Торговлю предлагают перепрограммировать

Кристина Бершадская Кристина Бершадская
12477

НПП "Атамекен" разработало программу развития отрасли торговли.

Торговлю предлагают перепрограммировать

Доля торговли в ВВП РК, по официальной информации, последние два года составляет порядка 17%, обеспечив рост с 2010 года около 4%. Номинальный ВВП, согласно статистике, при этом оценивается на уровне 116,15 млрд долларов в 2015 году. О том, как правильно выбрать вектор развития одной из важнейшей для экономики отрасли, говорили на встрече председателя президиума НПП РК "Атамекен" Тимура Кулибаева с профильными комитетами палаты.
 
Ключевых вопросов, которые были вынесены на повестку 2017 года, оказалось три: это переводы стихийной торговли на новые стандарты, активизация онлайн-продаж иностранных ретейлеров, а также разработка генеральных планов городов с учетом торговли и, главное, поставок местной сельхозпродукции.
 
Если говорить по первому пункту, то, как было отмечено на встрече, вопросы страхования оптово-розничного бизнеса, их правовые взаимоотношения с арендаторами, прозрачность оборота сегодня очень актуальны для такого региона, как Алматинская область.

Перенос так называемых барахолок на новый формат торговли, как известно, затянулся.

Построить крытые организованные торговые площади и избавиться от стихийной торговли здесь собирались еще с 2014 года. Местные власти разработали для этого план реализации с окончанием в 2017 году. Но, по мнению председателя комитета торговли президиума НПП РК "Атамекен" Кайрата Мажибаева, сроки будут сдвинуты на два-три года по причине смены акимов области в указанный за это период. 
 
Алматинский опыт модернизации базаров планируется применить далее в других регионах. Хотя, нужно отметить, похожий пример уже есть: можно вспомнить перемещение около 15 рынков в Таразе Жамбылской области на окраину города, где для них был построен торговый центр. Однако окончательная работа не завершена, пока не все предприниматели не прошли необходимую паспортизацию.
 
По данным акимата Алматы, мегаполис обеспечивает более 40% общего оптово-розничного товарооборота и порядка 20% внешнеторгового оборота страны. Доля товаров и услуг при этом составляет около 85% ВРП города. За прошлый год инвестиции в отрасль превысили 40 млрд тенге, показав 50% рост в сравнении с годом ранее.

Для МСБ в сфере торговли необходима общая государственная программа развития, считают в НПП, ее проект, то есть, каким завтра должен быть уже регулируемый рынок, предполагается в ближайшее время презентовать в правительстве.
 
Председатель комитета развития малого и среднего бизнеса Раимбек Баталов при этом согласен с позицией главы палаты, а именно в том, что разрабатываемые генеральные планы городов должны учитывать необходимое наличие торговых точек и их правильную географию. 

Стоит напомнить, что сейчас на стадии готовности находятся пилотные проекты оптово-розничных центров в Алматы, Астане и Атырау, где склады, так называемые "продовольственные пояса", будут иметь доступ ко всем розничным сетям мегаполисов. Здесь планируется проработать проблему доступа любых поставщиков местной сельскохозяйственной продукции в эти зоны.   

 Указанные замечания и предложения будут переданы на рассмотрение правительству.
 
Одним из интересных предложений комитетов НПП можно отметить возможность объединить карты регионального развития "Атамекен" с планами развития регионов акиматов, благодаря чему можно будет отследить реальную картину бизнес-климата и контролировать исполнение. 

Онлайн-вопросы
Конечно, разговор на совещании не обошелся без интернет-торговли, если конкретнее, то большое внимание было уделено проблеме регуляции иностранных ретейлеров. В отличие от отечественных импортеров мировые гиганты онлайн-торговли, присутствующие в интернет-пространстве Казахстана, не платят никаких налогов в республиканский бюджет. Неразвитость фискальной политики, по мнению экспертов НПП, привело к тому, что местные торговые площадки, поставленные в неравные условия, оказались уже неконкурентоспособны. Отметим, что беспошлинно в настоящее время через казахстанскую границу можно провозить товар на сумму в 1 тысячу долларов, в России эта ставка ниже - около 300 долларов. Однако там, если приводить в пример Китай, экспресс-доставку товаров с AliExpress (входящий в Alibaba Group) осуществляет служба EMS "Почты России". В то же время европейских крупных интернет-торговцев на российском рынке не ограничивают законодательно, так как это может стать ухудшающим условием действия экономических санкций к стране.

Что касается "Казпочты", год назад стало известно, что компания прорабатывает вопрос организации транзита товаров крупного китайского онлайн-ретейлера Alibaba Group в Европу через Казахстан. Пока регуляторно конкретный поставщик товаров именно на внутренний рынок не определен.
 
Как одним из вариантов решения проблемы уплаты налогов с интернет-продаж именно в Казахстане предполагается рассмотреть идею осуществлять перевод платежей иностранным ретейлером на внутреннем рынке.

Кристина Бершадская

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться