В дни фестиваля большим успехом у публики пользовались такие лучшие постановки, как: оперы "Абай" и "Кармен", балеты "Ромео и Джульетта" и "Лебединое озеро". Фестиваль завершился торжественным гала-концертом с участием отечественных и зарубежных звезд. На втором этаже, в фойе театра, можно посмотреть специально подготовленную к юбилею выставку фотографий и костюмов, рассказывающих об истории ГАТОБ в лицах и с помощью знаковых событий. В середине июня зрителей ждет сюрприз – новая постановка оперы Петра Чайковского "Евгений Онегин", особенностью которой станет презентация эволюции русского костюма XVIII-XIX веков и актерская игра в лучших традициях театра Станиславского.
Фестиваль – часть проекта "Открытый театр", цель которого – привлечь к классике как можно больше зрителей разной возрастной категории и прежде всего молодежь. На экскурсиях за кулисы, проводимых в рамках проекта, у зрителей есть возможность познакомиться с процессом создания спектаклей. А во время пресс-встреч под названием "Завтрак со смыслом" журналисты могут ближе познакомиться в неформальной атмосфере с отечественными и зарубежными театральными деятелями – режиссерами, дирижерами, музыкантами и артистами театра. Также каждый месяц можно послушать лекции об известных театральных постановках. Балетный критик Флюра Мусина уже прочла лекцию "Тайны и загадки "Лебединого озера" непосредственно перед балетом Чайковского.
"Лебединое озеро" – самая старая постановка в театре Абая, которая в этом году празднует свой 80-й сезон. Не случайно ее включили в фестивальную программу. С этого спектакля в 1936 году началась профессиональная жизнь казахстанской балетной труппы. Скоро публику ждет лекция об опере "Евгений Онегин", которую будут вести российские музыкальные критики, речь пойдет о параллелях между Пушкиным и Чайковским, о том, что нового было привнесено Чайковским в трактовку "Евгения Онегина" в ХIX веке.
"Проект дает толчок для знакомства с оперным и балетным искусством, а также выполняет просветительскую миссию. Главное для нас – продемонстрировать лучший музыкальный материал. Мы хотим, чтобы театр стал событием, а не просто академическим местом, куда люди приходят послушать оперу", – делится замыслами директор Ая Калиева.
Специально для фестиваля были отобраны ведущие постановки: с национальной историей – опера "Абай", с современным видением и новациями – опера "Кармен", а также культовые балеты "Ромео и Джульетта" и "Легенда о любви" с хореографией всемирно известного балетмейстера Юрия Григоровича.
Меняются мир и страна. Меняется театр. 85 лет – немалый срок, за который успели бы сформироваться театральные традиции и школа. Но сегодня мы живем в глобализированном мире, где постоянно происходят изменения. Активизировались международные поездки и взаимосвязи. Зарубежные специалисты часто приезжают, чтобы поработать в нашем театре. В свою очередь наши артисты отправляются за рубеж. Можно ли говорить о каком-то своем, отечественном бэкграунде, собственной школе искусства или традиционные и национальные различия сегодня все больше сглаживаются?
"Когда вы приезжаете в Италию, то итальянские оркестры будут лучше играть свою, итальянскую музыку, соответственно, в Германии немецкие – свою. Национальная музыка всегда будет звучать интереснее. Очень важный момент – взаимосвязь музыки и национального языка, на котором она исполняется. В своем регионе аутентичная музыка воспринимается лучше. Если опера написана в Казахстане и исполняется в Казахстане, то она имеет более сильную связь со слушателями и местом, в котором они живут. Важно выстроить мостики между музыкой и исполнителями, музыкой и публикой. И хотя язык музыки – международный, всегда будет интересно услышать казахскую оперу, созданную в Казахстане", – полагает гость фестиваля, молодой талантливый дирижер из США Кристофер Окейзек, успевший поработать с такими выдающимися артистами современности, как Пласидо Доминго, Эрмонела Яхо, Артуро Чакон-Крус, Майкл Фабиано, Карине Бабаджанян.
Как считает заслуженный артист РК, профессор Базаргали Жаманбаев, высший пилотаж оперного искусства – сгладить все национальные нюансы и звучать и по-европейски. Школа вокала, которую сейчас проходят отечественные исполнители, ничем не отличается от мировой, и это позволяет им петь в разных театрах мира.
"Если вы окажетесь на выступлении народного ансамбля или оркестра народных инструментов – вы ощутите разницу. Но оперный вокал Казахстана впереди планеты. Нам нигде не стыдно. Наш исполнитель только по национальности казах, а по звучанию он – европеец. Нам легко воспринимать итальянскую и русскую школы. Наших исполнителей приглашают по всему миру. Если раньше ощущалось, что поют казахи или русские, то сейчас этих различий нет. За 85 лет мы вырастили певцов европейской школы" – подчеркивает г-н Жаманбаев.
Солистка Большого театра оперы и балета Беларуси Клавдия Потемкина, которая десять лет назад дебютировала в партии Татьяны на родной казахстанской сцене под руководством профессора Жаманбаева, выразила большую благодарность за приглашение участвовать в фестивале. Также она счастлива петь в новой постановке "Евгения Онегина", которую, по ее мнению, отличают свои видение и интерпретация. Это будет потрясающий спектакль, а театр обретет новый шедевр, уверена она.
Ольга Власенко