Сезон охоты на "сайгаков" откроют в Казахстане

Юлия Кузнецова Юлия Кузнецова
17204

Представители ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" рассматривают возможность законодательно уравнять ответственность водителя и пешехода в случае ДТП. 

Сезон охоты на "сайгаков" откроют в Казахстане

Об этом президент ассоциации Арсен Шакуов сообщил в ходе презентации социального проекта "Машина безопасности".

По мнению эксперта, такой подход поможет повысить сознательность людей, которые из-за собственной невнимательности и безответственности становятся виновниками, а зачастую одновременно и жертвами происшествий на дорогах.

В отечественной законодательной практике пешехода в большинстве случаев не признают виновником дорожно-транспортного происшествия, поскольку согласно ПДД, именно водитель является объектом повышенной опасности на дороге. Но интенсивность дорожного движения настолько возросла, что трактовку необходимо менять, потому что сама дорога стала объектом повышенной опасности, и все участники движения должны нести равную ответственность, считает Арсен Шакуов.

"Принятия данной поправки мы намерены добиваться в нынешнем году. Задача нашей организации заключается в том, чтобы пропагандировать безопасность на дороге в социальном плане, а также в том, чтобы лоббировать принятие на законодательном уровне решений, способствующих повышению безопасности дорожного движения", - комментирует эксперт.

По словам руководителя общественного объединения, одной из составляющих работы с пешеходами станет операция "Сайгак" (так называют пешеходов, перебегающих дорогу в неположенном месте). К слову, идея названия операции принадлежит сотрудникам МВД. В рамках операции недисциплинированным пешеходам выпишут штраф и проведут с ними разъяснительную работу.

Опасные дороги    
Осенью 2009 года в Москве состоялась первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения, участники которой пришли к выводу о том, что 90% смертельных случаев в результате ДТП регистрируются в странах с низким и средним уровнем доходов. Чаще всего жертвами происшествий на дороге в этих государствах становятся пешеходы, велосипедисты, водители двух- и трехколесных моторизованных транспортных средств, а также пассажиры, пользующиеся небезопасным общественным транспортом.

Статистика свидетельствует, что в 2011 году Казахстан занимал первое место по смертности на дорогах среди сорока стран Европейского региона с показателем 30 человек на 100000 населения.  По итогам 2016 года уровень смертности на дорогах страны удалось снизить до 18 человек на 100000 населения, но по сравнению с показателями европейских стран, где, по данным ВОЗ, на каждые 100000 населения в ДТП погибают примерно 9 человек, статистика остается тревожной.

По мнению экспертов, снижение уровня травматизма и смертности в результате ДТП с участием пешеходов, в том числе детей, требует как работы в сфере модернизации инфраструктуры дорожного движения: контроля за состоянием светофоров, организации безопасных подъездов к школам и установки пешеходных переходов там, где они действительно необходимы, так и изменений на уровне менталитета. В рамках социального проекта "Машина безопасности", который уже реализуется в Алматы и стартует в Астане, специально оборудованный автомобиль определяет проблемные участки городских дорог.

Жители крупных городов, прежде всего алматинские водители, могут без труда перечислить несколько оживленных перекрестков, проехать по которым, не нарушая Правил движения, невозможно. Алматинцы давно требуют навести порядок в районе автовокзала "Саяхат", где автомобилистам приходится иметь дело сразу с двумя аварийными факторами: непродуманная развязка и жители пригородов, в час пик буквально бросающиеся под колеса, чтобы уехать домой на попутках.

"Ситуация не изменится, пока не будут созданы условия, чтобы спокойно поймать попутное такси в специально отведенном месте. Мы рассматриваем вариант создания на расположенном неподалеку участке зоны безопасной посадки и высадки; такой же проект планируем реализовать возле одной из школ в старом центре. Детали школьного проекта мы уже обсуждаем с представителями ДВД, надеемся привлечь их внимание и к проблеме "Саяхата", чтобы создать условия для граждан, которые могли бы уйти с дороги и не подвергать опасности себя и водителей", - говорит Арсен Шакуов.

В зоне риска - дети
По его словам, пешеходы нарушают ПДД не только от безысходности. В районе того же автовокзала "Саяхат" после запроса, направленного "Общей дорогой" в ДВД Алматы, был построен надземный пешеходный мост, но многие игнорируют его, перебегая улицу.

"Звучит банально, но начинать надо с себя. Водители, выходя из автомобиля, сами превращаются в таких же пешеходов, игнорирующих правила", - признает Михаилс Кветнис.

Условия для безопасности на дорогах должны создавать и государственные структуры. В их силах, например, решить вопрос с уличным освещением: зимой, когда фонари на улицах отключают до рассвета, водители в утренний час пик рискуют не увидеть на дорогах пешеходов, в том числе школьников. В связи с этим власти бывшей столицы поддержали проект "Белые ночи Алматы", в рамках которого газортутные лампы на уличных фонарях заменят на светодиодные. Первые потребляют 400 ватт в час, вторые – всего 100 ватт и при этом лучше освещают дорогу. Представители общественных организаций предлагают подойти к решению проблемы безопасности детей на дороге комплексно и законодательно оговорить необходимость оснащения детской одежды светоотражающими элементами.

"Мы раздаем специальные светоотражающие ленты, но обеспечить ими всех и каждого невозможно физически, штрафовать родителей, как это делается в некоторых странах, тоже нельзя, поскольку это чревато всплеском социального недовольства. Единственный выход заключается в том, чтобы вся одежда, поступающая на рынок страны, в обязательном порядке была оснащена такими деталями, и этот момент следует оговорить в законе", - считает руководитель "Общей дороги".

Представители общественных организаций и бизнес-сообщества указывают на необходимость усилить образовательную составляющую, внедрив преподавание Правил дорожного движения в систему образования для начальных классов. Сегодня, утверждает Арсен Шакуов, основы ПДД в казахстанских школах практически не преподают. Образовательный пробел пытаются восполнить представители бизнес-структур, в частности дистрибьюторы автомобильных брендов. В рамках социальных проектов они открывают специальные площадки, где детям в игровой форме рассказывают о том, как надо вести себя на дорогах, чтобы они были безопасными.

Юлия Кузнецова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться