Национальный банк оказался в сложной ситуации к моменту принятия очередного решения о размере базовой ставки. Возможно, 20 февраля на заседании члены технического комитета по денежно-кредитной политике Нацбанка разойдутся во мнении относительно ее размера. Основания так думать дают несогласие экспертов по этому вопросу, следует из результатов опроса abctv.kz экспертов и участников финансового рынка.
В понедельник, 20 февраля, в стенах Национального банка пройдет второе в этом году заседание Технического комитета по денежно-кредитной политике, на котором будет обсуждаться вопрос изменения базовой ставки. Какие ожидания в текущих реалиях витают в профессиональном сообществе, выяснял abctv.kz.
До конца 2017 года базовая ставки снизится до 10-10,5%, но конкретно в феврале останется на текущем уровне, считает начальник отдела аналитики "Казкоммерц Секьюритис" Нурлан Ашинов.
Собеседник напомнил, что весь 2016 год базовая ставка Нацбанка планомерно понижалась с 17% в начале года до 12% в его конце.
"Мы серьезно связаны с Россией - нашим основным торговым партнером. Экономики наших стран схожи в своей нефтяной зависимости. В России базовая ставка сейчас составляет 10%, и Центробанк в последнем пресс-релизе заявил, что с учетом внутренней и внешней экономической ситуации не будет повышаться в первой половине этого года", - отметил эксперт.
При 10%-й базовой ставке, продолжает Ашинов, инфляция в РФ составляет по итогам января 5%. Другими словами, реальная процентная ставка составляет примерно 4,8%. В Казахстане при базовой ставке 12% и инфляции 7,9% реальная ставка находится на уровне 4,1%.
Если регулятор сейчас понизит свою ставку, то реальная ставка будет еще ниже и приведет к дополнительному давлению на инфляцию.
"Когда реальная ставка высокая, то это подразумевает сберегательную модель поведения населения, то есть люди стараются копить, нежели тратить. Отсюда и низкая инфляция. За последние три месяца инфляция в Казахстане была высокой. Если понизить ставку сейчас, то это будет противоречить политике Нацбанка по инфляционному таргетированию", - пояснил Ашинов.
Нацбанку не стоит пересматривать ставку, так как инфляционный фон на данный момент и без того достаточно высокий. К тому же правительство решило выделить из Нацфонда для оздоровление банковской системы 2 трлн тенге. Это шаг подстегнет инфляцию за счет увеличения избыточной ликвидности в банковской сфере, которую тоже надо будет стерилизовать, отметил в свою очередь член правления Halyk Finance Мурат Темирханов.
"Снижение базовой ставки спровоцирует банки направлять собственные средства на валютный рынок или в потребительское кредитование. Есть непрофессиональное мнение, что необходимо снижать процентные ставки по кредитам до 10% для того, чтобы банки начали кредитовать экономику, и она начнет расти. Но девальвационные и инфляционные ожидания еще достаточно высоки, притом что всего лишь в феврале прошлого года мы перешли на реальное инфляционное таргетирование, и проблема с ликвидностью пропала совсем недавно", - заметил Темирханов.
Когда инфляция превышает 5% либо когда она скачет, бизнесу сложно строить планы, частные инвестиции снижаются, в экономике появляется хаос, и это приводит к падению темпов ее роста, продолжил эксперт. Поэтому главная задача регулятора сейчас заключается в снижении темпов инфляции. Только после этого у предпринимателей появится доверие к экономике и спрос на кредиты, резюмировал он.
Поскольку регулятор завел инфляцию в ожидаемый коридор, и ситуация в банковском секторе стабилизировалась, теоретически он может снизить размер базовой ставки, рассуждает директор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов. Однако он не считает это судьбоносным решением для большей части населения.
"Базовая ставка пока не играет в отечественной экономике такой же большой роли, которую она исполняет в Федеральной резервной системе США. У нас условно свободный курс, и отсутствует рыночная система выдачи кредитов", - аргументировал он.
Вместе с коммерческими банковскими ставками параллельно существуют льготные ставки по кредитованию по линии Банка развития Казахстана и фонда "Даму". Вся финансовая система перекошена, добавил Айдархан Кусаинов. Участие государства в экономике подобным образом портит усилия Нацбанка по выстраиванию финансовой системы.
В свете укрепления курса тенге Нацбанк, скорее всего, снизит ставку для того, чтобы увеличить объем ликвидности на рынке и ослабить тенденцию укрепления тенге, считает директор ТОО BRB Invest Галим Хусаинов. К тому же теперь на него возложена обязанность обеспечивать экономический рост, а для этого необходимо стимулирование кредитования за счет уменьшения процентных кредитных ставок.
"В связи с этим придется ослабить интерес банковского сектора к нотам Нацбанка и сделать привлекательным сегмент кредитования. Но так как у нас консервативный подход к денежно-кредитной политике, то понижение ставки будет незначительным – 0,5-1%", - прогнозирует Хусаинов предел возможного понижения ставки.
Поскольку первый квартал этого года оказался традиционно спокойным для экономики, то базовая ставка останется в размере 12%, рассуждает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.
"Нацбанк уже объявил, что планирует инфляцию в коридоре 6-8% на 2017 год. А так как в прошлом году было незначительное превышение заявленного коридора, то в этом году он будет неохотно снижать ставку и снизит ее колебания до 0,25%", - предположил он.
С ним согласен экономист Алмас Чукин. Правительство удружило Нацбанку тем, что решило влить в банковский сектор 2 трлн тенге, и теперь у регулятора появилась головная боль о том, как сдержать инфляцию и не обрушить курс тенге.
"Я уже даже не заговариваю, что ставку нужно повышать. Нацбанк не станет этого делать. Но и понижать ее не стоит, а нужно проследить, как рынок отреагирует на появление такой огромной суммы, как 2 трлн тенге", - резюмировал Алмас Чукин.
Сара Бухина