"Самое страшное по курсу мы уже увидели"

28262

Какие прогнозы по тенге дают аналитики?

"Самое страшное по курсу мы уже увидели" Фото: Серикжан Ковланбаев

Что будет с курсом тенге, насколько казахстанская валюта устойчива к коронакризису, потребуется ли Нацбанку поддерживать ее в этом году? На вопросы inbusiness.kz ответили эксперты.

Айдар Калиаскар, директор филиала ГК ForexClub:

"Курс тенге до конца года будет достаточно не стабилен, но с большой вероятностью продолжит снижение. Очень многое будет зависеть от ситуации с коронавирусом, с количеством заболевших и состоянием медицинской системы в стране. А самое главное – это возможные карантинные меры, которые негативно влияют на курс тенге: насколько они будут жесткими и длительными.

Вмешательство Нацбанка, вероятно, будет происходить только в критических ситуациях, если падение национальной валюты станет обвальным.

К концу года можно ожидать отметок вплоть до 440, и даже 450 тенге за доллар".

Анна Бодрова, старший аналитик "Альпари":

"Есть очень большая вероятность того, что в случае внедрения новых карантинных ограничений Нацбанку придется или поддерживать курс тенге интервенциями, или отпустить его в свободное падение. Оба сценария травматичны для казахстанской валюты, потому что внутренний рынок будет реагировать в любом случае. Объемы интервенций, которые способен проводить НБК, можно только предполагать, потому что регулятор данные не раскрывает. Финансы на поддержание стабильного курса у НБК есть, но если на уровне центробанка будет видно, что дешевле отпустить, чем держать на плаву, он ровно так и поступит.

Доллар до конца проблемного 2020 года может, теоретически, сохраняться внутри коридора 405-445 тенге, евро – 480-545 тенге, рубль – 5,10-6,10 тенге, юань – 59-68 тенге".

Арман Бейсембаев, эксперт международной брокерской группы TICKMILL:

"По курсу тенге моя позиция остается неизменной: самое страшное мы уже увидели (после "черного понедельника 9 марта, когда цены на нефть упали до $31-33 за баррель, тенге начал стремительно слабеть, официальный курс с 382,05 упал ко 2 апреля до 448,52 тенге за доллар. – Ред.). Не думаю, что казахстанскую валюту ждет существенное ослабление или укрепление, она, скорее всего, останется в коридоре, который сформировался ранее, и его очертания мы можем увидеть: верхний предел – 430-440, нижний – 400-410 тенге за доллар. В этом коридоре тенге, скорее всего, и будет колебаться в обозримом будущем, включая весь следующий год и, возможно, дольше.

В марте-апреле, судя по всему, была острая фаза кризиса. Сейчас фактор пандемии перестал быть настолько важным. Самое страшное – когда экономики по всему миру останавливали на полном ходу – уже пройдено. Повторения, скорее всего, не будет. Даже ВОЗ признала локдауны неэффективными и бессмысленными. Правительство Казахстана, судя по всему, тоже осознало, что такая мера слишком дорого обходится и людям, и экономике, и стране в целом.

Поэтому глобально полного закрытия экономик, скорее всего, больше не будет. Если и будут, то локально, по отдельным странам. Но в любом случае риски и масштабы кризиса в принципе понятны, и в этом плане все самое страшное уже произошло.

Если говорить о влиянии на тенге ситуации в России, то здесь есть два момента – события, которые происходят по "периметру" этой страны (в Беларуси, Нагорном Карабахе), и отравление Навального. Катастрофической реакции курса валют на это не произошло. Европейцы ввели по списку Навального определенные санкции (поименный санкционный список ЕС в отношении российских граждан по делу об отравлении Алексея Навального. – Ред.), но там всего несколько фамилий, и подобный опыт уже был в 2014-2015 годах. То есть эти события не являются удивительными для рынка, они довольно быстро переварятся, и ситуация стабилизируется.

По нефти, я думаю, самое страшное мы уже тоже увидели. Это когда цены "грохнулись" и по отдельным фьючерсам вообще ушли до минус $40 (до этого значения падали в апреле майские фьючерсы на нефть марки WTI. – Ред.). Не думаю, что сценарий повторится. Нефть, если и будет стоить ноль, то только в том случае, когда она никому не будет нужна, но в обозримом будущем полного отказа от черного золота не произойдет.

Более того, последующее восстановление мировой экономики приведет, скорее всего, росту цен на нефть. Сейчас есть смысл говорить о том, что серьезных поводов для падения нефтяных котировок нет, серьезных поводов для роста – тоже, но в перспективе они могут появиться. Другими словами, в ближайшем будущем – даже не к концу этого года, а в течение двух-трех лет – поводов для роста стоимости нефти будет больше, чем поводов для падения.

Другой вопрос – как это отразится на стоимости тенге. Не думаю, что это приведет к существенному укреплению нацвалюты. Может быть, мы как раз и увидим стабилизацию курса ближе к нижней границе коридора – 410-400, а, может быть, в моменте даже ниже. Но не дальше. Потому что есть особенности экономики, есть бюджет, который формируется за счет продажи нефти, есть социальный блок, который необходимо обеспечить. В этом смысле мы не можем себе позволить укреплять тенге вслед за дорожающей нефтью. Даже если нефть будет стоить $100 за баррель, не думаю, что мы вернемся даже на 350 тенге за доллар. Это уже невозможно. С тех пор, когда доллар в Казахстане стоил столько, уже и инфляция, и расходы, и экономика изменились. Кроме того, мы активно тратили Нацфонд, его надо пополнять. Это не позволит дополнительно укрепить тенге, это невыгодно во всех смыслах.

Учитывая все эти факторы, до конца года ничего сверхъестественного по курсу не произойдет. Год закроем в коридоре 425-430 тенге за доллар".

Айвар Байкенов, заместитель председателя Halyk Global Markets:

"По курсу очень сложно что-то сказать в текущих условиях, но пока мы не видим, что есть существенный потенциал для его дальнейшего ослабления. Плюс есть влияние интервенций и продаж валюты со стороны экспортеров".

Отметим, что в комментариях inbusiness.kz в конце августа эксперт называл в числе факторов, которые могут негативно повлиять на курс до конца года, растущую инфляцию (хотя ее воздействие на тенге отчасти нивелируется относительно высоким уровнем номинальных процентных ставок). Также возможную реализацию отложенного спроса на иностранную валюту, ожидания, что экспортеры сократят продажу части валютной выручки и уменьшится эффект от конвертаций валюты из Нацфонда. Внутренние и внешние факторы, по мнению эксперта, говорили о давлении на тенге и потенциале ослабления национальной валюты в ближайшие месяцы против доллара на 2-4% от текущих уровней.

Позже, в конце сентября, он указывал на то, что если стоимость нефти упадет до $35-37 за баррель, то курс может приблизиться к отметке 435 тенге за доллар, но вряд ли перейдет ее.

Отметим, в августе официальный курс укреплялся до 417,87 тенге за доллар, слабел до 420,11, в сентябре – до 418,29 и 429,51 соответственно. В октябре курс уходил на отметки 431,82 и 427,29, значение на 19 октября – 428,05 тенге за доллар.

Нефть марки Brent в августе находилась в коридоре $42,89-46,53 за баррель, в сентябре – между значениями $39,30-46,22 за баррель, в октябре – $38,79-43,57 за баррель.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться