/img/tv1.svg
RU KZ
Самое молодое кино Астаны выбирает серьезные темы

Самое молодое кино Астаны выбирает серьезные темы

В столице названы победители и призеры II молодежной премии KinostArt-2018 – выбор кинокритиков Казахского национального университета искусств.

12:29 06 Март 2018 4392

Самое молодое кино Астаны выбирает серьезные темы

Автор:

Влада Гук

Фото: Влада Гук

Кинопремия присуждалась лучшим студенческим фильмам, созданным в мастерских кино и телевидения киношкол и вузов Астаны в 2017 году.

В состав жюри вошли профессора и преподаватели специализации «Киноведение» КазНУИ и члены ассоциации кинокритиков Казахстана во главе с доктором искусствоведения, президентом ассоциации кинокритиков Гульнарой Абикеевой. А в церемонии награждения приняли участие известные деятели отечественного кино: легендарная Кыз Жибек – заслуженная артистка Казахстана Меруерт Утекешева, режиссеры Ася Сулеева, Ерлан Нурмухамбетов, Ануар Райбаев, художник кино Умирзак Шманов, дизайнер Зейнеш Абжанова и другие.

Церемония прошла стильно, весело и довольно камерно – в пространстве «Кухня WE». С другой стороны, народу набилось столько, что яблоку негде было упасть (а вот наградные статуэтки из рук взволнованных лауреатов, было, падали).

«Почему вообще возникла премия «Киностарт»? Потому что мне было больно, что основное кинодвижение происходит в Алматы, а астанинских ребят не видят и не слышат, – говорит руководитель проекта, киновед, член ассоциации кинокритиков Казахстана, член Национальной академии кинематографических искусств и наук Казахстана Инна Смаилова. – Нам хотелось представить астанинскую кинематографическую школу».

По словам Инны Смаиловой, вначале премия KinostArt была задумана как университетская, но уже на второй год своего существования она стала городской.

«Для первой премии киноведы мастерской искусствоведения при поддержке ректора, кафедры, факультета собрали работы всех ребят за 2016 год. Это были курсовые и дипломные работы. Но многие из этих фильмов к тому времени уже спокойно участвовали в различных казахстанских кинофестивалях: «Бастау», «Байконур», «Сарыарка». А затем мы поняли, что кино снимают не только у нас, в КазНУИ, и решили объединить усилия. Свои картины прислал Назарбаевский университет, где есть великолепная техническая студия, и там было очень много интересных работ. Кроме того, в конкурсе есть работы от Евразийского университета имени Гумилева и даже одна картина из медицинского университета. Она серьезная. Вообще, в этом году меня поражает серьезность тем, которые выбирают молодые кинематографисты».

В конкурсе участвовали игровые и документальные картины короткого метра, телевизионные проекты и один анимационный фильм.

«О чем теперь снимают? Обо всем. Если говорить о социальной проблематике, то наших молодых кинематографистов особенно интересует проблема семьи. Отношения отцов и детей, возможность диалога поколений. Очень много картин на эту тему, и это картины, в которых сразу чувствуется искренняя боль, волнение. Есть авторы, которые пытаются уже сейчас развиваться в коммерческом плане, применять визуальные технологии. Много картин, связанных с комикс-культурой, со всеми этими новыми вещами. Но если в прошлом году в фильмах у участников преобладала какая-то бравада, то в этом году она как бы и осталась, но больше заметно стремление серьезно, глубоко исследовать тот мир, в котором они живут», – рассказывает Инна Смаилова.

В итоге большинство призов достались все-таки кинематографистам из Университета искусств.

Фильм «1924» Даулета Исинбаева (КазНУИ, мастерская Ануара Райбаева) получил сразу два специальных приза: «За визуальную концепцию фильма» и приз сайта о кино Vosmerka.kz «За гармоничное сочетание формы и содержания, тонкое мировосприятие и режиссерское видение жанрового кино». Специальный приз имени Бауыржана Ногербека присудили фильму «Таң атты» (режиссер Султан Жумабекулы, КазНУИ, мастерская Жанибека Нурбекулы). Специальный приз «За открытие границ и отображение социальных проблем» присудили фильму «OHIO» режиссера Бауржана Калкабаева (ЕНУ).

Приз за лучшую актерскую работу получил (из рук Меруерт Утекешевой) актерский ансамбль картины «Темно» режиссера Мансура Баймухамбетова (КазНУИ, мастерская Ануара Райбаева).

Лучшая операторская работа – Куляш Балтабекова (документальный фильм «Карабас», КазНУИ, мастерская Талгата Тайшанова). Лучший монтаж – «Кто Я» (режиссер  Арман Каиржан, КазНУИ, мастерская Ануара Райбаева). Лучший сценарий – «Разрушение» (режиссер Еламан Шаубанов, КазНУИ, мастерская Сламбека Тауекела). Лучшая режиссура – «Дюма. Притча о серой жизни» (режиссер Елжас Ертысбаев, КазНУИ, мастерская Ерлана Нурмухамбетова). Лучший телевизионный проект – «Профессия мечты» (Айнур Сагандык, КазНУИ, мастерская Алмы Утекешевой). Лучшая анимационная работа – «Собака» (Мейржан Сандыбай, КазНУИ, мастерская Жанибека Нурбекулы). Лучший документальный фильм – «День мясника» (Нурсултан Нускабеков, КазНУИ, мастерская Ерлана Нурмухамбетова).

Пока трудно сказать, где можно будет увидеть эти картины, их наиболее вероятная судьба – фестивали и локальные показы. Но «две главные» картины «Киностарта» показали прямо на церемонии награждения.

Кроме того, они отправляются на конкурс кино «Выбор критиков – 2018», который состоится 19 марта в Алматы.

«Ассоциация кинокритиков Казахстана проводит свое награждение, уже в масштабе страны. В этом году мы сразу же договорились, что наши лучшие картины участвуют, в номинации «Короткий метр», в конкурсе «Выбор критиков». Должна была идти только одна картина, но, так как интересных картин оказалось больше, мы решили, что их будет две. Для ребят это большой престиж, реклама на всю республику», – поясняет Инна Смаилова.

Что же это за картины? Это победитель «Киностарта-2018» в номинации «Лучший игровой фильм» – «Zhel» режиссера Адилета Абиша, Назарбаев Университет. И Гран-при – фильм «Самал» (режиссер Шугыла Сержан, КазНУИ, мастерская Ерлана Нурмухамбетова).

«Zhel» – это фантастический фильм о событиях Желтоксана (да, оказывается, такое возможно). По сюжету молодой парень из нашего времени встречает девушку из декабря 1986 года, участницу студенческого протеста. Что это: сон, бред, галлюцинация или результат случайного пересечения временных пластов – можно понимать по-разному. Так или иначе, оставшись с глазу на глаз, герои выясняют, для чего был нужен Желтоксан и оправдались ли в будущем жертвы, принесенные его участниками.

Если Zhel похож на театральную пьесу, где большая часть действия происходит в замкнутом пространстве и основная сила – в диалогах, то в картине Шугылы Ержан «Самал», напротив, говорят очень мало – это история, целиком рассказанная языком образов. Героиня фильма, девушка по имени Самал приезжает из города домой, в аул. Дома – старуха мать, впавшая в детство, и старший брат, которому надоело за матерью ухаживать и тоже хочется в город, жить своей жизнью. Кажется, что здесь никто никого не любит, некого жалеть и ждать хорошего не приходится, но это только кажется. На самом деле это история, придающая силы жить.

Фильм снимали в ауле в Алматинской области, и жители аула участвовали в съемках – и в кадре, и за кадром.

Рассказывает продюсер и второй режиссер фильма Амир Аменов:

«Мы искали такой аул, чтобы был дом на окраине и, когда выходишь, чтобы сразу были видны холмы. У нас есть друзья в Алматы, они нам скинули фотографии, этот аул оказался идеальным. Там очень много красивых локаций, которые мы даже не все смогли снять, потому что для них не было места в сюжете. Если так можно сказать, этот аул не пострадал от улучшений. В других аулах, которые были в округе, видны спутниковые тарелки, новые здания. А этот, живописный, маленький, как будто остался в прошлом, и нам это на руку». По словам Амира Аменова, почти все актеры в фильме непрофессиональные, кроме двух исполнителей главных ролей:

«Самал – Жанэля Аликова, снималась в фильме «Аңшы бала» («Мальчик-охотник») Ерлана Нурмухамбетова в 2014 году и еще в разных сериалах в Алматы. Ее старшего брата играл Рустем Жаныоманов, актер театра в Алматы, он снимался в фильме «Ореховое дерево» и других. Эти актеры играли в фильмах нашего мастера Ерлана Нурмухамбетова. Все жители аула нам помогали: с транспортом, питанием, проживанием. И участвовали в съемках, как актеры. Не бесплатно, но платили мы немного – так, по-казахски благодарили. Потому что бюджет фильма был небольшой, даже неудобно говорить какой. Мы просто втроем сложились: я, Шугыла и оператор Азамат Муканов, у которого это была дипломная работа».

Хотя в концепции «Киностарта» заложены такие цели, как представление астанинской киношколы и «рождение неповторимого киностиля столицы» – хорошо и то, что киношники разных школ, городов и поколений учатся друг у друга, ездят друг к другу за натурой и в целом делают одно общее дело.

Режиссер и сценарист Ася Сулеева, выступая на церемонии, философски заметила:

«Даже для меня каждый раз, когда запускаешься на картину, это киностарт с неизвестным кинофинишем. Но как вы хотите снять хорошо свое кино, так и мы, которые уже на финише, тоже не хотим снимать плохое кино. Поэтому мы на равных. Желаю вам всем будущего, где будет много интересного: в кино, в жизни, в профессии. И будьте счастливы: это необыкновенная профессия – работать в кино и любить кино!»

Влада Гук

https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/JLvNxbra.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/CDYHfuwq.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/AFXL7C1m.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/GOICww7M.jpg

Музей им. А. Кастеева открывает свои двери

15 сентября в Алматы возобновят работу музеи, что даст возможность жителям южной столицы познакомиться с шедеврами Музея им. А. Кастеева. В честь этого редакция inbusiness.kz подготовила список работ, обязательных к просмотру.

15 Сентябрь 2020 10:43 1430

Начиная с 1935 года  Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан был и остается главным художественным центром страны. К богатой коллекции центральноазиатских художников и культурных артефактов в разные годы присоединялись и зарубежные гении. Так, в 2016-м в Алматы была привезена выставка самого дорогого художника в мире – Дэмьена Херста, а в рамках французской выставки 2012 года в стенах музея можно было увидеть Ренуара, Матисса, Родена, а также оригинальные платья Christian Dior и гобелен Людовика XIV. Сегодня временных экспозиций в музее нет, но улучшение эпидемиологической ситуации позволило открыться дверям музея вновь. Гости и жители южной столицы получили возможность познакомиться или  повторно взглянуть на богатый картинный фонд заведения. Пока кинотеатры закрыты, можно вернуться к надвигающимся картинкам.

1. «Море», И. Айвазовский, 1881

Иван Константинович – известнейший пейзажист России. Его картины настолько магнитизируют, что их часто пытаются выкрасить, последний знаменитый инцидент произошел в 2015 году, когда неизвестный вынес работу «Море у острова Капри».  Вскоре работа нашлась, но имя Айвазовского снова разбежалось по заголовкам СМИ.

Пропустить его массивное полотно в Алматы – кощунство. Ведь именно работы Айвазовского оживают воочию.  Его способность передать силу моря сравнима с британским художником Уильямом Тернером, а больше эквивалентного сравнения  во всем мире нет.

2. «Турксиб», А. Кастеев, 1969

Один из первых залов музея, естественно, посвящен творчеству Абылхана Кастеева.  Выдающийся казахстанский художник был основоположником традиций академического изобразительного искусства в стране. Его работы отражали социалистический дух времени, но в них находилось место этнике.

Колоссальная работа «Турксиб» из позднего творчества Кастеева передает идеалистические представления о будущем. Подобно импрессионистам, которые также обращались к теме поезда в качестве иллюстрации прогресса, казахстанский художник запечатлел смену эпох, которую несут новые технологии.  Он сопоставляет медленный темп прошлого и неостановимое движение будущего.

3. «Автопортрет», Г. Исмаилова, 1960-е

Одним из самых ярких авторов 1960-х в Казахстане была сильная женщина – Исмаилова Гульфайрус Мансуровна. Ее искусство отражает идею того, что талант не знает границ и гендерных предрассудков. Несмотря на то, что в музее представлено много ее работ, включая самую известную «Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз-Жибек», хочется отметить именно автопортрет автора. Все художники особенно трепетно подходили к изображению себя, увековечивая их оценку своей личности. Данный автопортрет говорит о смелости, гордости и вызове миру, читаемом в гипнотизирующем взгляде Исмаиловой.  Стоит отметить, что именно глаза являются ключевым элементом для декодирования портеров. Прямой взор, устремленный на зрителя, исторически передает уверенность, свойственную всем великим авторам.

4. «Сталактитовый пра-пра-пра из цикла «Память предпрошлого», С. Гумаров, 1986

Говоря о современном искусстве Казахстана, нельзя умолчать о Сакене Гумарове. Он стал одним из первых абстракционистов Казахстана,  отказавшихся от простых форм и академического подхода. В его работах прослеживается влияние Кандинского и Гумилёва, которых он мог видеть, обучаясь живописи в Ленинграде. Однако он сохраняет этнические темы и орнаменты, тем самым не став последователем советских стилей. Помимо этого, он является заслуженным театральным режиссером и журналистом Казахстана.

5. «Джеки Кеннеди», Э. Уорхол, 1966

Отца поп-арта Энди Уорхола обожают за его вклад в современное искусство или ненавидят за его коммерциализацию, но его знает каждый второй. Уорхол известен своими яркими принтами, повторяющимися снимками и созданием работ подобно заводу, никакой ручной работы. Он сделал искусство понятным для всех, а также адаптировал рекламные и маркетинговые законы на продажу предметов искусства.

Данный снимок самой известной первой леди США – Жаклин Кеннеди – появился в музее им. А. Кастеева, благодаря Нурлану Смагулову, который является одним из самых крупных коллекционеров в стране.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как оцифровывали Вознесенский собор

Культурное наследие каждого казахстанца теперь в 3D.

13 Август 2020 10:48 9014

Вознесенский кафедральный собор г. Алматы запустил виртуальный тур по отреставрированному собору. Реставрация завершилась в карантинный период, и виртуальное путешествие по храму стало подарком для всех поклонников культурно-исторического и духовного памятника казахстанской архитектуры. Посетить тур можно по ссылке.

Запуск приурочен к памятной дате – официальному открытию храма. 12 августа (30 июля по старому стилю) 1907 г. епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) совершил торжественное освящение новопостроенного Вознесенского собора.

О том, как зародился и был осуществлен проект, журналистам inbusiness.kz рассказывает протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского собора в Алматы.

В чем была главная идея создания виртуального тура по Вознесенскому собору?

Виртуальный тур по собору – идея митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Подобный проект был изначально реализован в Успенском соборе города Нур-Султана. Также на реализацию тура по Вознесенскому собору в Алматы повлиял режим карантина. Не прошло двух месяцев, как мы разобрали последние леса там, где иконописцы завершали роспись, вновь объявили режим карантина. Мы знали, что людям интересно посмотреть, каким стал собор, но сложнее будет его посетить. Решением стал виртуальный тур по Вознесенскому собору.

Как реализовывался проект?

Реализация подобного проекта всегда достаточно дорогостоящая, и, поскольку мы знаем, что в храмах доходов сейчас практически нет, так как церкви функционируют в ограниченном режиме без прихожан, надо было найти специалистов, которые согласятся выполнить такую работу в качестве волонтерско-меценатской поддержки. На своих страницах в соцсетях я разместил призыв, на него отозвался Дмитрий Ананьев, панорамный фотограф с большим опытом создания виртуальных туров. У него есть своя платформа fotosfera.kz. Этот акт доброй воли фотографа превратился в прекрасную работу. Ему помогал фотограф епархии Антон Резник, он пилотировал квадрокоптер.

Какие особенности проекта хотелось бы отметить, на Ваш взгляд?

Концепция, которую разработал Дмитрий, прекрасна. Считаю, что на сегодняшний момент наш тур в Казахстане лучший. Люди могут со своих домашних компьютеров, планшетов и телефонов увидеть собор во всем великолепии. Особенность проекта – каждый может зайти в алтарь. Посмотреть, как расположен престол, жертвенник. Для нас это был вопрос принципиальный. Нам нечего скрывать, и каждый православный христианин, а также всякий человек, интересующийся культурным и духовным наследием, должен знать, как устроен храм. Есть возможность выхода на колокольню через верхний клирос, на крышу, возможность облета собора на квадрокоптере. Можно увидеть, как все выглядит, с высоты птичьего полета.

Какая культурно-историческая ценность заложена в данный проект?

Собор в мельчайших деталях могут увидеть из любой точки мира. Само здание собора уникально с точки зрения архитектуры и с точки зрения инженерной мысли. Проект будет интересен исследователям, иконописцам, историкам. Например, представители других иконописных мастерских всегда интересуются направлением работы друг друга. Уникальность для исследователей в том, что через какое-то время можно наблюдать новую роспись или иные изменения в интерьере храма. У зрителей останется в памяти, как была выполнена реставрация. Сама реставрация особенна тем, что это не простое восстановление утраченного, а и реализация планов, которые Андрею Павловичу Зенкову и его коллегам в первой половине ХХ века не удалось полностью воплотить. На момент освящения, в 1907 году, к примеру, собор не был оштукатурен ни с наружи, ни изнутри. В нем был только иконостас. По строительным нормам того времени его роспись планировалась через 10 лет, с весны 1917 года, однако после Февральской революции ни о какой росписи речи быть уже не могло.

Известно ли Вам, будет ли продолжение проекта по другим казахстанским православным храмам?

Было бы хорошо, если появится некий единый концепт и каждый храм хотя бы города Алматы, а здесь есть очень красивые храмы, получил такой виртуальный тур. Никольский собор в Алматы был ранее кафедральным храмом, Казанский храм – старейший в городе, другие храмы, красивейший храм Петра и Павла. В едином концепте это было бы очень интересно. Возможно, такую инициативу поддержат, к примеру, и мечети нашего города.

Когда люди узнают подробности реставрации Вознесенского храма посредством виртуального тура и в силу того, что в настоящее время из-за ограничений по карантину быстрыми темпами развивается внутренний туризм, не опасаетесь ли Вы, что в храм хлынет волна туристов?

Туристический поток в храм был всегда. И до карантина, и в тот короткий период с прошлого года, когда реставрация еще не была завершена, мы еще расписывали приделы, был туристический поток. Мы никогда не препятствовали туристам. Потому что храм – это достижение каждого казахстанца, вне зависимости от его национальности, вне зависимости от его отношения к вере. Это то, что нам передано в наследство отцами и чем мы по праву можем гордиться. Единственное ограничение – по фото и видеосъемке во время богослужений, чтобы не смущать молящихся верующих. Вне богослужебного времени собор полностью открыт для доступа туристов. Мы всем только рады.

Об опыте работы создания виртуального тура Вознесенского собора также рассказал Дмитрий Ананьев, панорамный фотограф. Дмитрий занимается панорамной фотографией 11 лет и имеет опыт создания разных виртуальных туров и креативных концепций, контента для туров.

Почему Вы откликнулись, как долго занимались разработкой проекта и чем проект примечателен для Вас?

Визуально собор очень красивый объект, он меня всегда интересовал. Ранее я снимал панораму собора в прежнем дизайне. В культурно-историческом смысле это очень интересный памятник. Я люблю исторические объекты, их эстетику. Нахожу очень много информационной емкости в том пространстве, в котором фотографирую. Собор в текущем его состоянии после реконструкции наполнен красивыми образами, фресками, иконами, интересным освещением, сложным сочетанием красок и визуальных образов, которые мне как фотографу очень интересны. Во мне это пробуждает желание сразу тянуться к фотокамере и запечатлевать ту красоту, которую я вижу.

Расскажите немного о технических тонкостях проекта.

Фотографии объектов Вознесенского собора делал я. В общей сложности было отснято около тысячи снимков. Из этих фотографий были созданы двадцать две сферических панорамы (360х180) в высоком разрешении, которые составили основу виртуального тура.

Будете ли Вы и дальше принимать участие в этом проекте?

Мне, безусловно, хотелось бы и дальше заниматься этим проектом, потому что в том виде, как тур создан сейчас, это фундамент, основание для того, чтобы строить виртуальный тур более сложный, насыщенный и интересный. Его можно детализировать до бесконечности. Программные алгоритмы позволяют загружать ту информацию, к которой обращаются пользователи. Это означает, что виртуальный тур может быть очень крупным и не вызовет никаких проблем с клиентской серверной базой. Можно будет спокойно путешествовать по собору через компьютер, планшет или телефон.

Что бы Вы хотели сказать потенциальным или реальным посетителям Вашего виртуального тура по Вознесенскому собору?

Я бы пожелал посетителям тура попытаться прочувствовать атмосферу этого удивительного места. Понять, насколько это сооружение старинное, насколько оно необычное. В виртуальном туре видны некоторые архитектурные особенности. Я сам провожу за этим виртуальным туром много времени и продолжаю открывать в нем новые подробности, несмотря на то, что знаю множество его подробностей в деталях. И я продолжаю находить для себя в этом виртуальном туре что-то новое.

Сколько времени займет у обычного посетителя прохождение всего виртуального тура?

Это зависит от стиля и способа потребления информации конкретным посетителем тура. Виртуальный тур – это особый контент, который отличается от видеоконтента или от просмотра каких-то фотографий. Мы можем сосредоточиться на точке интереса и рассматривать какие-то вещи так долго, как нам это нужно. По опыту я знаю, что виртуальный тур можно рассматривать часами. В зависимости от того, сколько у вас времени и желания. В целом ознакомиться с туром можно не быстрее, чем минут за двадцать.

Виртуальный тур по Вознесенскому собору – долгосрочный проект. Впоследствии по мере возникновения новых технических возможностей планируется расширять его информационную часть. Например, добавлением колокольного звона, созданием для каждой иконы QR-кода с краткой информацией, молитвой, историей того или иного образа. Добавится перевод на государственный язык, английский язык и другие.

Айнур Омиралина


Подпишитесь на наш канал Telegram!