RU KZ
Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

11:20 20 Февраль 2020 6027

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Автор:

Саян Абаев

Исследователи проанализировали шесть национальных каналов.

Дети в Казахстане подвержены воздействию большого количества рекламы продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и соли. Такие данные получили эксперты в результате анализа шести национальных каналов. Так, исследователи Национального центра общественного здравоохранения минздрава РК при поддержке Всемирной организации здравоохранения провели мониторинг и оценили масштабы и характер рекламы продуктов питания на телевидении.

В частности, на основе разработанной ВОЗ модели профилей питательных веществ были определены категории продуктов питания и напитков, которые разрешены или запрещены к телевизионному маркетингу, ориентированному на детей. По мнению зарубежных ученых, рекламируемые продукты питания и напитки содержат, как правило, большое количество калорий, жиров, сахаров или соли.

Исследователи НЦОЗ на шести национальных телеканалах, включая детский канал, просмотрели более 10 тысяч рекламных роликов, что составило порядка 370 часов эфирного времени. Анализ показал, что реклама продуктов питания и напитков была наиболее частым видом. На нее приходилась треть всей рекламы на телеканалах – 32%. По мнению экспертов, на изученных телеканалах в Казахстане более 70% рекламируемых продуктов питания и напитков являлись бы запрещенными для рекламы при наличии ограничительных мер по рекламе продуктов с высоким содержанием жиров, сахара или соли, согласно рекомендациям ВОЗ.

При этом среди продуктов больше всего рекламируются сладкие напитки – 22%, затем следуют шоколадные, кондитерские изделия и энергетические батончики, на которые приходится 17% телевизионной рекламы пищевых продуктов.

В среднем казахстанские дети за один час смотрят 9,1 телевизионного рекламного ролика, посвященного пищевым продуктам, на каналах, из них 6,6 рекламного объявления о продуктах питания и напитках, недопустимых к маркетингу, ориентированному на детей, в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Как подобная реклама влияет на здоровье детей?

В рекламе еды в основном делается акцент на вкус, развлекательные элементы, эмоции, специальные предложения и использование узнаваемых персонажей, что привлекает детей. Как отмечают эксперты, маркетинг и реклама продуктов с высоким содержанием сахара, жиров или соли влияет на выбор и предпочтения детей к данным продуктам и напиткам. Дети оказывают влияние на родителей, чтобы они купили вредную еду, что приводит к частому употреблению этих продуктов и развитию ожирения. А ожирение, как известно, – это повышенный риск многих болезней, таких как диабет, сердечно-сосудистые и другие заболевания.

В некоторых странах, таких как Великобритания, Дания, Норвегия и Ирландия, принимаются строгие меры по ограничению маркетинга продуктов питания и безалкогольных напитков, ориентированного на детей. Ряд производителей пищевых продуктов на добровольной основе предприняли меры по ограничению маркетинговой деятельности в ряде регионов Европы.

А какова ситуация в соседних с нами странах? Аналогичное исследование телевизионной рекламы было проведено в России и Кыргызстане. В РФ, как и в Казахстане, самым распространенным видом рекламы на телевидении была реклама продуктов питания и напитков (19%). В Кыргызстане на первом месте оказалась реклама телеканалов (19%), а доля рекламы продуктов питания и напитков составила 7,2%. При этом среди рекламы пищевых продуктов и напитков наиболее распространенными в России были йогурты, простокваша, сливки и другие аналогичные продукты (15%), в то время как в Казахстане и Кыргызстане лидерами пищевой рекламы являлись сахаросодержащие напитки, включая колу, лимонад и т. п. (22% и 49% соответственно).

Исследование впервые позволило представить данные о телевизионном маркетинге продуктов питания в Казахстане, что может послужить отправной точкой для разработки политики по ограничению и регулированию ориентированного на детей маркетинга продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и/или соли, как на телевидении, так и в других средствах массовой информации.

Саян Абаев