинской, Кызылординской, Туркестанской и Северо-Казахстанской областях, наблюдался существенный рост.
Большинство отраслей экономики страны пострадало от кризисных проявлений ввиду ухудшения эпидемиологической обстановки. Наибольшее негативное влияние на себе испытала торговля (-33% г/г), на которую пришлось почти 40% от общего размера падения прибыли. На втором месте с долей в 34% от совокупного падения прибыли – горнодобывающий сектор (-84% г/г); третье место заняла финансовая сфера, на которую пришлась пятая часть падения прибыли.
Рост прибыли малых предприятий наблюдался в таких отраслях, как: сельское хозяйство (+63% г/г), обрабатывающая промышленность (+67% г/г), строительство (+52% г/г) и телекоммуникации (+39% г/г). Эти же отрасли оказались менее уязвимы к вирус-ограничениям и смогли нарастить выпуск товаров и услуг на 2-11% в зависимости от отрасли.
В связи с пандемией резко выросли объемы господдержки бизнеса. В частности, за январь-август этого года расходы республиканского бюджета выросли на 20% в годовом выражении, или на 1,5 трлн тенге, а общий пакет антикризисных мер достигает 6 трлн тенге, или 8,5% от ВВП РК, без учета многочисленных фискальных мер. Только на субсидирование ставок по кредитам МСБ, затронутого кризисом, выделено 800 млрд тенге.
"Данные меры смогли оперативно поддержать малый и средний бизнес и не дали ситуации развиться по самому негативному сценарию. В текущем году тенге потерял значительно меньше, чем в предыдущие кризисы (~7% против 24% в 2009 г., двукратное падение в 2015 г.), инфляция вышла за рамки таргета в 4-6%, но находится недалеко от верхней границы на уровне 7%. Соответственно, можно ожидать, что ситуация в сфере МСП и экономике в целом постепенно начнет выправляться, потребности населения никуда не исчезнут, лишь на определенное время сократится покупательная способность, при этом меры социального дистанцирования становятся все более гибкими", – подчеркнули в Halyk Finance.
Негативным сигналом для сектора МСП является рост безработицы. Во II квартале ее уровень поднялся с 4,8% до 5%; помимо этого, наблюдался рост временно незанятых и находящихся в неоплачиваемых отпусках со 130 тыс. до 545 тыс., что с учетом официальной безработицы увеличивает число официально незанятых почти до 1 млн, или 11%. Спецпособие в размере 42,5 тыс. тенге в июле и августе получили 2,4 млн человек, или 26% рабочей силы. При этом в отдельных регионах показатель безработицы, учитывающий временно незанятых, достигал почти 19%.
Несмотря на кризис, число МСП за восемь месяцев текущего года выросло на 0,8%, до 1,3 млн, а инвестиции малых предприятий растут двухзначными темпами (доля в общих инвестициях МСП выросла с 41% до 48%) и приближается к 7% от ВВП, что дает положительный сигнал экономике. Основная масса инвестиций малых предприятий идет в строительство зданий и сооружений (77%), а также машины и оборудование (19%). В денежном выражении инвестиции в строительство и капремонт зданий выросли на 600 млрд, до 3,1 трлн тенге.
"С учетом сокращения кредитования сектора МСП и недостатка прибыли для покрытия инвестиционных затрат основным каналом роста инвестиций малых предприятий, скорее всего, выступает сокращение теневой деятельности данных предприятий (…) Причем, как мы полагаем, этот процесс в первую очередь, затрагивает перспективные бизнесы, у которых расширяются масштабы деятельности, при этом доступ к различным формам господдержки помогает им развиваться дальше, но уже в легальной среде. Также немаловажное значение в процессе сокращения теневой экономики играет тот факт, что благодаря социальному дистанцированию повысилась роль цифровых каналов, как коммуникаций, так и платежей", – аргументируют аналитики инвестбанка.
В частности, по данным Нацбанка, за период январь-август 2020 года объемы транзакций с использованием платежных карточек показали рост на 61,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом количество безналичных транзакций выросло в 2,3 раза, а сумма – в 2,5 раза.
Доля МСБ в ВВП Казахстана по итогам 2019 года превысила 30%, а темп роста сопровождался ускорением объема выпуска товаров и услуг субъектами бизнеса. В разбивке по видам МСБ наиболее сильный рост наблюдался у крестьянских и фермерских хозяйств (+22,8%); малые предприятия нарастили выпуск на 12,6%, а средние – на 9,8%; индивидуальные предприниматели показали прирост объемов товаров и услуг на 2,4% и пока не играют существенной роли в МСП (занимают долю в 6%). Львиная доля выпуска продукции и услуг среди малых и средних предприятий формируется малыми предприятиями (69%).
В результате по итогам прошлого года доля МСП в ВВП выросла с 28,4% до 31,7%; занятость среди таких предприятий выросла с 38,2% до 39,3% от общей занятости. Основная занятость формируется в сегменте малых предприятий и ИП, следует из данных госстатистики. В структуре выпуска продукции и услуг МСП превалирует сфера услуг, а на производственный сектор приходится лишь 44%. Крупнейшими сферами остаются торговля (26% выпуска), промышленность (менее 20%), строительство (свыше 16%) и сельское хозяйство (7,4%).
Рост бизнес-активности в форме МСП имеет связь с крупными городами и экономически развитыми регионами. Это наглядно отражает показатель числа субъектов бизнеса на 1 тыс. жителей. По плотности МСБ закономерно лидируют города Нур-Султан и Алматы. К слову, в столице из 200 субъектов бизнеса на тысячу жителей порядка 69 – малые и средние предприятия. При этом производительность труда в секторе МСП на 30% ниже, чем в других секторах экономики, добавляют аналитики инвестбанка, ожидая стагнации показателей в ближайшие годы ввиду кризиса, вызванного пандемией.
"Производительность труда в МСП на региональном уровне довольно неоднородна, к примеру, производительность труда в Атырауской области более чем в семь раз выше, чем в Туркестанской области, в г. Нур-Султане уровень производительности выше более чем в пять раз в сравнении с последней. Исходя из этого, можно предположить, что в отстающих регионах господдержка должна быть больше ориентирована на повышение уровня жизни населения и упрощение доступа к рынкам сбыта, что простимулирует спрос на продукцию и услуги местного бизнеса. В свою очередь, в сильных в экономическом плане регионах поддержка бизнеса должна оказываться только перспективным компаниям и увязана с обязательством роста от малого по размеру предприятия до крупного", – акцентируют аналитики Halyk Finance.
Кредитование МСП в РК снижается с 2017 года, а по итогам 2019 года показатель провалился на 13% в годовом выражении, что связано с более высокими рисками и высокой долей плохих займов на уровне, близком к 15%, что вдвое выше средних по кредитному портфелю БВУ. Однако из-за пандемии объем господдержки бизнеса вырос с 400 млрд до почти 2 трлн тенге.
Основной объем средств поступит через программу "Экономика простых вещей" в размере 800 млрд тенге. Средства пойдут на субсидирование процентных ставок, затраты на инфраструктуру и обучение предпринимательству. Также в рамках антикризисных мер внедрена отсрочка по налогам или снижена нагрузка на ФОТ, введены кредитные каникулы и мораторий на проверки субъектов малого и микробизнеса.
Султан Биманов
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!