Как стало известно от руководителей туристических фирм и представителей акимата Алматы, на сегодняшний день мегаполис привлекателен как для туристов из Юго-Восточной Азии, так и для жителей Европы. Однако вкусы у них разные. Если азиаты готовы тратить немалые деньги и останавливаться в комфортных отелях, то европейцы больше предпочитают легкий отдых с пешими прогулками и ночлегом на природе в палатках. Поэтому развивать туризм профучастники рынка предлагают в таких направлениях, как экологический туризм: достопримечательности и расположение города это позволяют. Также не стоит забывать о спортивном, гастрономическом и деловом туризме.
Но, как выяснилось, без помощи городского акимата это сделать сложно. Представители турфирм, а также задействованные в данном секторе игроки пожаловались на отсутствие нормальных карт и указателей, полной и доступной информации о проводимых в городе мероприятиях, финансовой поддержки и о доступных туалетах.
Так, директор туристической компании Almaty Studio Tour Екатерина Корчаги рассказала о том, как ее без лишних вопросов пропустили в туалет в здании мэрии в Швейцарии.
"А у нас в акимат не пускают. Туалеты проблема номер один в городе Алматы. Может, приказ акимата нужен, чтобы всех и везде туда пускали", – пошутила она.
Однако руководитель отдела продвижения Управления туризма Алматы Аслан Конырханов серьезно ответил, что данный вопрос сейчас активно обсуждается.
"Вопрос, казалось бы, самый простой, но в то же время очень важный. Сейчас мы ведем переговоры с рынком", – сказал он. По словам представителя акимата, речь идет не только об их доступности в черте города, но также и об облагораживании туристических объектов. Таких, как Большое Алматинское озеро и другие достопримечательности вокруг мегаполиса. В частности, установка информационных табличек, указателей, бумажных и цифровых карт. По его словам, лишь на разработку и печать карт, путеводителей и книг в 2019 году выделено 20 млн тенге. Аслан Конырханов напомнил, что за последние два года было благоустроено 15 горных троп, а в текущем году планируется еще 10. Также он рассказал о планах по установке информационных стендов и новых арт-объектов. Правда, собеседник не уточнил, будут ли это работы зарубежных мастеров за несколько миллионов или творчество местных художников.
Отметим, что самое первое и негативное впечатление о городе туристы получали именно в аэропорту. Об этом не раз говорили сами участники рынка. Но сегодня все они отметили прогресс в данном вопросе и сообщили, что теперь Алматы становится городом, куда можно возвращаться. А сама отрасль становится привлекательной для бизнеса.
Так, в разговоре с abctv.kz директор туристической компании Aveneer Group Адилет Койчуманов отметил, что туризм во всем мире является одной из прибыльных сфер, и Казахстан не исключение.
"Имея туризм как основной драйвер нашей экономики, можно уйти от зависимости страны от минеральных и других ископаемых ресурсов", – считает он.
По его словам, растет поток туристов не только из ближнего зарубежья, но также из стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая и также Европы и США. В среднем туристы приезжают в Алматы на пять-семь дней и за это время успевают посмотреть несколько достопримечательностей в Алматинской области и в городе.
"Средний чек на такую поездку составляет 1500 долларов. В эту сумму входит комфортное проживание с питанием и транспортом. Если говорить о люксовом отдыхе, то чеки могут доходить до 10 тысяч долларов и больше", – пояснил он.
Собеседник признался: сейчас фокусируются на азиатском рынке – Юго-Востоке и Ближнем Востоке.
"Туристы из этих стран состоятельные, у них есть потребительская способность. Они готовы тратиться, путешествуя по миру. Если европейцы предпочитают более активный отдых, проживание в палатках и трекинг, гости из Китая, Сингапура и Малайзии хотят комфортные условия с проживанием в четырех-пятизвездочных отелях", – добавил он.
Также одним из перспективных направлений, которое нужно развивать, Адилет Койчуманов назвал MISE, или деловой туризм.
"Мы видим, что многие компании приезжают сюда, чтобы провести какие-то корпоративные мероприятия. Кстати, именно поэтому я пришел в туристический бизнес, когда понял, что не было компаний, которые могли предложить моим бизнес-партнерам такие услуги и обслужить их на должном уровне", – пояснил он.
Собеседник добавил, что в пользу Казахстана при выборе направления для поездки учитываются такие пункты, как безвизовый режим и наличие прямых рейсов.
"Этим нужно пользоваться и развивать круглогодичный туризм в Алматы за счет развития горнолыжного спорта. На данный момент в зимнее время года идет спад потока иностранных гостей до 20-30%. Поэтому надо организовывать походы в горы по интересным маршрутам, катания на снегоходах, на надувных баллонах. Так можно будет поддерживать сам горнолыжный сезон, ведь он у нас длится с середины ноября до позднего апреля. Продвигая ключевые моменты, мы можем сделать туризм круглогодичным", – добавил он.
Между тем другой представитель сектора, директор туроператора Picnic Team Айдар Найзагарин, заявил, что пока самым популярным направлением в Алматы остается экотуризм и одной из главных проблем в данном направлении является то, что туристам из Европы, привыкшим самим бронировать дома и гостиницы, не предоставляют информацию в Интернете о ночлеге в природных парках, рядом с достопримечательностями области. К сожалению, домиков в "Алтын-Эмель" нет на таких сайтах, как Airbnb или похожих ресурсах.
Другой главной проблемой сектора спикер назвал финансирование.
"Если говорить о событийном туризме, то нужны субсидии на примере Грузии, где государство берет на себя аренду места и аппаратуры. У нас проводят различные концерты, но не те, которые могут привлечь туристов. Люди приедут на уникальное мероприятие, но это затратно. Второй момент – финансирование маленьких проектов. Получить льготное кредитование под небольшие проценты очень сложно. Вот таких финансовых инструментов не хватает", – сказал Айдар Найзагарин.
Отметим, что проблема финансирования туристического сектора всегда была актуальной и поднимается на каждом тематическом мероприятии. Как рассказала abctv.kz глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, этот вопрос был главным при обсуждении государственной программы по развитию туризма до 2023 года.
"Туризм – это такая отрасль, которую без мер государственной поддержки очень сложно развить. Поэтому это был особый момент, который мы обсуждали при формировании программы. Вопрос предоставления земельных участков под туристическую инфраструктуру, вопрос о коммуникациях, то есть проведение газа и электричества, – то, что на себя должно взять правительство. Неважно, в лице центральной или региональной власти. Вопрос предоставления кредитов, конкретной финансовой поддержки экологического туризма, людей, которые в селах открывают комнаты для туристов. Это очень дешевая инфраструктура и не требует больших усилий. Она создает дешевые рабочие места и влияет на многие вещи, такие как миграция молодежи из города в село", – добавила Рашида Шайкенова.
Асель Маратова