Робот в помощь парламентариям

2667

Искусственный интеллект поможет отслеживать тенденции, происходящие в стране, для разработки новых законопроектов.

Робот в помощь парламентариям

В Казахстане разрабатывается информационная система "Е-законодательство", целью которой является обработка больших данных, Big data, которые будут поступать из интернет-ресурсов и баз данных государственных органов через их интеграцию.

Об этом сообщил министр юстиции РК Марат Бекетаев в сенате в ходе правительственного часа по вопросам совершенствования законотворческого процесса.

"В дальнейшем планируется подключить к этой системе искусственный интеллект-робот. Следует сразу сказать, что робот не будет за людей писать нормы законопроекта. Он будет обрабатывать аналитические данные по запросу госоргана и выдавать результат, необходимый для разработки проекта НПА", – пояснил министр.

Это позволит повысить качество направляемых в Парламент законопроектов. Пока же в них постоянно вносится корректировка. Как отметил председатель сената Касым-Жомарт Токаев, имеются случаи, когда в принятые Парламентом законодательные акты в течение года после вступления их в силу вносится до ста изменений другими законами. Поэтому по-прежнему недостаточно высок уровень планирования законопроектных работ, что порождает отсутствие системности, кампанейщину в законодательном процессе, запоздалые решения давно назревших проблем, многочисленные хаотичные поправки в кодифицированные акты.

"Некоторые законы страдают как внутренними противоречиями, так и отсутствием сбалансированности между собой. Одно и то же явление законы могут трактовать по-разному. Это, естественно, порождает критическое отношение общества к деятельности Парламента и правительства", – отметил спикер сената.

Особое внимание он обратил на острое стремление правительства соответствовать многочисленным рейтинговым показателям. Каждый государственный орган поставил перед собой цель достижения международных рейтингов на основе принципов, методов, соответствующих только их задачам. В то же время вхождение в группу высокоразвитых стран предполагает скоординированную работу всех органов правительства в этом направлении.

"Никто не ставит под сомнение важность взаимодействия с международными организациями, но их требования и запросы не должны подменять собой суть законотворчества, направленного на обеспечение национальных интересов, обслуживание нужд и потребностей прежде всего граждан Казахстана", – подчеркнул Токаев.

Кроме того, на качестве работы над законопроектами сказывается недостаточная организация законотворческого процесса, его планирования, что приводит к хаотичному представлению проектов, как правило, в последние месяцы календарного года или перед окончанием сессии.

Отдельная проблема касается отсутствия сбалансированного подхода к самой сути законодательной системы. По одним направлениям Казахстан идёт в сторону ужесточения, в других сферах мы увлекаемся либерализацией. Свод казахстанских законов, таким образом, лишается внутренней логической взаимосвязи, правовые установления только отдаляют от искомой цели – законопослушания, уважения к закону, снижения правонарушений.

"Между тем рост правонарушений против половой неприкосновенности, в сфере оборота наркотических средств, скотокрадства, а также многочисленные нарушения правил дорожного движения со смертельными исходами диктуют острую необходимость ужесточения ответственности за их совершение. Подобного рода преступления находятся в центре бурных дискуссий в нашем обществе, мягкие наказания или вовсе уход от уголовной ответственности путём медиации вызывают справедливое возмущение граждан, которые правильно ставят вопрос о чрезмерном увлечении и Парламента, и правительства гуманизацией законодательства в случаях, когда такой подход идёт во вред интересам государства", – подчеркнул спикер сената.

Однако, по мнению министра юстиции, внесение внеплановых законопроектов неизбежно и вызвано объективными причинами, поэтому это не должно расцениваться негативно.

Во многом внеплановые законопроекты обусловлены реализацией новых стратегических ориентиров, обозначаемых, например, в ежегодных посланиях главы государства.

Кроме того, главный юрист страны связывает этот вопрос с неустойчивой внешней конъюнктурой.

"Другое дело, если в недавно принятые законодательные изменения вносятся поправки из-за негативных последствий. Здесь должны быть вопросы к качеству законотворчества. Вместе с тем негативные последствия от законодательных изменений, как правило, возникают в двух случаях. Первое – когда разработчик неправильно спрогнозировал последствия. Второе – когда внесённые изменения положительные, но общество не было к ним подготовлено, например, из-за слабой разъяснительной работы", – отметил Бекетаев.

Айсулу Тимурова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться