Регулярный разгул стихии в стране заставил власти обратить пристальное внимание на состояние государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Депутаты мажилиса созвали специальный круглый стол, чтобы детально разобраться, где и на каком этапе что-то идет "не так", когда случаются ЧС.
Вице-спикер мажилиса Владимир Божко, открывая дискуссию, заметил:
"Природа не всегда нас спрашивает, где, когда таять и идти дождям на снег. Но, думается, исторический опыт работы спасательных подразделений и всей государственной системы дает основание полагать, что мы в очередной раз будем полностью готовы к предстоящим осложнениям, которые могут произойти".
Со своей стороны депутатский корпус, заверил г-н Божко, готов "рассмотреть изменения в законодательной базе по работе по предотвращению и предупреждению чрезвычайных ситуаций".
Готовность к ЧС, судя по словам вице-министра внутренних дел Юрия Ильина, у госорганов есть. Но, увы, не полная. Вице-министр отметил, что за последний год при росте числа ЧС на 5,4%, или 17723, удалось сократить случаи гибели людей на 8,3% (1094 человека) и снизить материальные потери на 24% (2,6 миллиарда тенге). Увеличение ЧС произошло в результате роста числа природных пожаров в шесть раз (в 2017 году – 143, в 2016 году – 25), инфекционных заболеваний – на 7% (в 2017 году – 1239, в 2016 году – 1154) и производственных и бытовых пожаров – на 4% (в 2017 году – 13743, в 2016-м – 13173).
Министерством внутренних дел совместно с другими заинтересованными центральными и местными государственными органами продолжается реализация специального комплекса мер по предотвращению и устранению паводковых угроз на 2017-2020 годы. В прошлом году в рамках этой программы реализовано 204 мероприятия (из 882, запланированных на весь период действия программы) на сумму более 12,5 миллиарда тенге. В частности, построены и укреплены 107 защитных дамб, отремонтированы 71 гидротехническое сооружение, восемь мостов, 12 автомобильных дорог.
Тем не менее, проблемы остаются. Юрий Ильин отметил, что прежде всего это состояние гидротехнических сооружений, организация работы по защите населенных пунктов, строительство дамб, расчистка русел рек, реконструкция мостов и многие другие вопросы. Даже сейчас, "несмотря на принимаемые центральными и региональными комиссиями по ЧС меры в подготовительной работе к весеннему половодью, все же сохраняется ряд проблемных вопросов".
"Первое – это неготовность защитных сооружений в населенных пунктах к повышенным расходам на водных объектах и сооружениях транспортной инфраструктуры. Масштабные подтопления в 2017 году города Атбасара вызваны аномальным повышением уровня воды в реке Жабай, практически превысив критический уровень подъема, что привело к разрушению защитной дамбы. До настоящего времени не решена проблема бесхозяйственных гидротехнических сооружений, которых по стране насчитывается 46 единиц. При этом наибольшее число их сосредоточено в Алматинской и Мангистауской областях", – отметил вице-министр.
Вторая проблема – это обеспечение безопасности Астаны от паводковых вод. Так, "сброшенные весной 2017 года из Вячеславского водохранилища излишки паводковых вод были перехвачены защитной дамбой астанинского контррегулятора".
"Опорожнение чаши контррегулятора осуществлялось с минимальным расходом до 50 кубометров в секунду в течение более двух месяцев. Однако даже при таких малых расходах регистрировалось подтопление нижележащих дачных массивов и выход воды на парапеты в районе резиденции президента", – напомнил он.
"Принимаемые меры по увеличению пропускной способности русла реки Есиль на территории столицы и ниже по течению недостаточны. Сохраняется угроза подтопления территории аэропорта столицы водами озера Майбалык, что требует принятия необходимых мер по строительству сооружения для отвода излишков", – подчеркнул г-н Ильин.
Третья проблема – это некачественное планирование противопаводковых мероприятий местными исполнительными органами.
"Несмотря на повторяющиеся ежегодно паводковые проявления, отдельными местными исполнительными органами не закладывается или закладываются незначительные суммы в резерв на неотложные нужды и ликвидацию последствий паводков", – отметил вице-министр.
Паводок – это проблема в буквальном смысле насущная, поскольку подтопления в отдельных регионах уже начинаются. Помимо этого, есть проблема с пожарной защитой, особенно в сельских населенных пунктах – сегодня есть лишь 167 пожарных постов, обеспечивающих защиту 542 населенных пунктов. Однако необходимо создать еще 451 пожарный пост для обеспечения пожарной защиты еще 5000 населенных пунктов.
Необходимо обратить внимание и на вопросы сейсмоусиления. Так, за последние три года в регионах проведено сейсмоусиление 169 объектов образования, 12 объектов здравоохранения и 10 общественных зданий. А в рамках программы развития территорий на 2016-2020 годы местными исполнительными органами предусматривается сейсмоусиление 216 школ, 132 больниц, 57 детсадов. Также сейсмоусиления требуют еще порядка 323 объектов образования, 237 объектов здравоохранения, 250 общественных производственных зданий. Но в этой сфере, по мнению МВД, проблемой является неравномерное (в том числе и в вопросах прогнозов) размещение станций сейсмического наблюдения.
"Всего их 69 по республике, они не обеспечивают охват сейсмоактивной территории нашей страны. В основном полигоны расположены на территории Алматы и Алматинской области. Назрела необходимость расширения сети сейсмостанций в стране, их переоснащения цифровой аппаратурой сейсмонаблюдения и средствами связи. Для своевременного доведения информации населению о возможных рисках при землетрясениях", – отметил Юрий Ильин.
Решение всех этих проблем – вопросы серьезные, зачастую требующие как законодательных мер, так и правительственных постановлений и, конечно, выделения финансовых средств. Для людей же ситуация остаётся прежней – с наступлением весны населенные пункты заливает водой. Так, в Алматинской области уже объявлена чрезвычайная ситуация.
Ирина Севостьянова