/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
«Режим ЧП: бизнес & государство»: как промышленность возвращается к жизни

«Режим ЧП: бизнес & государство»: как промышленность возвращается к жизни

Телемарафон в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

08:03 22 Апрель 2020 4943

«Режим ЧП: бизнес & государство»: как промышленность возвращается к жизни

Автор:

Елена Тумашова

С 20 апреля в Нур-Султане и Алматы начали снимать карантинные ограничения с бизнеса. Возможность возобновить работу получили промышленные предприятия, компании из сектора строительства и сферы услуг (в двух городах разрешенные виды деятельности различаются).

Как проходит процесс «возрождения», какие проблемы при этом возникают и какие решения находятся? Об этом поговорили участники телемарафона «Режим ЧП: бизнес & государство» в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

Как бизнес выходит из режима коронавирусной паузы? Ведущий Данил Москаленко начал виртуальную встречу со статистики: «44% предприятий приостановили деятельность, 30% ограничили, 26% не ввели никаких ограничений», – привел он данные опроса, проведенного Нацпалатой среди 2 тысяч предприятий. «Мы проводим регулярные опросы предпринимателей практически во всех регионах вплоть до районного уровня. Количество участников наших опросов уже превысило 15 тысяч, но общие тренды примерно такие, как вы озвучили», – прокомментировал заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

Лайфхак от строителей

Первым из бизнесменов к дискуссии подключился представитель компании «Svoi dom» из Нур-Султана Абзал Сагымбаев. Он рассказал, что 20 апреля компания приступила к работе. «На трех строительных объектах мобилизовали около 700 человек. Обеспечили их всеми средствами санитарной защиты, проводим ежедневный инструктаж. Тот персонал, который на территории стройки не проживает, довозим специальным транспортом», – рассказал собеседник.

«Ранее говорилось о том, что строительный бизнес обяжут обеспечить проживание работников на объекте. Сейчас к вам такое требование предъявляется?» – спросил ведущий.

«Желательно, конечно, чтобы персонал проживал на территории стройки. Мы эту проблему решили так: подрядчиков, которые могут приезжать со стороны, пока не привлекаем, обходимся своими силами», – ответил собеседник.

Справки-«нарушители»

По словам Абзала Сагымбаева, пока единственный вопрос, который беспокоит бизнес, – это «несогласованность госорганов». «Акимат нам выдал разрешения для тех автомобилей, которые снабжают наши объекты питанием и материалами, но полиция иногда не воспринимает эти разрешения. Получается двоякая ситуация: вроде бы работаем законно, но в то же время водителям выписывают административные штрафы», – поделился собеседник.

«Конечно, вы не представитель полиции, но, наверняка, предприниматели ежедневно обращаются к вам с такими вопросами», – обратился Данил Москаленко к заместителю руководителя управления по инвестициям и развитию предпринимательства г. Нур-Султан Касымхану Жузенову.

«Запросы обрабатываются в оперативном штабе. Нужно понимать, что сейчас все выезжают за город на посевные работы, такие вопросы часто возникают, потому что предприниматели начали подавать заявки на разрешение. Электронная база в Нур-Султане есть, но оперативный штаб не все запросы успевает обрабатывать», – пояснил представитель акимата столицы. По его словам, вопрос прорабатывается и в ближайшее время будет решен.

Абзал Сагымбаев добавил, что полиция, «бывает, изымает разрешения, приходится снова брать». Его взгляд на ситуацию вполне оптимистичен: «Мы постоянно на связи с акиматом, отрабатываем этот вопрос. Такая ситуация (возвращение бизнеса в строй в условиях карантинных ограничений. – Ред.) возникла в первый раз. Если сейчас за неделю отработать, то, надеюсь, все будет нормально».

«Берите безработных» – вариант не для всех

«Мы столкнулись с такой же проблемой», – вступил в дискуссию Денис Пичугин, административный директор ТОО «Белкамит» (машиностроительный завод в Алматы).

«База, которая формируется на основе сайта «Атамекен», существует, по всей видимости, отдельно от базы, которой пользуется дорожная полиция. Я на себе это проверил. Вчера по базе «Атамекена» прохожу, сегодня меня полиция останавливает. Как я понял, это происходит из-за того, что раз в сутки делается синхронизация этих баз. Рекомендация: сделать сноску на сайте infoalmaty.kz, что информация попадает в дорожную полицию через такое-то время», – поделился опытом спикер.

Он рассказал, что сегодня завод постарался вывести на работу максимальное количество сотрудников. «Предприятие не так просто запустить. Мы столкнулись с такой проблемой: когда город закрыли на карантин и «отрезали» область, мы потеряли примерно 50% персонала в цехах. Для нас сейчас это сильный удар. Предложение акимата «берите безработных в городе» – не наш вариант, потому что наш завод – специализированное предприятие, нам нужны квалифицированные, с особыми знаниями и навыками сотрудники», – говорит Денис Пичугин.

Сейчас предприятие пытается отладить бизнес-процессы, обходясь с теми возможностями, которые у него есть.

«Ситуация с работниками характерна не только для Алматы, но и для всех городов, где введен карантин. У многих компаний работники остались, как говорится, за кордоном. Мы просили акиматы, вели с ними переговоры по этому вопросу. Понятно, что сС одной стороны – бизнес-процессы, с другой – эпидемиологическая ситуация и здоровье людей. Пока было принято такое решение: либо до введения жестких ограничений завезти людей в город и обеспечить проживаем, что предполагает нагрузку на бизнес, либо пробовать работать в таком режиме. Все компании выбрали разные режимы», – прокомментировал Олжас Ордабаев.

Денис Пичугин заметил, что если будет «затягиваться ситуация с карантином», то предприятие «всячески поддержит» предложенную ранее идею расширения санитарной зоны.

Еще одно обращение от спикера касалось того, чтобы государство  не прекращало финансировать через бюджет или БРК крупные республиканские проекты, которые являются генеральными подрядчиками или EPC-контракторами завода. «Сейчас наблюдаем определенную задержку или, скажем так, затягивание оплаты от наших клиентов по совершенным отгрузкам. Это серьезно влияет на наши денежные потоки, выручку, и, соответственно, обязательства перед нашими партнерами. Просим эти проекты не тормозить и продолжать финансировать наших клиентов», – сказал спикер.

Когда заработают салоны красоты?

Во время прямого эфира поступали вопросы от зрителей. Один из них прозвучал так: «Действуют ли еще в Нур-Султане бумажные справки?»

Касымхан Жузенов пояснил: «На данный момент бумажные справки, которые ранее выдавались, действуют. С 20 апреля оперативный штаб рассматривает все заявки и вносит в электронную базу. Бумажные справки стали подделываться, они должны быть авторизированы с базой «Сергек» и электронно верифицированы. Новые бумажные справки уже не выдаются». Кстати, по его информации, в Нур-Султане примерно 80 тысяч людей с 20 апреля приступили к работе.

«Когда заработают салоны красоты?» – еще один зритель прислал вопрос по ватсапу.

«В салонах красоты высокий риск заражения из-за непосредственного контакта клиента и мастера. Предполагаем, что салоны откроют на третьем этапе (запуск части предприятий с 20 апреля – это первый этап возвращения бизнеса в экономику. – Ред.), об этом дополнительно сообщат», – ответил представитель акимата Нур-Султана.

И посоветовал следить за новостями, в особенности тем, что говорит минздрав, поскольку акиматы и оперативные штабы ориентируются в основном на показатели этого ведомства.

Проверяйте ОКЭД и количество сотрудников

«Когда снимут ограничения в Шымкенте?» – задали зрители еще один вопрос. Ответил на него Олжас Ордабаев.

«Буквально вчера на заседании правительства премьер-министр поручил всем акиматам начать прорабатывать механизмы и пути оживления предприятий в остальных городах по опыту Нур-Султана и Алматы. Механизмы у всех различаются, потому что в разных регионах разная эпидемиологическая ситуация, соответственно, меры и форматы допуска будут приниматься разные», – сказал спикер.

Он пояснил, что палата предлагала унифицировать подходы. Например, по проезду внутри городов можно было бы использовать логику портала infoalmaty.kz. Там достаточно понятный процесс. Акимат и оперативный штаб определяют ОКЭД, разрешенные в этих городах, компания указывает свой БИН, к которому привязан ОКЭД, по БИНу видно вид деятельности. Если этот вид деятельности разрешен, то компания подает перечень своих работников, которым необходимо разрешение на передвижение.

По поводу разрешенных видов деятельности Олжас Ордабаев сказал, что перечень определяется не палатой «Атамекен», а оперативным штабом, это решение городского или областного акимата. Потому что за эпидемиологическую картину в регионе отвечает акимат.

«Мы это понимаем, но постоянно спорим с коллегами, стараемся большее количество ОКЭДов включить в список. Тут как раз-таки и нужно найти баланс между тем, чтобы бизнес начал работать, и тем, чтобы не распространять коронавирусную инфекцию», – отметил спикер.

Он посоветовал предпринимателям обращать внимание на два момента. «Первый – ваш ОКЭД (по нему можно понять, относится ли деятельность компании к разрешенным. – Ред.). Второй – количество работников, для которых вы хотите получить разрешение. Данные о штате вашей компании регулярно передаются в Комитет по статистике. Поэтому если у вас числится, условно, 100 человек, то подать заявление на 1000 вы не сможете», – пояснил представитель НПП.

Кто-то не получил акт готовности. Почему?

«Почему список предприятий, которым разрешено возобновить деятельность в Алматы, такой небольшой?» – обратился Данил Москаленко к следующей участнице телемарафона, начальнику отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей г. Алматы Алме Турлыбаевой.

«У нас определено примерно 1200 предприятий: 65 – крупный и средний бизнес, более 1000 – малый бизнес. Из тех 52 предприятий, в которых был проведен аудит, акт готовности получила 41 компания, 11 отправили на доработку. Причины – несоответствие нормам и требованиям главного государственного санврача, прописанным в соответствующем постановлении», – рассказала спикер.

Основная претензия, пояснила она, – нехватка средств защиты. Каждый работник должен иметь по две пары перчаток и три маски на смену в зависимости от режима работы предприятия. На каких-то предприятиях недостаточно хорошо были оборудованы бытовые помещения, где-то не решили вообще или решили частично вопрос с развозкой сотрудников.

«Сегодня будет выезд на 50 предприятий. Приказом управления предпринимательства был определен состав восьми групп из 28 человек для выезда на предприятия, сводная информация поступает каждый вечер», – сообщила спикер.

Города разные, но правила нужны единые

Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Канат Ибраев тоже говорил о проблеме допуска. «Примерно 44% предприятий нашей отрасли находятся в Алматы. В разных городах разная система допуска к работе. Например, в Нур-Султане пошли путем доверия к бизнесу, сохранили порядок бумажных пропусков, сняли блокпосты, но усилили контроль над соблюдением самим предприятиями санитарных норм. В Алматы же пошли путем электронных пропусков, где-то появилось непонимание, обратной связи не было. Это наблюдается и в Костанае, и в Караганде. Хотелось бы все-таки четкий порядок и однообразный алгоритм действий по всему Казахстану», – поделился своим видением спикер.

На его взгляд, если опыт Нур-Султана с доверием к бизнесу оправдает себя, то это был бы лучший вариант. «Руководитель предприятия мог бы сам принимать решение и брать на себя ответственность. Бизнес у нас социально ответственный и действует в нормативном поле государства», – пояснил свою позицию глава ассоциации.

«Унифицированный подход мы поддерживаем, – прокомментировал Олжас Ордабаев. – И хотелось бы, чтобы в каждом городе применялись единые подходы и понятный механизм. Потому что есть предприниматели, которые работают в нескольких городах, у кого-то филиалы по всей стране находятся. Мы все-таки за цифровизацию, автоматизацию процессов и использование портала по примеру Алматы. Но пока решения по унифицированному формату не принято, в Караганде, например, действует собственный такой портал. Наша позиция – нужна транспарентная и понятная площадка, без бумажных пропусков, потому что они теряются, изнашиваются и пр. Необходимо вносить информацию в единую базу с дорожной полицией, и тогда это все упростит работу», – считает Олжас Ордабаев.

«Чтобы какие-то вещи не возникали по пути»

На взгляд Каната Ибраева, необходимо, чтобы закупка санитарных средств также осуществлялась централизовано. Сейчас каждый предприниматель должен решать эту задачу самостоятельно.

«Мы соблюдаем все требования, распечатали себе нормы и как в чек-листе отмечаем, что сделали. Но вот был случай. Комиссия приехала в одну из крупнейших компаний. Ввели дополнительное требование: должно быть обеспечено питание. Этому предпринимателю говорят: у вас нет столовой и кухни, вы должны заключить договор со сторонней организацией. Но в каких-то компаниях работники приносят «тормозок» из дома, в каких-то – организована общая доставка пищи. У нас социально ответственный бизнес, многие предприятия выдали аванс работникам, кто-то организовал питание, общежитие. За собственный счет, не в ущерб зарплате сотрудников. Нужно, чтобы было конкретное видение, и чтобы оно доводилось до бизнеса», – описал проблему глава ассоциации.

«Согласен, должны быть унифицированные требования», – прокомментировал Олжас Ордабаев. Он рассказал, что палата совместно с акиматами двух городов разрабатывает памятки для предпринимателей. «Разошлем их компаниям, чтобы бизнес знал, к чему готовиться, как нужно организовать работу, чтобы не нарушить требования и правила и не образовался очаг заболевания. И чтобы какие-то вещи не возникали по пути», – заключил спикер.

Телемарафон «Режим ЧП: бизнес & государство» – это совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Представители бизнеса и эксперты обсуждают актуальные проблемы в формате онлайн.

Елена Тумашова

В топе проблем предпринимателей вопросы логистики и перевозок

Для сбора, систематизации и решения проблем бизнеса с 2014 года НПП РК «Атамекен» реализуется уникальный проект «Реестр проблем предпринимателей».

07 Август 2020 16:47 268

В топе проблем предпринимателей вопросы логистики и перевозок

Это платформа, где каждый предприниматель может разместить сообщение о затруднениях, возникающих в своей предпринимательской практике. Также в реестре фиксируются предложения региональных палат предпринимателей и структурных подразделений центрального аппарата НПП.

Все выявленные проблемы бизнеса размещаются в открытом доступе на официальном сайте, где можно отследить ход рассмотрения вопроса. Открытое размещение позволяет избежать повторного поступления аналогичных обращений в адрес НПП.

Если проблема повлекла либо создает условия для причинения ущерба для неограниченного числа предпринимателей, в том числе для совершения коррупционных правонарушений, и требует принятия мер законодательного характера и государственной поддержки, то эти вопросы включаются в республиканский реестр.

Региональные палаты предпринимателей по аналогии с Республиканским реестром проблем ведут свои региональные реестры проблем. Сюда включаются обращения, решить которые компетентны местные исполнительные органы.

По инициативе НПП на постоянной основе проводятся встречи с госорганами, субъектами бизнеса и представителями бизнес-сообщества. Часть проблем закреплена в дорожных картах по реализации сотрудничества с Генеральной прокуратурой, агентством по противодействию коррупции. Проблемы решаются в рамках поручений канцелярии премьер-министра совместно с министерством национальной экономики Республики Казахстан.

И положительная динамика в решении проблем бизнеса очевидна. Большая часть проблем казахстанского бизнеса за годы существования НПП решена. Так, на сегодня реестр содержит 632 проблемы, распределенных по 45 направлениям деятельности, из них решено 514, или 81%.

Ранее нами была сделана подборка топ-10 проблем, по которым наиболее часто поступали обращения в 2019 году, и эти проблемы в итоге были решены.

В этом году положительное решение по следующим вопросам:

  • пересмотр страхования растениеводческой продукции в агропромышленном комплексе путем создания более удобных форм заключения договора, уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок и увеличение перечня страховых услуг;
  • отмена авансовых платежей за поставку газа бытовым и коммунально-бытовым потребителям (МСБ);
  • внесение изменений в статью 62 Земельного РК, в части сокращения числа участников кондоминиума, согласие которых требуется для раздела земельного участка до двух третей по аналогии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (пункт 3 статьи 4);
  • введение нормы по освобождению субъектов бизнеса от НДС по регулярным автомобильным перевозкам пассажиров и багажа на три года;
  • пересмотр методики расчета тарифа (цен, ставок, сборов) на регулируемые услуги подъездных путей;
  • отменено обложение гусеничных тракторов транспортным налогом и др.

К сожалению, ряд вопросов, включенных в реестр, остаются нерешенными с предыдущих лет, в том числе:

  • на рассмотрении НПП 33 проблемных вопроса;
  • по 55 проблемным вопросам предложения НПП рассматриваются государственными органами;
  • по 17 – одобрены госорганами и начата работа по их решению;
  • по 13 – предложения НПП отклонены государственными органами, ведется поиск альтернативных путей решения.

Согласно анализу, наибольшее количество обращений предпринимателей связано с деятельностью в сфере логистики и перевозок. Далее в рейтинге вопросы в отрасли строительства, закупок, медицинской и фармацевтической деятельности, образования, АПК и сельского хозяйства, естественных монополий и разрешительных процедур.

Стоит отметить, что реализация данного проекта позволила постоянно мониторить «общую картину» по имеющимся проблемам и препятствиям бизнесу и получать информацию о состоянии предпринимательства в целом. На основе данной информации определяются отрасли, требующие принятия комплекса мер по решению проблемных вопросов предпринимателей.

В сложный период пандемии поддержка и снижение административных барьеров для бизнеса особенна важна.

В случае возникновения проблем предпринимательской деятельности любой предприниматель может обратиться в Национальную палату предпринимателей либо в региональные палаты, а также в офис бизнес-омбудсмена.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как предпринимателю возобновить работу?

«Атамекен» презентовал платформу Infokazakhstan акиматам регионов.

07 Август 2020 10:56 1644

Как предпринимателю возобновить работу?

С 17 августа предприниматели начнут выходить из локдауна.

Чтобы начать деятельность, предпринимателям нужно получить разрешение от санитарно-эпидемиологической службы, сообщает сайт НПП «Атамекен».

Получить разрешение на работу предприниматели смогут на сайте infokazakhstan.kz. Об алгоритме по снятию запрета на работу и приеме заявок на возобновление работы рассказал председатель регионального совета РПП по городу Алматы Максим Барышев.

«При помощи ЭЦП предприниматель регистрируется на платформе, скачивает правила по открытию и готовит объект для посещения специалиста СЭС или открытия. Предприниматели должны будут загрузить заявку, которая составлена СЭС и содержит необходимые данные для открытия. Открытие платформы планируется уже на следующей неделе, и предприниматели уже смогут заполнять заявки», – рассказал Максим Барышев.

Заявка включает в себя:

  • наименование объекта;
  • Ф. И. О. и контакты владельца бизнеса;
  • количество сотрудников;
  • дата открытия объекта;
  • тип объекта (приказ № 836);
  • мощность предприятия;
  • наличие санпаспорта (при наличии).

«Предприниматель может зарегистрировать несколько объектов, регистрировать которые нужно отдельно. После заполнения заявки предприниматель берет на себя ответственность за соблюдение всех санитарных требований, и заявка попадает в СЭС. Если форма бизнеса не попадает под приказ, то предприниматель сможет открыться без проверки. Также есть несколько вариантов проверок со стороны СЭС: выездная проверка комиссии и дистанционная проверка при помощи видео», – пояснил спикер.

Если замечаний нет, то предприниматель получит разрешение на работу в личном кабинете InfoKazahstan. В случае несоответствия требованиям по открытию в личном кабинете будут размещены рекомендации. После устранения предприниматель сможет повторно подать заявку и указать, что замечания были исправлены. Любой гражданин сможет разместить жалобу о нарушении предприятием саннорм.

В личном кабинете предприниматель сможет отследить статус заявки, просмотреть электронное заявление, рекомендации и жалобы от граждан.

Как проверить вид деятельности на наличие разрешений?

На главной странице сайта будет создано окно, в котором предприниматель/гражданин сможет ввести БИН/ИИН и проверить наличие разрешения.

Для ТРЦ и торговых рынков разработан специальный порядок получения разрешения: выезд комиссии и приказ заместителя акима с подписью.

Заместитель акима СКО отметил, что для осуществления выдачи спецразрешений замакима должны быть наделены необходимым статусом, который должен регламентироваться нормативно-правовым актом.

Минздрав РК поддержал идею предпринимателей по мониторингу безопасных участков. На сайте будет размещена тепловая карта, где будут отображаться: данные плотности абонентов сотовой связи, плотность лабораторий, где делают ПЦР-тесты, вызовы службы 103 и жалобы посетителей.

«Эти четыре блока данных позволят увидеть карту эпидрисков. Условно на карте появятся красные – высокий уровень скопления людей, желтые и зеленые зоны. В высокорисковые зоны можно будет направлять группу для проверки. СЭС не имеет право приходить с проверкой без регистрации жалобы, поэтому после поступления жалоб полицейские из мониторинговой группы могут выйти на проверку. В случае подтверждения нарушений и регистрации жалобы на объект выйдет СЭС», – рассказал председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций президиума НПП РК «Атамекен» Болат Башеев.

Заместитель акима Атырауской области Ержан Абылханов просил подробнее рассказать, как будет осуществляться работа МИО и СЭС.

«Хотелось узнать, как СЭС видит эту работу. Будет создана группа, которая должна будет сидеть на сайте и мониторить жалобы или уже отобранные жалобы будут поступать в госорганы?» – задал вопрос Ержан Абылханов.

Заместитель акима города Алматы Сапарбек Туякбаев поделился опытом в проведении подобной работы при режиме ЧП.

«Мы уже сталкивались с подобной работой. Будет создана рабочая группа из представителей МИО, СЭС и Нацпалаты, также работал штаб, где аккумулировались все заявки. Взаимодействие прописывалось в постановлении главного санврача региона», – пояснил Сапарбек Туякбаев.

Вопрос взаимодействия платформы InfоКazakhstan с сайтом stopcovid.kz озвучил первый заместитель акима Западно-Казахстанской области Мухтар Манкеев.

«Дело в том, что наши граждане и предприниматели привыкли к работе на данном сайте. Его мы создали еще в марте, есть ли возможность наши сайты привязать, мы могли бы снять часть нагрузки?» – задал вопрос замакима ЗКО.

Максим Барышев пояснил, что технически возможно разместить на официальном сайте окно с переходом на InfoKazakhstan.

«Мы понимаем, что вопросов будет много и нам необходимы call-центры. Нацпалата готова привлечь около 20 сотрудников, но всю страну мы покрыть не сможем. Просим, чтобы МИО поддержали и помогли в разъяснении предпринимателям механизмов по получению разрешений в регионах», – обратился к замакима первый заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

До конца недели разработчики доработают сайт и представят его предпринимателям в обновленном виде.


Подпишитесь на наш канал Telegram!