DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 314,56 Brent 36,55
Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Исследователи проанализировали шесть национальных каналов.

20 Февраль 2020 11:20 4517

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Автор:

Саян Абаев

Дети в Казахстане подвержены воздействию большого количества рекламы продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и соли. Такие данные получили эксперты в результате анализа шести национальных каналов. Так, исследователи Национального центра общественного здравоохранения минздрава РК при поддержке Всемирной организации здравоохранения провели мониторинг и оценили масштабы и характер рекламы продуктов питания на телевидении.

В частности, на основе разработанной ВОЗ модели профилей питательных веществ были определены категории продуктов питания и напитков, которые разрешены или запрещены к телевизионному маркетингу, ориентированному на детей. По мнению зарубежных ученых, рекламируемые продукты питания и напитки содержат, как правило, большое количество калорий, жиров, сахаров или соли.

Исследователи НЦОЗ на шести национальных телеканалах, включая детский канал, просмотрели более 10 тысяч рекламных роликов, что составило порядка 370 часов эфирного времени. Анализ показал, что реклама продуктов питания и напитков была наиболее частым видом. На нее приходилась треть всей рекламы на телеканалах – 32%. По мнению экспертов, на изученных телеканалах в Казахстане более 70% рекламируемых продуктов питания и напитков являлись бы запрещенными для рекламы при наличии ограничительных мер по рекламе продуктов с высоким содержанием жиров, сахара или соли, согласно рекомендациям ВОЗ.

При этом среди продуктов больше всего рекламируются сладкие напитки – 22%, затем следуют шоколадные, кондитерские изделия и энергетические батончики, на которые приходится 17% телевизионной рекламы пищевых продуктов.

В среднем казахстанские дети за один час смотрят 9,1 телевизионного рекламного ролика, посвященного пищевым продуктам, на каналах, из них 6,6 рекламного объявления о продуктах питания и напитках, недопустимых к маркетингу, ориентированному на детей, в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Как подобная реклама влияет на здоровье детей?

В рекламе еды в основном делается акцент на вкус, развлекательные элементы, эмоции, специальные предложения и использование узнаваемых персонажей, что привлекает детей. Как отмечают эксперты, маркетинг и реклама продуктов с высоким содержанием сахара, жиров или соли влияет на выбор и предпочтения детей к данным продуктам и напиткам. Дети оказывают влияние на родителей, чтобы они купили вредную еду, что приводит к частому употреблению этих продуктов и развитию ожирения. А ожирение, как известно, – это повышенный риск многих болезней, таких как диабет, сердечно-сосудистые и другие заболевания.

В некоторых странах, таких как Великобритания, Дания, Норвегия и Ирландия, принимаются строгие меры по ограничению маркетинга продуктов питания и безалкогольных напитков, ориентированного на детей. Ряд производителей пищевых продуктов на добровольной основе предприняли меры по ограничению маркетинговой деятельности в ряде регионов Европы.

А какова ситуация в соседних с нами странах? Аналогичное исследование телевизионной рекламы было проведено в России и Кыргызстане. В РФ, как и в Казахстане, самым распространенным видом рекламы на телевидении была реклама продуктов питания и напитков (19%). В Кыргызстане на первом месте оказалась реклама телеканалов (19%), а доля рекламы продуктов питания и напитков составила 7,2%. При этом среди рекламы пищевых продуктов и напитков наиболее распространенными в России были йогурты, простокваша, сливки и другие аналогичные продукты (15%), в то время как в Казахстане и Кыргызстане лидерами пищевой рекламы являлись сахаросодержащие напитки, включая колу, лимонад и т. п. (22% и 49% соответственно).

Исследование впервые позволило представить данные о телевизионном маркетинге продуктов питания в Казахстане, что может послужить отправной точкой для разработки политики по ограничению и регулированию ориентированного на детей маркетинга продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и/или соли, как на телевидении, так и в других средствах массовой информации.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Куда после карантина пойдут дошколята?

27 Май 2020 09:14 347

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Этот вопрос может стать острым, частный сектор дошкольного образования сейчас переживает не лучшие времена.

И даже открытие дежурных групп не спасает их, поскольку многие родители еще побаиваются водить в сады своих детей. По словам предпринимателя из Кызылорды Натальи Мишуковой, в дежурных группах по двое-трое детей и содержать учреждение ради такого числа детей невыгодно.

«Если не будет поддержки от государства, с той же самой дотацией, вы понимаете, сколько народу реально может выйти на забастовку», – говорит она на онлайн-совещании с участием НПП «Атамекен».

Практически у всех дошкольных организаций в разных регионах страны аналогичная ситуация. Есть проблемы с арендой помещений либо с банковскими платежами, с выплатой зарплаты воспитателям.

По словам директора детсадов в столице Айшат Вагаповой, они готовились к открытию к 1 июня, вызвали на работу своих сотрудников, подготовили запас дезсредств, масок, ковриков. Но после снятия режима ЧП прекратилось и госфинансирование.

«У меня почти 100 человек сотрудников, я им должна выплатить зарплату. А сегодня выясняется, что нет документа после ЧП, на основании которого будут выплачивать (госзаказ). Все руководители частных дошкольных организаций в панике. 70% в городе частных детсадов в столице в арендуемых помещениях, и нам никто не делает скидок! В трех садах у меня аренда, выставляют счета, хотя в мае мы не работали. Мы на грани закрытия! Как мы будем выживать, если нам не будут выплачивать в полном объеме госзаказ?!» – говорит она

Ее, как и других представителей МСБ, волнует будущее, которое становится весьма туманным с учетом прогнозов о второй волне коронавируса этой осенью и отсутствием госпомощи.

«Это крик души», – говорит женщина, ведь в детсады было столько вложено, в инфраструктуру, в людей, и закрыть их одним махом – решить судьбу многих работников, детей и их родных.

Как отметила предприниматель Кулянда Батырбекова из Алматинской области, у них в регионе более 600 детсадов получали госзаказ, а это значит, что более 50 тысяч детей могут остаться без должного присмотра, а 8 тыс. работников – пополнить ряды безработных.

По данным зампредседателя НПП «Атамекен» Олжаса Ордабаева, в Казахстане работают 4428 частных детских дошкольных учреждений, которые посещают 339 тысяч детей. 70 тысяч человек – это обслуживающий персонал.

«Сады могут просто закрыться, и непонятно, куда после окончания карантина пойдут наши дети», – говорит он.

Ордабаев предложил участникам совещания написать коллективное письмо для решения проблемы на уровне межведомственной комиссии, поскольку одно минобразования не все может решить.

«Вопрос стоит достаточно жестко, большое высвобождение на рынок пойдет. Говорили про дорожную карту бизнеса, но нужно понимать, что это в основном строительные проекты. Нянечек и воспитателей не отправишь на строительство зданий и дорог. Единственным вариантом является то, чтобы сохранить им рабочие места. Для этого нужна поддержка детсадов. Насколько я знаю, МОН прорабатывает совместно с минфином этот вопрос, но не все так просто, не все в их руках. Однозначно нужно стоять на том, чтобы сохранить госзаказ, чтобы выплачивать хотя бы минимальную зарплату работникам», – говорит он.

По мнению Олжаса Ордабаева, ситуацию можно было бы выправить, если бы государство продолжило бы выплачивать 42 500 тенге тем предпринимателям, чья деятельность не разрешена в карантинный период.

К работе совещания подключился и председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП «Атамекен» Талгат Доскенов.

Он поделился видением ситуации на дальнейшую перспективу. Представитель НПП предлагает параллельно вносить предложение, чтобы в будущем подушевое госфинансирование было трехлетним, как и бюджет страны.

«То есть заключается контракт на три года, а с теми, кто только начинает, – на год. По родительской плате ограничений (со стороны госорганов) не должно быть. Ведь это риск предпринимателя. Если он завышает цену, никто в сады отдавать детей не будет. А если будет плата минимальной, то рентабельность будет падать», – говорит он.

Также он считает необходимым пересмотреть бизнес-модель детсадов.

«Все-таки частные детсады – это коммерческое предприятие, хотим мы этого или нет. По всей видимости, в дальнейшем, после коронавируса, нам нужно думать о том, чтобы коммерциализировать деятельность детсадов. Это будут дополнительные кружки английского или подготовка к школе, или сдача помещений в субаренду», – говорит он.

К сожалению, не удалось присоединиться к дискуссии представителям минобразования.

Но уже сейчас становится понятно, что данная сфера – дошкольное воспитание детей – затрагивает не только их участок ответственности, ведь дети и их воспитание, возможность родителям работать – это, по сути, тот вопрос, который касается развития общества в целом, экономики страны. Одно государство справиться с этим и обеспечить всех местами в детсадах в одиночку не сможет. В НПП намерены провести массовое анкетирование предпринимателей частного дошкольного сектора образования, чтобы отстаивать интересы этого бизнеса с цифрами на руках.

Айгуль Тулекбаева

За 2019 год в Казахстане родилось более 400 тысяч детей

По сравнению с 2009 годом рост составил 12,9%.

21 Май 2020 15:37 692

За 2019 год в Казахстане родилось более 400 тысяч детей

В Казахстане в 2019 г. органами РАГС зарегистрировано 402 310 родившихся, что по сравнению с 2009 г. больше на 12,9%. Число родившихся в городской местности составило 239 496 человек (59,5%), в сельской – 162 814 человек (40,5%). Об этом сегодня сообщила пресс-служба комитета по статистике.

По итогам 2019 г. родилось 208 038 мальчиков (51,7%), 194 272 девочек (48,3%). Соотношение полов при рождении составило 107 мальчиков на 100 девочек.

Общий коэффициент рождаемости в 2019 г. составил 21,73 родившихся на 1000 человек (2009 г. – 22,14), в городской местности – 22,09 (2009 г. – 21,62), в сельской – 21,22 (2009 г. – 22,75).

Среди регионов Казахстана наиболее высокий уровень рождаемости наблюдался в Мангистауской (29,72 родившегося на 1000 человек населения), Туркестанской области (27,87) и в г. Шымкенте (27,89). Наименее высокий уровень рождаемости сложился в Северо-Казахстанской (12,46), Костанайской (13,15) и Павлодарской (15,35) областях.

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – число детей, рожденных в среднем одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет), – в 2019 г. по республике составил 2,90 и за 10 лет увеличился на 9,4%, в городской местности соответственно 2,75 и 5,4%, в сельской – 3,17 и 16,1%.

Среди регионов страны наиболее высокий уровень СКР зафиксирован в Туркестанской (4,29), Мангистауской (4,02) областях, а наиболее низкий уровень – в г. Алматы (1,78) и Костанайской области (1,81).

В 2019 г. суммарная рождаемость первых рождений по сравнению с 2009 г. снизилась, а для детей вторых и последующих рождений выросла.

В 2019 г. средний возраст матери при рождении составил 28,9 года (2009 г. – 27,4 года), в городской местности – 29,2 года (2009 г. – 27,6), а в сельской – 28,5 года (2009 г. – 27,3).

В большинстве регионов Казахстана средний возраст матери при рождении превышал республиканский уровень. В г. Алматы данный показатель составил 29,8 года, а в г. Нур-Султане – 30 лет.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: