Процесс демаркации госграниц Казахстана завершится через пять-семь лет

6281

Мажилис одобрил законопроекты, касающиеся линий границ Казахстана с южными соседями.

Процесс демаркации госграниц Казахстана завершится через пять-семь лет

Законопроекты РК «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о демаркации казахстанско-кыргызской государственной границы», а также «О ратификации Договора между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка государственных границ трёх государств» одобрены мажилисом Парламента и направлены в сенат на недавнем заседании палаты.

После ратификации данные договоры не подлежат ни денонсации, ни пересмотру.

Границы Казахстана в кыргызском направлении

Как следует из заключения профильного комитета, протяжённость демаркирования линии государственной границы с Кыргызстаном составляет 1257,07 километра. 

Начальной точкой госграницы является точка стыка государственной границы Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики, определённая соглашением между тремя странами от 25 августа 1990 года.

Конечной точкой госграницы определена точка стыка государственных границ Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан, определённая трёхсторонним соглашением от 15 июня 2001 года.

Как пояснил в ходе пленарного заседания мажилиса первый заместитель министра иностранных дел Мухтар Тлеуберди, Казахстан, помимо демаркации госграницы с Кыргызстаном, подписал аналогичные соглашения с Китаем (10 мая 2013 года) и Туркменистаном (18 апреля 2017 года, он вступил в силу 29 января 2018 года).

«В настоящее время мы проводим работу о демаркации госграницы с Узбекистаном, и проекты соответствующих договоров разрабатываются, переговоры ведутся, мы планируем в течение одного-двух лет завершить эти работы. А с Россией линия госграницы, как вы сами знаете, является самой длинной границей в мире, она составляет более 7,5 тысячи километров, поэтому с российской стороной мы начали работу, работа ведётся. В течение пяти-семи лет мы планируем завершить», – сообщил дипломат, отвечая на вопросы народных избранников.

По его словам, с Ташкентом с практической стороны работы завершены, осталось урегулировать бумажные вопросы.

В соответствии с договором между Астаной и Бишкеком один раз в 10 лет будет проводиться совместная проверка обозначения линии государственной границы. При этом в текущем формате каждое государство принимает меры по охране пограничных знаков, предотвращает их повреждение, перемещение или разрушение, а также несёт ответственность за установленные ею ограничительные знаки и обеспечивает уход за ними. Данный Договор между Казахстаном и Кыргызстаном подписан 25 декабря 2017 года в Астане.

Однако кыргызская граница для нашей страны является одной из наиболее оживлённых. И, несмотря на то, что на всём её протяжении действуют восемь пограничных пунктов пропуска (семь автомобильных и один железнодорожный), пересекающим границу людям приходится простаивать длительные очереди. Особенно увеличение потока как пассажиров, так и транспортных средств наблюдается в курортный сезон.

«Основные пункты пропуска – это Кордай, Аухатты и Сортобе. Действительно, в период летних отпусков у нас Кордай максимально забит гражданами как нашей страны, так и Кыргызстана. В связи с этим мы принимаем меры по увеличению пунктов паспортного контроля проверки документов до 36 единиц. Из них 18 – на въезд, 18 – на выезд», – сообщил заместитель председателя Комитета национальной безопасности, директор пограничной службы Дархан Дильманов. 

По его словам, после реконструкции число пунктов паспортного контроля планируется увеличить до 60. Для проведения модернизации таможенного пункта пропуска уже разработана проектно-сметная документация, все соответствующие заявки поданы. Ремонт будет курировать Министерство по инвестициям и развитию.

Однако такой ответ депутатов не устроил. Спикер палаты Нурлан Нигматулин просто математическое увеличение пунктов контроля вопрос не решит.

«Мы каждый год имеем жалобы от населения, и глава государства неоднократно делал замечания о том, что с обеих сторон собираются люди. Они жалуются, пишут письма, сообщают, в том числе и через внешнеполитические ведомства, посольства. Надо нам принять одно комплексное решение этого вопроса и довести его до конца. Вот вы сейчас докладываете, что к следующему году вдвое увеличите число (пунктов паспортного контроля. – Авт.), но если там 3х4 была комнатка прохождения досмотра и осмотра багажа, но вы хоть сколько поставьте инспекторов, вы больше не пропустите», – подчеркнул председатель мажилиса, предложив рассмотреть этот вопрос на межведомственной комиссии.

По международной практике количество устанавливаемых пограничных столбов на границе должно быть равным с обеих сторон. Но из-за рельефа местности иногда встречаются углубления, которых не видно. Тогда приходится устанавливать дополнительные столбы, чтобы они оказались в поле видимости. Согласно договору, казахстанских столбов на 11 больше, всего на казахстанско-кыргызской границе установлено 683 пограничных знака (на казахстанско-туркменской границе их также больше на 10 – из 366 столбов 178 установлено Казахстаном, 188 – Туркменистаном). Из них 354 состоят из одного пограничного столба, 286 – из двух, 43 – из трёх пограничных столбов. 

По словам Дархана Дильманова, пограничные знаки устанавливаются по обоюдному решению комиссий соседних стран. На равнинной открытой местности столбы, как правило, устанавливаются на расстоянии прямой видимости, двойные и тройные столбы устанавливаются для обозначения чёткости, если граница проходит не прямо, а где-то имеются повороты. Кроме того, двойные столбы устанавливаются, когда государственная граница проходит по воде и затем из воды выходит на сушу. 

После ратификации договора граница будет передана на баланс пограничной службы, она несет ответственность за состояние сохранности всех пограничных столбов. В данном случае предполагается проведение только одностороннего осмотра. В случае, если имеются повреждения, смещение столбов или они подвергнутся коррозии, то любые действия с этими столбами, будь то  промежуточный осмотр или восстановление, должны проводиться на двусторонней основе. 

«Пограничники отвечают за состояние столбов. То есть если вдруг будет обнаружено, что где-то на берегу рек подмыт один из пограничных столбов или где-то повреждение, соответственно, пограничная служба сообщает нам об этом. Мы по дипломатичным каналам информируем кыргызскую сторону. В их присутствии восстановление столбов у нас будет производить пограничная служба и предприятие «Казгеодезия», которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства. Если аналогичная ситуация возникает на участке ответственной кыргызской стороны, то, естественно, они нас формируют», – пояснил вице-министр иностранных дел.

Кроме того, каждые 10 лет проводится системный осмотр. Для этого создаётся правительственная делегация, куда включаются представители переговорной команды, Министерство иностранных дел, включая погранслужбу и «Казгеодезию».

«Почему мы вводим десятилетний период для совместной проверки демаркации? Мы исходим из жизненной практики. С Китаем мы сейчас начали работу совместной проверки демаркации границ, и этот опыт показывает, что за 10 лет, в принципе, больших изменений не бывает. Только на отдельных участках возникают восстановочные вопросы», – уточнил Мухтар Тлеуберди. 

Трёхсторонний договор с Туркменистаном и Узбекистаном

Точка стыка государственных границ трёх государств расположена в районе плато Устюрт. Местоположение точки стыка границы и прохождение линии границы отражены в следующих приложениях, которые являются неотъемлемой частью договора. 

Если быть точнее, то точка стыка находится в северной части солончака Шорказаклы, южнее чинка Капланкыр. Название Шорказаклы носит узбекские корни, в Туркменистане его называют Казаклысор, а казахстанская сторона никак не именует данную местность. В ходе трёхсторонних переговоров при обсуждении проекта данного договора стороны пришли к единому мнению, что будет использоваться данное название. При этом МИДом был учтён государственный каталог географических названий Республики Казахстан, который был разработан Национальным картограф-географическим фондом ещё в 2007 году.

По словам Мухтара Тлеуберди, в точке стыка нет приграничных знаков, так как высота пика составляет 200 метров и географическое расположение не располагает установить какие-либо обозначения. Поэтому оно значится только на карте.

Сам трёхсторонний договор был подписан 10 ноября 2017 года в городе Самарканде на уровне глав внешнеполитических ведомств. 

«Ратификация и вступление договора в силу будут способствовать завершению процесса делимитации государственной границы Казахстана с Туркменистаном и Узбекистаном, устранению возможных предпосылок для возникновения территориальных споров в районе точки стыка, укреплению национальной безопасности страны. Также хотел бы отметить, что, кроме того, международные договоры точки стыка были заключены в 1999 году между Казахстаном, Китаем и Россией, 29 августа 1999 года между Казахстаном, Китаем и Кыргызстаном, а также 15 июня 2001 года между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Таким образом, договор является документом, полностью завершающим делимитацию государственной границы Республики Казахстан», – отметил Мухтар Тлеуберди.  

Однако, как пояснил мажилисмен Нурлан Дулатбеков, рассматриваемый договор является важным международным документом, который завершает делимитацию государственной границы именно в южном направлении (аналогичные вопросы ещё не завершены с Узбекистаном и Россией).

Мажилисмены обратили внимание на то, что в приложении 1 к договору при описании точки стыка используется система координат 1942 года и балтийская система высот, тогда как в Узбекистане и России имеется национальная система координат.

«Как нам известно, данные системы были разработаны для республик Советского Союза и значительно устарели. Вместе с тем прошло уже более 20 лет со времени обретения независимости постсоветскими государствами. Почему до сих пор применяется именно данная система координат и какие республики Содружества принимают свои собственные национальные системы?» – задал вопрос депутат Жексенбай Дуйсебаев.

На этот счёт представитель внешнеполитического ведомства отметил, что при обсуждении закона использовался международный опыт. Три страны используют координаты, распространённые и понятные для всех.

В свою очередь, по словам первого вице-министра сельского хозяйства Армана Евниева, в настоящее время готовится пятилетний проект по разработке казахстанской национальной базы координат. Представители Министерства обороны, Министерства сельского хозяйства и других заинтересованных госорганов создали совместную рабочую группу, работа начата. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация.

Айсулу Тимурова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться