Пять ступеней для продвижения казахстанских товаров за рубежом

8655

Теперь работу казахстанских посольств за рубежом будут оценивать по определённым критериям.

Пять ступеней для продвижения казахстанских товаров за рубежом

В 2019 год Министерство иностранных дел страны вошло с новыми для себя задачами. Теперь казахстанская дипломатия должна в форсированном режиме приобрести определённые бизнес- и пиар-навыки, чтобы, во-первых, привлечь в страну инвестиции, во-вторых, продвигать товары с лейблом Made in Kazakhstan за рубежом.

Напомним, под занавес прошлого года глава государства принял решение поменять профиль внешнеполитического ведомства, сделав акцент на "экономическую составляющую" её деятельности. Это потребовало смены главы Министерства иностранных дел. Им стал 54-летний Бейбут Атамкулов, занимавший до этого пост министра оборонной и аэрокосмической промышленности.

Выбор его кандидатуры не случаен. Атамкулов – это персона "три в одном": производственник (по первому образованию он – металлург), экономист – по второму образованию, а также имеет опыт работы в дипломатической сфере.

Однако возникает вопрос: как именно наши посольства за рубежом должны будут перестроить свою деятельность, чтобы, помимо чисто дипломатической работы, взять на себя новые обязанности? В интервью abctv.kz заместитель министра иностранных дел Роман Василенко рассказал, что министерство определило пять основных шагов для выполнения поставленной перед ним задачи.

– С учётом того, что с этого года деятельность министерства обретает ярко выраженный внешнеэкономический профиль с акцентом на инвестиционно-экспортный блок, в первую очередь, для всей сети наших диппредставительств за рубежом будут выработаны конкретные показатели, которые будут стимулировать их работу в торгово-экономическом направлении.

Так, перед посольствами будут поставлены конкретные цели и утверждены критерии оценки работы (KPI) загранучреждений. Благодаря этому мы сможем понимать, какие посольства наиболее эффективны в привлечении реальных инвесторов и из каких стран. Пока эти критерии разрабатываются.

Каким будет второй шаг?

– Будет продолжена практика демонстрации возможностей казахстанских предприятий за рубежом, так называемые Road shows. В прошлом году министерство и посольства совместно с Внешнеторговой палатой Казахстана организовали 15 торговых миссий казахстанских товаропроизводителей.

Нам в этом помогали и дальше будут помогать: Банк развития Казахстана, фонд развития предпринимательства "Даму" и национальная компания "КазахЭкспорт", которые оказывают финансовые и страховые меры поддержки. Есть также Национальная палата предпринимателей "Атамекен", которая оказывает консультационные и сервисные меры поддержки. С учётом смещения акцентов на экономический профиль МИД будет встроен в эту цепочку поддержки экспорта с особым фокусом на внешнюю составляющую.

Третий шаг?

– МИД в тандеме с Внешнеторговой палатой будет оказывать поддержку отечественным товаропроизводителям через сеть торговых представительств Казахстана за рубежом. В ближайшее время она будет значительно расширена, особенно в странах, где наблюдается высокий интерес к казахстанским товарам и экологически чистым продуктам питания казахстанского производства.

 – Как известно, в ведение МИД перешло АО "НК Kazakh Invest". Как ваше ведомство будет взаимодействовать с Kazakh Invest?

– Взаимодействие между МИД и АО "НК Kazakh Invest" уже выстроено, всё наше внимание направлено на привлечение иностранных инвесторов. Это и есть четвёртый шаг в нашей новой деятельности.

В настоящее время активно функционирует трёхуровневая система привлечения инвестиций (внешний, центр, регион), где уже определены зоны ответственности как МИД, так и АО "НК Kazakh Invest".

На внешнем уровне наши загранучреждения предоставляют полный спектр услуг для иностранных инвесторов, включая предоставление консультации о приоритетных секторах (как работать и с кем сотрудничать).

На центральном уровне продолжают свою работу Комитет по инвестициям МИД РК и АО "НК Kazakh Invest", которое, в свою очередь, служит единым переговорщиком с инвесторами от имени правительства РК.

Далее следует региональный уровень, где инвесторов сопровождают органы местной власти и региональные представители АО "НК Kazakh Invest". В целом интеграция в систему МИД позволит шире использовать возможности и потенциал наших посольств за рубежом для привлечения инвестиций.

И, наконец, пятый шаг?

– Как я уже сказал выше, будет проводиться анализ работы посольств. Но он нужен не только для того, чтобы выставлять оценки их деятельности. Анализ поможет нам понять, куда нам направлять наши совместные усилия в приоритетных для нас странах.

О каких странах идёт речь?

– Согласно действующей Национальной инвестиционной стратегии на 2018-2022 годы, определены 11 наиболее приоритетных стран для привлечения инвестиций в Казахстан. Это: США, РФ, Великобритания, Германия, Франция, Италия, КНР, Япония, Южная Корея, Турция, ОАЭ. Также приоритетными для нас являются: Австрия, Испания, Нидерланды и Польша в Европе, а также Иран, Кувейт, Катар и Саудовская Аравия на Ближнем Востоке.

От редакции: напомним, что экономика Казахстана до сих пор сильно зависима от сырьевой направленности своей экономики. Казахстан обладает огромными запасами нефти, газа и руд цветных металлов, урана, которые являются главными экспортными товарами, что делает экономику республики уязвимой от мировых цен на сырьё.

Власти страны давно ставят перед правительством задачу построить самодостаточную экономику, производящую не только большие объёмы чёрного золота, но и товары более высокого передела, которые могут быть конкуренты на международных рынках. Для этого нужны новые предприятия с новейшими технологиями, для строительства которых необходимы инвестиции.

Эксперты утверждают, что сегодня все страны мира нуждаются в инвестициях, в том числе зарубежных, для того чтобы улучшить положение национальных экономик. Но, прежде чем использовать иностранные капиталы, их надо сначала привлечь, и конкуренция в этой сфере усиливается.

В последние годы казахстанское правительство предприняло конкретные действия по улучшению своего инвестиционного климата, в первую очередь по защите инвестиций. Власти уверены, что Казахстан – одно лучших мест для вложения инвестиций, и такая уверенность опирается на реальные возможности страны.

Во-первых, это богатые недра, во-вторых – выгодное транзитное положение республики в самом центре Евразийского материка. В-третьих – стабильность. В-четвёртых – человеческий капитал, открытый для всего нового, что создано в мире.

Президент страны Нурсултан Назарбаев  добивается, чтобы все правительственные ведомства, агентства, компании работали над решением инвестиционной задачи. Поэтому и характер деятельности МИД становится шире, чем чисто дипломатической.

По мнению эксперта, назначение нового министра иностранных дел только часть этого процесса, поскольку в ведение министерства передано АО Kazakh Invest, занимающееся продвижением казахстанского экспорта.

Скорее всего, в дальнейшем мы увидим, как МИД Казахстана станет принимать активное участие в привлечении капиталов из внешних источников. В то же время ему придётся активнее взаимодействовать с другими казахстанскими структурами, занятыми международным экономическим сотрудничеством, в том числе и на корпоративном уровне.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться