Непомерная финансовая нагрузка на предприятия горно-металлургического комплекса должна быть снижена, полагает исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.
В качестве того института, который позволит разгрузить ГМК от непосильной ноши, предлагаются многочисленные самозанятые, которые пока не несут прямой налоговой нагрузки.
"Финансовая нагрузка на предприятия ГМК в эти годы была чрезмерно велика. По нашим подсчетам эта нагрузка достигала 64%, потому что мы несем нагрузку и социальной ответственности в регионах, и по заключению меморандумов, и многое другое. Мы хотим сказать, что в обществе очень много самозанятых людей, которые вообще не платят, не отчисляют никаких налогов в бюджет. По некоторым оценкам, до трех миллионов самозанятых в Казахстане, и мы считаем, что в тот момент, когда обсуждается новый Налоговый кодекс, надо все-таки быть справедливыми и сказать, что для повышения престижа, значимости нашего сектора, чтобы сюда пришла молодежь, нужно создать материальные стимулы. Для этого нужно снизить нагрузку в ГМК. Однозначно нужно, чтобы самозанятые что-то платили, хотя бы какой-то взнос один раз в год", – сказал г-н Радостовец на XVIII международном горно-металлургическом конгрессе и выставке "АММ-2017".
По его мнению, это одна из причин, почему молодежь не хочет идти работать в сектор.
"Сейчас мы обсуждаем вопрос, нужно ли снизить финансовую нагрузку, потому что в стране есть около трех миллионов самозанятых людей, которые вообще ни за что не платят. Многие домработницы, строители где-то зарабатывают. Я думаю, что в новом Налоговом кодексе нужно дать возможность государству брать с этих людей хотя бы 50 тысяч тенге в год. Чтобы они хоть что-то платили", – пояснил глава АГМП свою позицию позднее журналистам.
"С зарплаты металлурга, горняка, с предприятия удерживаются огромные суммы, а этот пласт людей вообще не виден в обществе, они прекрасно где-то зарабатывают. Честно говоря, это несправедливо", – полагает он.
По мере перераспределения налоговой нагрузки сектор ГМК, страдающий от нехватки квалифицированных и молодых кадров, станет более привлекательным для людей. В настоящее время в ГМК, включая сервисные компании, работает около миллиона человек.
"Надо дать обществу сигнал, что быть шахтером, металлургом – хорошо, чтобы жены говорили мужьям идти на шахтера, там нормальные условия. Где вы это услышите? Все говорят, иди юристом, брокером устройся", – сказал Николай Радостовец.
Он отметил, что возможность предприятий ГМК осуществлять модернизацию в первую очередь зависит от издержек, существенно влияющих на конкурентоспособность продукции горно-металлургической отрасли: затраты на электроэнергию, газ, транспортировку, ГСМ и регулируемые коммунальные услуги.
"Проблема заключается в том, что всех потребителей страны законодательно обязывают участвовать в "общем котле" (через тарифы и различные платежи), за счет которого окупаются неэффективные и дорогостоящие проекты (единый закупщик мощности, РФЦ, естественные монополисты). Сейчас мы имеем своеобразный "налог на бизнес" прежде всего через, как ни парадоксально, энергетику. Получается, рынок мощности, введение которого отложено, вступит в силу с 2019 года, что предполагает, что более эффективные энергетические станции в частном секторе у предприятий ГМК должны будут отдавать более дешевую электроэнергию в котел, покупать свою же, произведенную своими компаниями, по более дорогой цене. Этот рынок еще не вступил в действие, но нам надо пересмотреть это законодательство и снять риски. Это очень важно на сегодняшнем этапе", – сказал Николай Радостовец.
Он отметил, что существенную долю в затратах на электрическую энергию занимает стоимость ее транспортировки по национальной электрической сети (АО KEGOC) и по сетям региональных электросетевых компаний (РЭК).
"За последние пять лет тарифы АО KEGOC выросли более чем в два раза. Сложилась совершенно неадекватная ситуация по рынку мощности. Нужно не только найти оптимальная модель, которая бы позволила нам построить крупные газотурбинные станции, но и серьезно посмотреть, а как покупается эта электроэнергия в регионах", – сказал он.
Г-н Радостовец отметил, что во всем мире промышленные предприятия платят меньше за электроэнергию, тепло и газ, чем население.
"Мы допустили существенный перекос. После 2000 года в ряде промышленных регионов, Карагандинской области, Актюбинской области цена на электроэнергию для промышленных потребителей в два раза выше, чем для населения. Почему? Для заводов в три раза, есть области, где в пять раз разнится цена за кубический метр воды", – сказал он.
Другим моментом, несущим потенциальные риски, являются грядущие изменения в железнодорожной отрасли. Фактически по всем составляющим железнодорожного тарифа существуют предпосылки существенного роста тарифов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В 2015 году на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) был утвержден тариф на 2016-2020 годы. В конце 2016 года АО "Казахстан Темир Жолы" выдвинуло предложение о выведении в самостоятельные услуги 10 крупных операций, занимающих существенную долю в тарифе МЖС. По предварительным оценкам экспертов, полагают в АГМП, доля исключаемых начальных и конечных операций в тарифе на МЖС может составлять до 45%. Также КТЖ предлагается разделение МЖС на две категории, что приведет к повышению тарифов.
"Я хотел бы сказать, что разделение магистралей на категории по железнодорожному транспорту может привести к удорожанию стоимости перевозок. Нам, как эспортно ориентированной стране, надо создавать зеленые коридоры, и пока от этого разделения магистралей на категории воздержаться. Нам нужно не отдавать в саморегулирование сферу локомотивов, потому что это тоже приведет к росту цен на перевозки. У нас серьезные проблемы с перевозкой грузов на порты. РЖД сейчас ограничивает наши перевозки. Мы имеем массу телеграмм", – сказал Николай Радостовец.
По его словам, речь идет о дискриминации казахстанских грузов в российских портах.
Что касается локомотивной составляющей, то в 2015 году в Закон "О естественных монополиях" были внесены изменения, предусматривающие отмену с 2017 года государственного регулирования цен на регулируемых рынках, в том числе на услуги локомотивной тяги. В Предпринимательский кодекс были приняты поправки о сохранении государственного регулирования цен на услуги локомотивной тяги и общего железнодорожного тарифа как общественно значимых товаров. Поправка была принята, но регулирование сохранено только до 2020 года. В рамках планируемого выхода КТЖ на IPO предлагается исключение регулирования локомотивной тяги из Предпринимательского кодекса. В результате, полагают в АГМП, отмена регулирования позволит монополисту пересмотреть свои тарифы в сторону повышения.
Кроме того, с начала 2017 года плата за пользование вагонами по сравнению с условиями инвентарного парка увеличилась в среднем в два раза. При этом технологический процесс для потребителей совсем не изменился.
Вместе с тем г-н Радостовец отметил свою удовлетворенность тем, что в рамках проекта Налогового кодекса идет речь о стимулировании более высокой переработки.
"Мы видим предложения по введению роялти как более интересного налога, именно с позиций МИР это было сделано. Мы видим предложение по льготированию добычи на более глубинных пластах наших залежей через снижение ставок НДПИ. Мы видим желание помочь отрасли", – сообщил он.
Жанболат Мамышев