Председатель организационного комитета Ерлан Кожасбай в интервью inbusiness.kz рассказал, какой результат они ждут от домашнего ЧМ, отметив, что в этот раз тренерский состав делает ставку не только на опытных атлетов.
– Какие результаты были у наших ребят последние три года на мировых первенствах?
– В вольной борьбе у нас золотых медалей на мире не было. Были бронзы, были серебряные медали. В 2016 году проводили чемпионат мира, наш опытный борец Нурлан Бекжанов прошел в финал, хорошо отборолся, но дали второе место. В 2017 году в Париже наш известный борец Акжурек Танатаров взял бронзу. В прошлом году Нурислам Санаев прошел в финал соревнований и завоевал серебро.
Мы сейчас стабильно третий год с чемпионатов мира возвращаемся с медалями. Это важно, потому что растет общий уровень. Даже если взять чемпионаты Азии, то мы последние два года по семь медалей различных привозим домой. Ранее таких результатов не было.
– Как Казахстану удалось получить право на проведение чемпионата мира?
– Это была наша инициатива. Заявку подали еще в 2014 году, когда чемпионат мира прошел в Ташкенте. Тогда мы с прицелом на будущее, что будем готовы к этому времени, с учетом олимпийских лицензий подали заявку. Несколько стран подают заявку, кто-то отсеивается, остаются две, и путем голосования выбирается страна. Так получилось, что на последнем этапе остались Стамбул и Казахстан. Мы выиграли, и нам дали добро на проведение крупного старта.
– Чемпионат мира в Казахстане будет проходить впервые. Почему ранее мы не могли получить разрешение на проведение таких турниров?
– Во-первых, инфраструктура. Потом мы должны были подготовиться. В последние годы очень большие требования. Например, возможность подать сигнал на более 100 стран мира. Это касаемо телевидения. Плюс транспорт, аккредитация, размещение людей. Далее комиссия приезжала, они проверяли, мы минимум 5000 калорий по питанию должны были соблюсти, составляется специальное меню. Также нужно сделать ковры, помосты, и не каждая арена сможет такую возможность дать. И еще множество различных вещей, которые простым людям не заметны, но они есть.
– Как удается скоординировать организационные моменты?
– Если в цифрах сказать, то с 2005 года чемпионаты мира проходят объединенно по трем стилям: греко-римская, вольная и женская борьба. Ранее Казахстан не был готов заявиться, а теперь у нас есть такие большие арены для проведения крупных стартов. На сегодня это самый масштабный чемпионат, который будет проходить. Например, в Будапеште на прошлогоднем ЧМ участвовало 88 стран и 787 борцов. У нас заявились 1002 борца из 105 стран. Это будет самый масштабный чемпионат, из тех, которые ранее проводились.
Какая польза для нас? С последнего чемпионата Азии если посмотреть цифры, то 230 млн людей посмотрели только по телевидению соревнования. Резко пропорционально увеличится количество желающих увидеть ЧМ. Трансляция будет на 100 стран мира, и это хорошо для продвижения имиджа города. На "Барыс-Арене" 8500 мест. Зал будет заполнен, и минимум каждый день тысячи человек будут приходить и смотреть чемпионат мира. Плюс ребята, которые занимаются борьбой, увидят, как проходит чемпионат мира, увидят мировых звезд, проникнутся этим духом. Думаю, будет хороший эффект с учетом всех слагаемых.
– На днях в СМИ была информация, что для наших спортсменов в качестве спарринг-партнеров приглашены борцы из Дагестана. Как это удалось организовать?
– Практика проведения совместных сборов существует всю жизнь. Мы пригласили старшего тренера сборной России и старшего тренера сборной Дагестана Маирбека Юсупова. Он в мире борьбы очень авторитетный тренер, а вы знаете, что дагестанская команда – лидеры в мировом рейтинге. Вот вторые-третьи номера мы приглашаем на сборы как спарринг-партнеров. Все это за счет личных, хороших связей.
– Время от времени в СМИ появляются критические статьи о том, что у нас не совсем удачные результаты в этом виде спорта. Что нам мешает конкурировать на должном уровне с теми же россиянами, занимать первые места?
– Нам ничего не мешает. Нужно работать, и мы это делаем. Возьмем, например, Америку – родоначальника вольной борьбы. В США во всех школах есть обязательные на выбор секции борьбы и баскетбола. И это государственная программа во всех школах. Население страны вы тоже знаете. Так вот, есть разница, какой отбор – из 380 млн или 18 млн из Казахстана.
Во-вторых, в Казахстане ранее существовала практика привлечения легионеров. Сейчас вообще никого не привлекаем. Я категорически против этого. Мы пошли другим путем и приглашаем хороших тренеров. Плюс мое личное мнение – низкооплачиваемая работа тренера дала низкую квалификацию тренерского состава. В ДЮСШ тренеры в районах особенно получают 50 тысяч тенге. Какая у них будет квалификация? Все это сказалось негативно. Сейчас мы этот вопрос устраняем постепенно.
К тому же мы понаблюдали за кадетами и молодежью, которые показывали хорошие результаты. Но был провал по взрослым. Проанализировали ситуацию и два года назад открыли Академию борьбы в Алматы. Взяли 50 талантливых ребят, которые подают надежды. С этой академии есть два человека, которые уже могут во взрослом составе выступать за сборную. А в целом наши ребята молодцы и ничуть не хуже. Вы знаете, единоборства и борьба всегда были наш конек. Думаю, все минусы мы исправим.
– Перед домашним чемпионатом мира тренерский состав что-то новое брал на вооружение или все шло как обычно?
– Все было как обычно, но мы поменяли критерии отбора. За основу был взят американский опыт. У нас ранее существовала практика – чемпион Казахстана должен бороться на чемпионате мира. И это справедливо. Но кто-то может травмироваться, кто-то – заболеть в этот момент, быть не в форме, а между чемпионатом страны и чемпионатом мира остается еще полгода.
Мы взяли американскую модель, когда отбираются два-три претендента, даем им возможность провести схватки до двух побед. Это более справедливо, и вопросов ни у кого не возникает. В этом году четыре веса у нас были спорные, мы применили эту практику, и она показала, что она хорошо работает.
– Прогноз – дело неблагодарное, но от кого ожидаете медалей?
– Я отвечаю больше за вольную борьбу. Если взять команду, то состав известен. Нурислам Санаев – в 57 кг, он в прошлом году был серебряным призером ЧМ. Рассчитываем на Нурислама, потому что он опытный боец. В весе 61 кг также рассчитываем на опытного Расула Калиева. В категории 65 кг – Даулет Ниязбеков, трехкратный чемпион Азии, тоже не менее опытный борец.
Как уже выше отмечал, мы открывали Академию вольной борьбы в Алматы, два года молодежь там занимается, и у нас есть воспитанник академии Нуркожа Кайпанов в 70 кг. Он в этом году выиграл чемпионат Казахстана, взял Азию среди взрослых, думаю, такая темная лошадка может тоже показать себя с лучшей стороны. Из тяжеловесов надежды есть на Алишера Ергали в 97 кг и Олега Болтина в 125 кг.
– Все же программа-минимум какая?
– Вы знаете, что это лицензионный турнир. Три лицензии в Токио как минимум мы обязаны взять.
– Как сейчас наши спортсмены проходят этап подготовки, в том числе психологической?
– Все хорошо. Ребята опытные, а кто неопытные и молодые, то они даже по незнанию своему могут выиграть. Тренера хорошие, моральный климат тоже хороший, думаю, дадим результат.
Тулеубек Арынов