Нет на казахстанском телевидении и среди отечественных селебрити того, кто бы не знал Гулю. Так с любовью журналисты, ведущие, артисты и музыканты называли известного речевика Гульнару Ергалиеву. Своим успехом в карьере ей обязан не один десяток учеников, прошедших курсы постановки голоса, правильной и красивой речи. И самое удивительное, что Гульнара Каратаевна сама в конце 90-х стала убеждать медиаменеджеров в том, что на экраны должны выходить только подготовленные работники. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz легендарный речевик рассказала о том, как завоевывала авторитет, насколько сегодня сложно работать с медийными персонами, когда язык особенно "зашлакован", и как высоко она ценит благодарность своих воспитанников.
Гульнара, подписана на Вас в социальных сетях и вижу, как Вас любят Ваши ученики. Вы когда-нибудь пробовали подсчитать, сколько человек прошли обучение у Вас и скольким из них эти навыки помогли стать известными ведущими, актерами, шоуменами?
Спасибо большое. Да, мои ученики любят меня, и мне очень приятно (улыбается). Я их тоже всех люблю. Никогда не считала, сколько человек прошли мое обучение почти за 20 лет работы. Они практически на всех телеканалах нашей страны. Это невозможно подсчитать – сотни журналистов и десятки ведущих. Все те, кто прошел мое обучение на телеканалах, известные ведущие, актеры, шоумены, некоторые из них пошли дальше... снимают фильмы, сериалы, имеют свои продакшен.
В узких кругах артистов, журналистов, словом, всех тех, кто нуждается в Ваших услугах, неизменно звучит только Ваше имя, как только заходит разговор о небходимости поработать с речью, дикцией. Это я по своему опыту говорю. Вы своего рода монополист на этом рынке. Как Вы сами считаете, почему сегодня так мало профессиональных речевиков в Казахстане? Как долго нарабатывали свой авторитет?
Это неудивительно, потому что, как я сказала ранее, почти все звезды казахстанского телевидения – мои ученики. И не только в Казахстане, но и в Москве много моих воспитанников, которые сегодня успешно работают на различных телеканалах, таких как РЕН ТВ, РТР Россия, телеканал СПАС и другие. А начинали они все, конечно, здесь. Касательно моего авторитета – для того чтобы стать профессионалом в своем деле, надо учиться этому и иметь богатый, большой опыт работы. В 1990 году меня, как молодого, начинающего специалиста отправили учиться в Москву, в школу-студию "Останкино". Тогда это была очень сильная школа, и там учились дикторы, режиссеры, редакторы со всего Союза. И, когда в 1991 году распался Союз, стали появляться первые коммерческие телеканалы и радиостанции. Ведущие элементарно не умели правильно дышать у микрофона, я уже не говорю о четкой дикции и культуре речи. В 1996 году на телеканале у ведущей новостей я насчитала около 20 орфоэпических ошибок. Пошла к руководству канала и показала записанные ошибки, сказав, что с вашими ведущими и журналистами надо работать. А они, оказывается, уже давно искали такого специалиста, но не могли найти. Поэтому пригласили из театра Лермонтова женщину, не помню ее фамилии, преподавателя по сценической речи, но это совсем не то... По словам руководителей канала, она уже шесть-семь месяцев работает, но результата нет. Вот так я стала работать на двух телеканалах. Потом другие телеканалы узнавали обо мне и приглашали на работу. Так, практически на всех телеканалах я работала с ведущими и журналистами почти 20 лет и много поколений телерадиоведущих я обучала этому мастерству. Вы знаете, сегодня появляется много псевдошкол, курсов. Среди них есть даже мои бывшие ученики, которые никаких знаний не дают, а если и дают, то очень поверхностно. Многие люди попадают на их рекламу, потом приходят ко мне и говорят, что немалые деньги заплатили, а знаний не получили. При этом у них курсы стоят в два раза дороже, чем мои. Все-таки каждый должен заниматься своим делом.
Знаю, что одно время у Вас была своя школа-студия, этакая кузница талантов и звезд. Работает ли она сегодня? Чем Вы заняты сейчас?
Да, у меня есть курсы по технике и культуре речи. В связи с коронавирусом с марта мы не работаем, как и все, на карантине. Но у меня есть много других дел, и время просто пролетает...
А какими были для Вас карантинные месяцы, когда, кстати говоря, очень популярными стали различного рода онлайн-тренинги и казахстанцы активно занялись образованием, фитнес-занятиями, кулинарными мастер-классами и так далее Были ли интересны Ваши услуги в формате онлайн?
В конце июня я заболела, не знаю, что это было, но по симптомам, наверное, коронавирус. Я очень старалась быть на строгой изоляции, постоянно была в маске, но где-то все же подхватила вирус. Три недели держалась температура, и жуткое состояние, слабость, когда ничего не можешь делать. Еще две недели восстанавливалась. Многие люди просят запустить онлайн-курсы, но я привыкла работать вживую. Мне надо слышать, чувствовать людей. Также мы работаем в студии на камеру, это очень эффективно. Сейчас немного разгружусь, и, возможно, запустим онлайн-курсы, если продлят карантин.
Гульнара, как Вы считаете, насколько важно для человека любой профессии иметь грамотную, внятную и четкую речь? И еще интересно, насколько это тяжелый труд – исправить какие-то дефекты и заставить человека говорить лучше. Возможно ли это вообще сделать в идеале, если мы говорим о том, что это чаще всего заложено природой или генетикой…
Я считаю, что для любого человека очень важно иметь грамотную, четкую речь. Вы знаете, я уже настолько привыкла к тому, чтобы люди обладали четкой дикцией, что, когда мне звонят, а я переспрашиваю, не понимая, о чем говорит человек, сразу говорю: "С Вами надо заниматься, невозможно понять и разговаривать". Конечно, это стремление самого человека к более серьезной и углубленной работе над своей речью – естественной, убедительной, осмысленной, понятной, способной удовлетворить профессиональные и личные запросы. Вы правы, это нелегкий труд – научить человека говорить красивым голосом, грамотно, четко и правильно! Но это возможно, и для этого надо тренироваться. Ко мне приходили люди на курсы с дефектами речи и даже с заиканием. Как-то позвонила мне девушка и говорит: "Можете мне помочь? Я заикаюсь". Я честно отвечаю: "Вы знаете, я не логопед, но давайте попробуем поработать, потренироваться. И, к моему удивлению, мои упражнения, занятия помогли многим моим ученикам. Я радуюсь, когда могу помочь людям.
А на заре Вашей профессиональной карьеры работа с речевиком, наверняка, вообще была в диковинку?
Действительно, эта профессия и сегодня редкая, у нас нет профессиональных специалистов. Но у меня никогда не было цели заработать большие деньги. Моя миссия – обеспечить наши СМИ, эстраду, любую сферу людьми грамотными. Обучать людей, делиться своими знаниями, опытом, навыками. В 2016 году в Казахстане появился новый телеканал Atameken Business в Астане. И главным продюсером стала моя бывшая ученица. В 2004 году она была начинающим журналистом второго курса, проходила практику на телеканале "Тан". Узнав, что я прилетела в Астану, позвонила мне и попросила позаниматься с ведущими и журналистами телеканала. Я запомнила, как она с сожалением сказала: "Гуля, как нам повезло, что ты с нами, молодыми, начинающими, занималась, гоняла. Сейчас мои бедные ведущие и журналисты даже не знают, что такое техника и культура речи".
А что изменилось ко дню сегодняшнему, по Вашим наблюдениям? И еще хочу здесь спросить, как сильно изменился сам язык? Стало ли сложнее работать, учитывая, что современная молодежь меньше читает, речь очень часто захламлена сленгом?
Когда я работала на нескольких телеканалах одновременно, а у меня было 4 тd, пятый приглашал, но не было времени и сил, тогда я очень строго, даже жестко спрашивала со своих учеников по орфоэпии. Я говорила, объясняла им, что, если вы работаете на радио или ТВ, вы не просто должны, вы обязаны говорить грамотно, чтобы не быть косноязычными в эфире. Вы несете культуру речи в массы, с вас берут пример слушатели! Да, вы правы, сейчас молодежь говорит очень неправильно, изменился язык, много нецензурной лексики, а я не выношу нецензурную лексику. Я всегда боролась за чистоту языка. На своих курсах я говорю о том, что молодежь вообще не читает книг, не учит стихов. Мы на курсах перед камерой отрабатываем стендапы, и люди не могут выучить пять-шесть предложений. Я помню, как мы в школе учили стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина и многих других поэтов, по 5, 10, 20 страниц! Сейчас молодежь не может выучить минимум. Конечно, я говорю, чтобы они тренировали свою память и учили стихи.
Насколько Вы доступны по стоимости Ваших услуг, Гульнара? Аккаунты в социальных сетях пестрят актерами, певцами, дикторами центральных каналов. Кажется, что позволить себе такого специалиста, как Вы, могут только известные люди…
Я не согласна с Вами. По стоимости мои курсы очень доступны не только актерам, певцам, шоуменам и известным людям. Ко мне приходят и приезжают люди со всего Казахстана, разного возраста и из разных сфер деятельности: юристы, экономисты, бухгалтеры, коучи, преподаватели вузов, ректоры, проректоры, стилисты, дизайнеры, косметологи, врачи, бизнесмены, полицейские и многие другие. В наше динамичное время публичное выступление стало неотъемлемой частью жизни человека. Совещания, презентации, конференции, переговоры, встречи и просто желание каждого вызвать интерес у своей аудитории, быть понятым и успешным. Поэтому люди разных профессий приходят на мои курсы. При этом у нас много расходов – аренда БЦ, студии, раздаточный материал, оплата оператору, видеоинженеру и многое другое. Поэтому я считаю, что наши курсы доступны для любого человека, который хочет улучшить свою речь.
Гульнара, как Вы оцениваете уровень нашей эстрады, кинобизнеса, телевидения. Как думаете, там есть, с кем и над чем работать?
Вы знаете, я вообще не люблю кого-то оценивать, обсуждать и так далее. Я думаю, конечно, всегда есть над чем поработать с известными людьми. В 2017 году мне позвонил известный актер, ведущий с многолетним опытом Азамат Сатыбалды. Ему выпала честь провести большой гала-концерт в Москве "Дни культуры Казахстана в Москве". И соведущей Азамата была Лера Кудрявцева. Он очень переживал, была большая ответственность. Мы с ним отработали сценарий по подаче, по интонации, по культуре речи, так как он больше на казахском языке работает, ему немного сложно было вести концерт на русском языке. Хорошо, что сценарий ему отправили за три недели раньше запланированного мероприятия. Мы с ним отработали сценарий, и он успешно провел концерт. Так что главное – поставить себе задачу, а звезда ты или рядовой казахстанец, значения не имеет.
Мадина Ерик
Подпишитесь на наш канал Telegram!