Один из таких проектов, реализация которого запланирована на следующий год, призван опровергнуть устоявшееся мнение о неизбежной зависимости Северного Казахстана от сезонных поставок овощей и фруктов с юга страны. Речь идет о строительстве большого тепличного хозяйства в Астане для демонстрации городского сельского хозяйства в северных регионах. "Мы хотим показать, что свежие овощи и фрукты не должны транспортироваться с юга, они должны выращиваться здесь, на севере, с помощью новых зеленых технологий", - говорит менеджер совместного проекта ЕС/ПРООН "Поддержка Казахстана для перехода к модели зеленой экономики" Гульжамал Исаева.
Черное агроволокно глушит бурьян
Собственно, демонстрационной поставкой "зеленых" технологий для трансформации казахстанского села ПРООН занимается в республике с июня 2015 года. Но соответствующая программа, предварительные итоги которой были подведены в столице Казахстана в среду, носила грантовый характер и грандиозными масштабами не отличалась. Общий бюджет демо-программы ПРООН, запущенной в прошлом году, составил 700 тысяч долларов, в ее рамках было отобрано 14 проектов, которые реализовывали казахстанские НПО. И именно в рамках этих программ прошли обкатку некоторые "зеленые" технологии, которые будут использоваться в будущем большом тепличном хозяйстве в центре страны.
Один из таких грантовых проектов был внедрен на 160 приусадебных участках в Акмолинской и Костанайской областях, которые, по словам исполнительного директора общественного фонда "Greenbridge & G-Global" Ильи Сухоносенко, были отобраны в 50-километровой зоне от Астаны и Костаная с тем, чтобы обеспечить максимальный демонстрационный эффект для тех же жителей столицы, в границах которой планируется выстроить городское тепличное хозяйство. "Главная цель проекта – продемонстрировать возможность комплексного использования новых для страны технологий на подворьях сельских жителей Акмолинской и Костанайской областей, которые продемонстрируют значительное водосбережение и повышение урожая в будущем", - сформулировал цель своего проекта Илья Сухоносенко.
По его словам, проект состоял в том, что на 100 участках в Акмолинской и на 60 участках в Костанайской области были внедрены три водосберегающие технологии – использование капельного орошения, гидрогеля и агроволокна. "Они были внедрены в комплексе, чтобы посмотреть, какое сочетание наиболее эффективно, то есть комплекс капельное орошение и гидрогель, либо агроволокно и капельное орошение - что нам даст в дальнейшем положительный результат", - пояснил исполнительный директор общественного фонда. Поясним, что гидрогель – это экологически безопасный препарат, который, впитывая воду, увеличивается не менее, чем в 300 раз и удерживает влагу в соотношении 300 миллиграмм на грамм.
По мере необходимости, гидрогель отдает влагу корням растений, в нем не заводится ни плесени, ни насекомых, ни вредных организмов. "Он отлично подходит для влаголюбивых растений и срок годности одного гранулата (слоя гидрогеля – прим. авт.) – пять лет, после пяти лет он полностью растворяется в почве, не нарушая баланса", - уточняет Илья Сухоносенко. Капельное орошение – это такой метод полива, при котором вода подается непосредственно в прикорневую зону выращиваемых растений, что снижает количество поливов, снижает количество внесения удобрений и трудозатрат. "Нами было использовано агроволокно черное и белое: черное мы использовали как грунтовое покрытие, оно полностью пропускает воду и воздух, почва под ним не уплотняется, при поливе на нем не заводится плесень, вместе с тем, испарения из почвы происходят медленнее и снижается количество поливов. Черное агроволокно не пропускает солнечные лучи, что полностью ликвидирует рост бурьяна, который так вредит обычным садоводам", - поясняет руководитель проекта.
Белое агроволокно применялось на 160 демо-участках весной, при ранних заморозках, и будет применяться осенью при заморозках. "Оно защищает растения при температуре до минус семи градусов, применяется при заморозках, осадках и как зимняя защита, имеет плотную структуру", - добавляет Илья Сухоносенко. Преимущества черного агроволокна, по его словам, особенно наглядно были видны в Акмолинской области, где на выбранных участках преобладала в основном глинистая почва, имеющая плохие физические свойства. "Учитывая, что в этом году лето было преимущественно дождливое, что вызывает рост бурьяна, черное агроволокно помогло, продемонстрировало свою эффективность, полностью ликвидировав рост бурьяна. А гидрогель помог снизить объем полива, впитывая влагу, полученную от осадков в виде дождя. То есть первые два месяца, июнь и июль огородники можно сказать почти не поливали свои участки, потому что шли дожди и агрогель впитывал влагу и отдавал по мере необходимости растениям ее", - констатировал Илья Сухоносенко.
Тройной урожай под дождями
"В Костанайской области у нас преобладает светло-каштановая почва, на примере демо-участков было выяснено, что капельное орошение в комплексе с гидрогелем и черным агроволокном уже снизило водопотребление до 45-50 %, что сократило полив в 2-2,5 раза", - продолжает руководитель проекта. К основным результатам демо-проекта он отнес то обстоятельство, что количество людей, вовлеченных в него (а исчисление ведется за счет прошедших тренинги хозяев участков, не охваченных проектом), составило 16 тысяч человек. "Мы очень плотно работали с волонтерами, привозили на свои демо-участки студентов аграрного университета, молодых агрономов, чтобы они могли повозиться с землей, посмотреть, как что растет, ознакомится с новыми технологиями. И отрадно видеть, что люди относятся к новым технологиям положительно, идут навстречу, принимают кого-то, показывают свои участки", - заключил Илья Сухоносенко.
А еще один участник этого демо-проекта - руководитель общественного фонда "Агро Грин" Татьяна Немцан – заострила внимание на другом результате комплексного использования трех вполне доступных технологий: по ее словам, урожайность на демо-участках выросла в три раза по сравнению с аналогичными участками, расположенными рядом с зоной проекта. "Могу сказать, что особым прорывом в данной технологии было внедрение агроволокна и технологии гидрогеля, о которых вообще никто ничего не знал, - говорит Татьяна Немцан. - И когда июль месяц порадовал нас обильнейшими дождями, в основном все томаты, посаженные в Северном Казахстане, подверглись самому коварному нападению – заболеванию фитофтором, когда просто растение от переизбытка влаги погибает. А на двух опытных участках, где внедрено комплексное использование технологий, показали урожайность в 3,5 раза выше и качественнее с одинаковым количеством кустов".
"Мы не вносим ничего нового, мы просто показываем, как использовать современные, очень интенсивные технологии, к которым относится, например, технология солнечного водоколлектора, оборудования, способного нагреть в ночное время, в дневное время, зимой, температуру подпочвенного нагрева в теплицах до плюс 22 градусов. И это – норма, мы на практике продемонстрировали и учим сегодня фермеров, что сегодня, делая такие агротехнологические решения, можно обеспечить постоянную урожайность культур, в частности, огурцов от 22 до 60 килограммов с квадратного метра", - добавляет она. Кроме этого, в рамках данного проекта впервые было апробировано сплинкерное дождевание (дождевание - орошение с использованием самоходных и несамоходных систем кругового или фронтального типа, специальные же устройства – сплинкеры – повышают влажность воздуха в приземном слое и снижают температуру почвы) в условиях фитодиодной теплицы. Которая появилась в Акмолинской области, кстати, опять же при поддержке Программы развития ООН в рамках проекта продвижения энергоэффективного освещения. "Сегодня фитодиодная теплица является местом паломничества фермеров не только сельских территорий, но и представителей малого бизнеса, так как это эффективная демонстрация возможности получения различных видов культур, которые сегодня на рынке ресторанов и кафе пользуются повышенным спросом", - подчеркнула Татьяна Немцан.
По словам руководителя общественного фонда, с теми, кто приезжал просто посмотреть на результаты проекта, долго о пользе новых технологий дискутировать не приходилось. "Мы просто приводили наших слушателей на эти участки, разрезали помидор, люди его пробовали - и все становилось понятным, - говорит Татьяна Немцан. – Еще одна изюминка проекта в том, что к нему подключилась молодежь студенческая, у которой будущий профиль будет агротехнологии. И я думаю, что данная проектная инициатива должна быть поддержана министерством образования, особенно широко в компетенции колледжей и вузов", - заключила она.
От теплиц до рыбных хозяйств на водохранилищах
По словам менеджера совместного проекта ЕС/ПРООН "Поддержка Казахстана для перехода к модели зеленой экономики" Гульжамал Исаевой, продолжать грантовую программу для мелких проектов ПРООН в Казахстане уже не будет. Но зато приступт совместно с правительством к разворачиванию крупных демо-проектов, к которым, помимо появления в Астане большого тепличного хозяйства, относится еше и коммерческое использование гидротехнических сооружений.
"В Казахстане много гидротехнических сооружений, которые финансируются из государственного бюджета, и выполняют только одну функцию – либо предотвращения чрезвычайных ситуаций, либо орошения и подачу питьевой воды, - напоминает Гульжамал Исаева. - На примере одного сооружения – Карасайского водохранилища в Алматинской области – мы хотим показать, что данное сооружение может приносить прибыль и привлекать инвестиции в регион. Мы хотим показать комплексное использование гидротехнических сооружений, то есть разработать такой проект, где на данном сооружении будет создано рыбное хозяйство, прудовое хозяйство, тепличное, установлена мини-ГЭС для энергоснабжения данной инфраструктуры, также реакрационные зоны создать. То есть мы хотим показать, что через государственно-частное партнерство такая водная инфраструктура может привлекать инвестиции, быть экономически выгодной".
По ее словам, данный проект, равно как и проект по созданию большого тепличного хозяйства в столице Казахстана, сейчас находится на стадии проектирования. Как и проект по решению проблемы водоотведения на селе на примере поселка Акшы в Алматинской области. "Мы там хотим показать, как можно решить проблему водотведения на селе: мы знаем, что большие средства в рамках госпрограмм выделяется на подачу питьевой воды, но проблема водоотведения пока не решена, - поясняет менеджер проектов ПРООН. - Мы хотим показать, какое оборудование и какие системы могут использоваться, это должно быть экономически выгодно и не требовать больших эксплутационных нагрузок и техники, недоступной на селе, специалистов – такую систему хотим разработать и показать, чтобы государство могло перенести это на другие населенные пункты. И в Кызылорде будет осуществлен проект по оазисному орошению, где мы демонстрируем, что современные методы полива, зеленые технологии способны вернуть сельское хозяйство в пустынные и в полупустынные регионы Казахстана. То есть на примере одного фермерского хозяйства в Кызылорде мы покажем, как можно развивать сельское хозяйство на пустынных территориях. Все данные проекты сейчас на этапе проектирования, и надеемся, что к концу следующего года мы их презентуем. Поскольку все они на стадии проектирования, сметную стоимость проектов я озвучить не смогу пока, более точные цифры будут в следующем году", - заключила Гульжамал Исаева.
Игорь Воротной