– Марат Асхатович, думаю, сегодня уже можно говорить о предполагаемых итогах работы за год?
– Да, мы проводим предварительную оценку. По итогам 11 месяцев мы добыли свыше 15 миллионов тонн угля и выработали свыше 13,3 миллиарда киловатт-часов. Если говорить об ожидаемых результатах, по добыче угля ожидается увеличение порядка 3%, по электроэнергии рост составит около 5%. Новый год будем встречать в "семиблочном" режиме. Хочу напомнить, что доля нашей станции на оптовом рынке составляет 17%.
– С чем связан рост?
– Могу это связать с тем, что программа индустриально-инновационного развития работает, предприятия наращивают мощности. Думаю, рынок оздоравливается, а это напрямую сказывается на спросе угля и электроэнергии.
– У вас был период, когда разрез "Восточный", входящий в состав корпорации, добывал по 18 миллионов тонн угля в год и строились перспективы на 20 миллионов тонн. Потом скатились назад. Есть планы поднять планку по выработке?
– Да, было такое, но я думаю, это не падение, а некоторое перераспределение. Наши потребители, в принципе, определены. Они потребляют уголь и наш, и наших соседей, добывающих уголь Экибастузского месторождения. Возможно, объемы и не растут, но они перераспределяются между нашими разрезами – это говорит о том, что работа есть у всех. И это не так уж и плохо. Мы планируем и новые высоты. Скорректировали наш проект развития разреза, где предусмотрена добыча на 18 миллионов тонн. Причем это планируется на ближайшие годы. Мы ориентируемся на потребность рынка.
– Спрос будет расти?
– Да, это ощущается, поэтому и планы меняются в сторону увеличения.
– И все же увеличение связано с появлением новых потребителей или нынешние увеличивают объемы потребления?
– Во-первых, наша станция несколько увеличила потребление угля. Во-вторых, наши российские потребители нарастили объем.
– Омск?
– Да. И павлодарские станции.
– Коль скоро растет спрос на электроэнергию в стране, планируется ли строительство нового энергоблока? ERG озвучивала такую идею, как практически, принятое решение.
- У нас есть еще два блока, которые подлежат модернизации. Если говорить об общем рынке, то вы знаете, что север Казахстана имеет некоторый избыток в электроэнергии. В зависимости от того, как будет вести себя рынок в будущем, на него будем реагировать. Пока мы реализуем принятую программу: занимаемся модернизацией энергоблока № 5, планируем завершить работы на нем в середине будущего года. Затем на очереди блоки № 7 и № 8, по которым рассматриваем различные варианты и предложения от разных производителей.
– А сколько уже вложено в программу модернизации?
– Только в блок № 5 более 204 миллионов долларов. Это серьезные деньги и серьезное оборудование. Монтаж нового блока с увеличенной на 25 МВт мощностью осуществляется в ячейке блока 300 МВт. В этом принимают участие и конструкторы завода, и технические сотрудники электростанции.
– Уголь "Восточного" на сегодня имеет лучший товарный потенциал за счет усреднения. При этом вы продолжаете совершенствоваться, речь об обогащении угля.
– Да, мы поставляем потребителю усредненный уголь. Тем он и интересен для него. Но на этом не останавливаемся. Есть программа, в которой задействован научно-исследовательский инжиниринговый центр ERG. Рассматриваем возможность обогащения угля, с тем чтобы снизить его зольность и увеличить калорийность. Кроме этого, мы формируем линию по фракционированию угля. Есть проект, который будет позволять получать уголь определенной фракции. А это, полагаем, вызовет интерес коммунально-бытового потребителя и заводов, которые нуждаются в угле без мелочи.
– Как Аксуский ферросплавный, например?
– Да, в том числе.
– Это означает, что вы нашли способ расширения круга ваших потребителей?
– И круга потребителей, и диапазона нашей продукции.
– Хотелось узнать о золе. На Экибастузкой ГРЭС-2 поставили специальную установку по ее изъятию и реализуют ее.
– У нас тоже есть такая установка – по отбору и выдаче сухой золы, причем она функционирует у нас достаточно давно. Мы отбираем сухую золу из-под электрофильтров, подаем на склады и в последующем реализуем потребителю.
– Кто покупатель?
– Например, компания "Казахмыс", дорожники и есть другие. Объем реализации сухой золы в этом году составил порядка 100 тысяч тонн. И второе направление – это работа с подрядчиком, который осуществляет сбор и вывоз мелкой фракции золы, так называемой микросферы. В этом году эта работа проводилась на новом золоотвале. Важным экологическим аспектом этой работы является то, что мелкую фракцию золы необходимо собрать и передать потребителю, исключая возможность ее выноса в окружающую среду в ветреную погоду.
– А по году станция сколько производит золы?
– В год образуется порядка 3,5 миллиона тонн золошлаковых отходов, из которых реализуется только зола, то есть мелкая фракция. При помощи установки, действующей на электростанции, за период с 1989 по 2016 год реализовано 1,7 миллиона тонн сухой золы. С 2014 года на золоотвалах электростанции внедрена практика сбора и реализации легкой фракции золы уноса. До 2016 года продано 35,9 тысяч тонн.
– Не густо. В этом году горожане жаловались на пыльные бури с золоотвалов станции. Что случилось?
– В конце 2016 года была завершена эксплуатация старого золоотвала и осуществлен переход на новый. Возникла необходимость снижать уровень воды, для того чтобы обеспечить возможность проведения технической рекультивации. Сейчас этой работой активно занимаемся, и до конца следующего года завершим ее однозначно. Задействованы два крупных подрядчика. Площадь отработанного золоотвала составляет порядка 700 гектаров. Мы сами здесь живем, поэтому четко понимаем, что проблему необходимо решать. На новом золоотвале применена технология с геомембраной, и в период эксплуатации для исключения выноса золы в летнее время будет обеспечено соответствующее увлажнение поверхности золоотвала.
– Сами не планировали перерабатывать золу?
– Мы считаем, что наша главная задача все же производить электроэнергию и осуществлять добычу угля, чтобы потребитель получал нашу продукцию своевременно и надлежащего качества.
– Марат Асхатович, возле станции создается промзона, и можно предположить, что местные власти будут просить для приходящих инвесторов реализовывать электроэнергию подешевле. Как Вы относитесь к такому предложению?
– Всю электроэнергию мы продаем с шин, и доставка ее осуществляется по сетям КЕГОКа. Могу лишь сказать, что дороже, чем на рынке, она не будет. Мы подключили к себе новую теплицу по той цене тепла, которая не менялась многие годы.
– Немного о технике безопасности. Насколько реально работать без несчастных случаев? Человеческий фактор, думаю, трудно исключить?
– Вы правы, наверное, человеческий фактор будет существовать. Во всяком случае, наши усилия направлены на то, чтобы количество несчастных случаев c летальным исходом привести к нулю. На это нацелен ряд программ. К тому же внутри группы существуют определенные стандарты, требования которых расширены.
– А можно в цифрах продемонстрировать все эти усилия? Как в цифрах это выглядит?
– На мероприятия по охране труда в 2017 году запланировано более двух миллиардов тенге, что на 15% больше чем в 2016 году. Основные затраты запланированы на соблюдение требований промышленной безопасности, это ремонт зданий и сооружений, закупка нового и модернизация существующего оборудования.
Также обучаем персонал по программе "Парамедик", в этом году ее прошли 42 человека, дефибрилляторами оснащены медпункты подразделений корпорации. На данную программу в нынешнем году направлено 8,8 миллиона тенге, на 2018 год уже запланировано обучение на сумму почти 11,5 миллиона тенге.
– Что можете сказать по отпускным ценам на уголь и электроэнергию? В следующем году планируется повышение?
– По электроэнергии, скорее всего, цена останется без изменений. По углю, если и будет увеличена, то не более, чем на уровень инфляции.
– Вы не первый год занимаетесь зарыблением Иртыша, направляя миллионы тенге. Не думали вы о том, что это деньги, если не на ветер, то попросту в воду сливаете? Или вас это не беспокоит: задачу по природоохранным мерам выполнили – и все.
– Мы ни в коем случае так не думаем, потому что мы сами живем возле этой большой реки. Есть заключение государственной экологической экспертизы, которое с учетом значимости Иртыша для природы региона и страны предписывает заниматься очисткой устья отводящих каналов, что мы и делаем. Кроме того, этим заключением предусмотрена и научно обоснованная программа зарыбления. Что касается эффекта, видно, что карп, которого мы выпускаем в реку сеголеткой весом в 20-30 граммов, здесь прижился. Об этом говорят и наши рыбаки.
– А ваш ли это карп?
– В этом районе, вблизи Павлодара этой разновидности рыбы не было прежде. Так что эффект есть. Мы абсолютно уверены, что поступаем правильно, поскольку выполняем не только одно из важнейших природоохранных мероприятий, но и содействуем сохранению биоразнообразия ихтиофауны Иртыша.
– От Аксуской станции сохранилась линия электропередач в сторону Российской Федерации?
– С советского времени существует единая энергетическая система, она до сих пор сохранилась, поэтому связь с Россией по линии 500 кВ существует. Мы имеем возможность передавать электроэнергию в случае необходимости. Линии сохранились, они в рабочем состоянии.
– Вам пока этот рынок не интересен?
– Мы работаем на рынок Казахстана, причем более половины вырабатываемой нами энергии потребляют предприятия группы. Мы понимаем, что спрос на электроэнергию в стране растет, происходит запуск новых предприятий, и им потребуется электричество, так что интереса такого нет.
– Программа энергосбережения насколько актуальна для предприятия, которое ее и производит?
– Актуальна. Усилия наших специалистов направлены на снижение уровня собственного потребления, для того чтобы затраты на производство электроэнергии были ниже. Наш основной показатель – это удельный расход условного топлива и электроэнергии на собственные нужды, которые и определяют состояние энергосбережения на предприятии. Диапазон, в котором мы находимся, – это 350 миллиграммов условного топлива на киловатт отпускаемой электроэнергии. До модернизации он составлял порядка 368 миллиграммов. В частности, удельный расход топлива на производство электрической энергии энергоблоком № 6 по итогам проведенной реконструкции снизился на 14,2%, а удельный расход топлива в целом по станции – на 1,3%.
Расход электроэнергии на собственные нужды у нас ниже нормативного, принятого в Казахстане. Для сравнения, если на отечественных станциях расход электроэнергии на собственные нужды составляет порядка 7%, то у нас на отреконструированных энергоблоках – 4%, а на старых – около 5%. Кроме того, нами ежегодно реализуются годовые планы энергосбережения. И если по итогам прошлого года корпорацией была получена экономия около 25000 тонн условного топлива, то только за девять месяцев 2017 года мы сэкономили 33000 тонн условного топлива. Экономия налицо.
Марина Попова