/img/tv1.svg
RU KZ
Трансформация тойханы в гастроном

Трансформация тойханы в гастроном

Как остаться на плаву в кризисное время.

08:25 18 Август 2020 4134

Трансформация тойханы в гастроном

Автор:

Семен Данилов

О том, как трансформировать свой бизнес, редакции inbusiness.kz рассказала актюбинская предпринимательница Калауша Садыкова.

Объявленный в Казахстане локдаун заставил остановиться практически весь отечественный сектор МСБ. Особенно не повезло сфере услуг, включающей в себя ресторанный бизнес.

С июля в Казахстане объявлен локдаун из-за пандемии Covid-19. Уже во второй раз. Это очень больная тема для малого и среднего бизнеса, находящегося на грани выживания. Как Вы, владелица ресторана, выходите из создавшегося положения?

Вы знаете, еще в самом начале, 16 марта, когда все это началось, мы поняли, что все проекты, связанные с массовыми мероприятиями, ждет осадное положение. Уже со временем стало понятно: различные торжества, включая семейные праздники, проводимые в банкетных залах ресторанов и не только там, окажутся под запретом. Стало понятно, что сложилась чрезвычайная ситуация, которая в ближайшее время не разрешится. Естественно, мы поняли: чтобы выжить бизнесу, необходимо искать альтернативные пути выхода из создавшейся ситуации. Провели некий анализ. В нашем активе – опыт, помещения, обученный персонал. Как это использовать? Первое время перешли на доставку, и это неплохо получалось. Причем весь коллектив остался при деле, никого сокращать не стали.

Параллельно я готовила проект по обеспечению питания на медицинских объектах. Поступило предложение по оказанию услуг в условиях пандемии без проведения тендера (из одного источника. – Прим. авт.) от Актюбинского медицинского центра. Конечно же, мы согласились.

Но ведь в Вашем ведении целый комплекс: ресторан, ночной клуб, банкетный зал и караоке-клуб. Данные объекты в условиях карантина по умолчанию были обречены на простой. А ведь это убытки. Какой выход?

Еще в первую волну я заметила: очень хорошо идет реализация продуктов питания. В силу того, что тема локдауна затянулась и вряд ли перестанет быть актуальной еще долгое время, я приняла решение на базе ресторана сделать торговый дом. Назвала его «Гастроном № 1». От ресторанно-банкетной темы я отказалась. Все оборудование, посуду перенесла в одно из помещений и сейчас готовлю к распродаже. В двух больших залах общей площадью две тысячи квадратных метров планирую реализовать новый проект не только для Актобе, но и для Казахстана.

То есть торговые ряды будут располагаться в залах, оформленных в дворцовом стиле, с шикарным интерьером и хрустальными люстрами. Это станет неким гибридом супермаркета и рынка. Отличный сервис вкупе с большим ассортиментом. Одна из целей проекта – добиться лояльного ценообразования. Чтобы люди из любых социальных групп могли бы приобрести продукты по приемлемым ценам. Хочу создать торговую площадку с особой энергетикой, куда покупателю захотелось бы вернуться еще раз. Но для этого нужно поставить себя на место покупателя, взглянуть его глазами.

И еще. Акцент мы делаем на местных (отечественных) производителей, чтобы поддержать их такое время. Свое предложение мы высказали руководству области.

Но если разговор идет об отличном сервисе, то и к продавцам подход должен быть иной, то есть более высокие требования, чем к рыночным торговцам, не так ли?

Конечно. Мы даем частникам площадку для реализации своих проектов, но уже на другом уровне. Их проекты должны быть забрендированы. Уже пора отходить от «продает Асике, Басике» и тому подобного. То есть должна быть торговая точка ИП такого-то или какое-либо запоминающееся название (бренд). Предлагаем в Instagram создать свои странички. Например, многие наши производители мяса даже не имеют страниц в соцсетях. Мы же хотим вывести их на новый виток бизнеса. Сейчас многие рынки закрыты из-за эпидемиологической обстановки. Я предлагаю арендаторам реализовывать продукцию через Instagram.

Еще один вариант – планирую организовать доставку продуктов питания из торговых точек своего ТД. Есть категория покупателей, которые не хотят или не могут по той или иной причине выезжать из дома. У них будет возможность заказать продуктовую корзину с нашей площадки.

Сейчас очень много форс-мажорных моментов, к которым надо быть готовым, чтобы остаться на плаву. Частникам, мелким производителям сейчас реально очень сложно. Они просто потерялись, ждут помощи от государства, открытия торговых точек.

Получается, что Вы полностью распрощались с ресторанным бизнесом? Что дальше?

Да. Но мой предыдущий бизнес (ресторанный) дал мне статус ответственного предпринимателя. Это сыграло немаловажную роль в период карантина. Мы себя неплохо зарекомендовали в сфере кейтеринга, поэтому получили столь важный заказ от АМЦ. Да, мы организовывали свадьбы, мероприятия, банкеты на 200, 300, 400 человек. Но мой прогноз таков, что в ближайшем будущем больших свадеб уже не будет в таких масштабах, как до пандемии. Во-первых, все выбиты из колеи в финансовом плане. Во-вторых, эпидситуация такая, что массовые мероприятия станут проводить еще не скоро. Впереди еще обещают вторую волну Covid-19.

Ресторанный бизнес не скоро восстановится. Но сейчас надо всем успокоиться и сориентироваться. Необходимо придумать что-то новое и переформатировать свой бизнес на базе уже существующего.

В начале карантина я сразу обратилась к своим коллегам-рестораторам, чтобы те не сидели опустив руки. Ругать главного санитарного врача области – не выход из ситуации. Рестораторам необходимо найти варианты, чем занять себя и своих работников. Проанализировать потребление городом продуктов питания. Возможно, создать торговые дома наподобие моего проекта, на базе имеющихся помещений. Мне очень жаль тех предпринимателей, которые построили рестораны и не провели в них ни одной свадьбы или банкета. То есть планировали устроить торжества в сезон (весенне-летний. – Прим. авт.), но этого сделать не удалось.

Я отработала в ресторанном бизнесе 10 лет. К расставанию с ним отношусь не критично. Главное, не сидеть сложа руки, а всегда анализировать ситуацию. Многие потребители не хотят во время карантина посещать сети супермаркетов города. Тем более что и цены там не очень маленькие на сегодняшний день. А ведь реально создать им конкурентную среду. Как предпринимательница и владелица бизнеса, я имею возможность проводить гибкую арендную политику в своем торговом доме. Кроме того, хочу поднять тему, чтобы власти рассмотрели вопрос субсидирования моим предпринимателям-арендаторам.

Что Вы можете посоветовать рестораторам? Как использовать пустующие банкетные залы?

Потери уже есть и еще будут. Это однозначно. Как уже говорила, в первую очередь необходимо проанализировать потребительский рынок. Определиться, что сейчас в тренде, на что есть спрос. К тому же, по прогнозам, впереди еще вторая, а может, даже и третья волна пандемии коронавируса. Почему бы не рассмотреть вариант открытия провизорных центров в пустующих помещениях ресторанов и банкетных залов?

То есть в рамках ГЧП?

Совершенно верно. Зачем что-то строить, если есть готовые здания, за эксплуатацию которых заплатит государство? Не надо бояться. Ведь понятно, что ресторанный бизнес мы потеряли. Но будет еще хуже, если мы будем просто так сидеть и ничего не делать. Я сама многодетная мать, у меня шестеро детей. Но всегда стараюсь сама решать свои проблемы и не ждать помощи государства.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кто в карантине угощал казахстанских селебрити индейкой?

Бизнес-история Андрея Пака завораживает, впечатляет и мотивирует.

26 Июнь 2020 08:33 7557

Однажды перестав чинить автомобили на СТО, Андрей всего спустя полтора года сумел оказаться в кругах казахстанских звезд шоу-бизнеса, театра и кино. Вместе с супругой и дочерью он организовал бизнес по готовке и доставке так называемой праздничной еды – коктала, барашка на вертеле, индейки и многого другого. Угощает своих клиентов Андрей лично, и делает это мастерски, с элементами шоу. Как родилась идея семейного бизнеса? Что позволяет оставаться востребованными при высокой конкуренции? И как пандемия коронавируса сказалась на доходах в сфере доставки еды? Обо всем этом Андрей Пак рассказал в интервью корреспонденту Inbusiness.kz.

Андрей, в определенных кругах Вы славитесь как бизнесмен, который сумел раскрутиться в рекордно короткие сроки – всего за полтора года. Конечно, это не заводы и фабрики, но, тем не менее, Вы сумели поставить семейный бизнес. Расскажите, как пришла идея, как начинали? Что сегодня у Вас в ассортименте?

Я всегда любил готовить для себя и семьи, любительски, но с душой. В то время, когда мне пришла идея пожарить барашка целиком, коммерческих целей я не преследовал, профессиональных навыков у меня не было, но я всегда был полон решимости, новых идей и проектов. Посмотрев в Интернете все устройства, которые предназначены для этого, я понял, что ни один из них не соответствует представлению о жарке большой туши. Я решил сделать свой ящик для жарки барашка, померив на рынке самого большого барашка, я приехал домой и сделал чертежи. В течение месяца воплотил идею в реальность. Так появилось первое оборудование для жарки барашка. Сейчас я готовлю не только барашка, в меню добавились коктал, индейка, утка, говядина. Все рецепты, включая гарнир, а также оборудование для готовки, упаковка – все сделано и разработано мной самостоятельно (с помощью Интернета, конечно же). Все блюда, конечно же, готовятся по правилам халал.

Каким был Ваш стартовый капитал? Сколько вложили и на что? Когда стала поступать первая прибыль? Помните своего первого клиента?

Как такового стартового капитала не было, да и, как я уже говорил ранее, не думал, что это когда-то станет моим бизнесом. Прибыль я до сих пор особо не чувствую, стараюсь все вкладывать в бизнес. На первых этапах главное – сделать максимальные усилия. Первого клиента я получил из газеты, об этом расскажу позже. Могу только отметить, что стоимость барашка на вертеле с моим личным выездом увеличилась почти в 1,5 раза.

А был ли у Вас до этого бизнес-опыт? Я к тому спрашиваю – насколько Ваш подход к Вашему делу был выверенным или действовали по наитию? Изучали ли рынок, спрос, конкурентов?

Бизнес-опыта у меня не было, я тогда еще работал на СТО. Первой «бизнес-мыслью» было дать объявление в местной газете (мы жили тогда в Талдыкоргане), так и поступил, получив свой первый заказ. В то же время создали инстаграм-страничку @sezon.bbq и за год развили до первых 2000 подписчиков. Мне повезло, что у моего хорошего друга сестра давно живет в Алматы и является популярным блогером, бизнесвумен. Она прорекламировала нас в «Инстаграме», меня стали приглашать разные звезды телевидения, эстрады и спорта, так, количество подписчиков и клиентов возросло. Моя услуга стала востребована, оставаясь уникальной до сих пор, так как я сумел создать настоящее шоу из простого приготовления еды. Было принято решение переехать из Талдыкоргана в Алматы. С этого времени прошел год. Сейчас я живу в Алматы, развиваю бизнес в полной мощности, и, надеюсь, это только начало.

Андрей, насколько мне известно, сегодня в Вашем бизнесе Вы, Ваша супруга и дочь. Это чисто семейный бизнес? Не могу также не спросить Вас о том, как пережили жесткий карантин? Вопреки некоторым прогнозам, многие предприниматели сегодня заявляют, что получили новый виток развития для своего дела именно в условиях карантина. Учитывая специфику Вашего бизнеса, наверняка, подавно. Как «уходили» утка, коктал у Вас? Возникали ли какие-либо проблемы с организацией доставки в период ЧП?

Когда наступил карантин, заказов сначала не было. Проанализировав наше предложение, мы пришли к решению, что нужно снизить средний чек и увеличить бюджет на рекламу. Рекламой занимается моя дочь (коуч по маркетингу в соцсетях), а также обрабатывает заявки и работает с курьерами. На момент карантина и даже сейчас мы сотрудничаем с «Яндекс.Доставка», поэтому проблем с доставкой еды нет. Мы также наладили бесконтактный закуп и доставку продуктов. После всех внедренных улучшений заказов стало больше, чем до карантина. Пик заказов пришелся на Рамадан. На данный момент количество заказов держится на должном уровне. За последние пару месяцев мы увеличились в 10 раз, и это больше, чем результат за 1,5 года. Своему достижению я благодарен своей семье, в особенности моей супруге. Она, помимо своей безграничной веры и поддержки, помогает мне в мариновании рыбы и мяса. На данный момент мы также формируем свою команду и расширяем штат.

Очень впечатляет. А насколько вы конкурентоспособны в плане ценовой политики? Насколько сегодня доступна ваша продукция? Не было повышения цен в период ЧП? И давайте поймем, из чего складывается цена на вашу продукцию?

Честно говоря, цена нашей продукции выше среднего и выше многих предложений на рынке. Однако это все обусловлено стоимостью продуктов и способа приготовления. Все блюда мы готовим из ингредиентов высшего качества, приправы заказываем сборные, специально разработанные для наших блюд. Концепция нашей компании – «все готовится на углях», а это тяжелее, чем в обычной духовке или на газу, к примеру. На момент ЧП мы, напротив, снизили средний чек, как я уже сказал ранее. Считаю, что наша продукция доступна каждому среднестатистическому алматинцу, цены хоть и выше среднего, но вполне оправданы, ведь мы не пытаемся гнаться за количеством и ценами, а ориентируемся на качество.

Давайте вернемся к вашим успехам за полтора года. Как Вы считаете, в чем секрет такого стремительного развития? Правильный маркетинг, хорошее соотношение цены и качества или настолько у нас любят запеченные утку и рыбу?

Не считаю нынешнее достижение успехом. Скорее отправной точкой. Как я уже озвучил ранее, к этому уровню мы пришли не за 1,5 года, а за два месяца. Нельзя выделить что-то одно, повлиял и качественный маркетинг, и вкус нашей еды. Не могу не отметить развитие личного бренда – стараюсь чаще появляться в ваших лентах «Инстаграма»! Людям нравится, многие отмечают не только вкусную еду, но и неиссякаемую харизму повара. (Улыбается.) Кушают наши люди хорошо. Детям по душе пришлась уточка в фирменной медовой глазури благодаря своему сладковатому вкусу и мягкому сочному мясу; молодежи – брискет по-техасски, они любят все новое и заморское; взрослым – коктал, так как это не только вкусное блюдо, но и исконно казахское блюдо.

Андрей, как Вы в целом сегодня оцениваете положение МСБ в Казахстане? Готовитесь ли Вы сами к «тяжелым временам», которые пророчат аналитики и СМИ?

Насколько я помню, во все времена кризис никогда не влиял на всех одинаково. Для кого-то кризис – это конец, для кого-то – начало. Положение МСБ на сегодняшний день довольно нестабильно, но также хочу отметить – не для всех. Многие смогли переквалифицироваться, например мы. Ранее я относил свой бизнес к сфере ивента, а на момент карантина мы неплохо сработали как «еда на вынос». В Алматы, мне кажется, всегда можно найти любимое занятие, которое будет приносить прибыль. Главное – продолжать упорно работать и следить за трендами рынка. Не нужно сдаваться или бояться начать что-то новое. В самые тяжелые времена главное – следовать за своей мечтой и видеть четкие цели. И, я думаю, для нас самые тяжелые времена уже позади.

Поговорим о Ваших планах. Куда и как планируете развиваться?

Идей много. Все карты на стол выкладывать не стану, все-таки, моя основная «фишка» – удивлять людей. В основе лежат не только личные и коммерческие цели, но и социальные. Один секрет я вам открою – в поддержку национального духа страны планирую организовать масштабный «Фестиваль коктала». На данный момент уже готов план проведения данного мероприятия. Обо всем буду рассказывать на своей страничке @sezon.bbq.

Спасибо за беседу, Андрей, успехов Вам!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Причины банкротства ресторанов в столице

Почему в Нур-Султане открылись не все кафе.

10 Июнь 2020 08:17 15859

Фото: Мария Матвиенко

В мае в Казахстане разрешили работать кафе и ресторанам с определенными требованиями, но некоторые из них так и не открылись. Жители столицы увидели двери своих любимых заведений закрытыми.

Только навскидку можно сказать, что более пяти уютных мест в Нур-Султане остановили свою деятельность. Что происходит в сфере HoReCa, за комментарием мы обратились в столичный Клуб рестораторов, к его руководителю Веронике Нурпеисовой.

Что происходит на рынке HoReCa, почему такая печальная статистика?

Ориентировочно около 30-40% заведений города Нур-Султана на данный момент закрылись, причем половина из них со статьей «банкрот», – говорит она. – В столице порядка 3200 заведений. Вот и считайте. Основные причины – не потянули аренду, есть расходы за коммунальные услуги, на поставщиков и по заработной плате сотрудникам. За время карантина на те же продукты питания цены поднялись на 20-30%. Не все сотрудники получили 42 500 тенге. Что изменится на рынке? Выживут сильнейшие рестораторы, те, у кого есть другой вид бизнеса, благодаря которому они удержатся на плаву. На самом деле сейчас рестораны работают в минус. За время ЧП только половина арендодателей пошла навстречу, снизив аренду на 50%, кто на 20-30%. Никто на 100% не снижал, может, единицы по городу.

Нельзя закрывшихся отнести к одной группе. Это разные заведения, от «шаурмушек» до известных заведений на Левом берегу, в том числе в Экспо-городке. Они уже не откроются, скорее всего, поменяются хозяева, будет ребрендинг.

Сколько сейчас посетителей могут принимать кафе?

В заведениях до 50 мест разрешены только 30 человек, свыше 50 – только 50 человек, при условии что между спинками стульев будет два метра. В наши заведения (460 участников клуба) по городу зайдите, там все нормы СанПиН соблюдены, есть журнал производственного контроля, антисептики, санитайзеры, перчатки.

Я сейчас нахожусь в одном ресторане, приехала проконсультировать владельца. Содержать такую махину очень накладно. Благо, что этот ресторан в собственности, здесь только работников кухни в сокращенном виде 12 человек: повара, помощники, официанты.

Запретили караоке, бильярды, тои. Люди уже разорены, потому что обычно тои проводятся с мая по октябрь, до конца года нам сказали, что не будет банкетов. В заведениях среднего калибра работают до 50 человек, все они остаются без работы.

Мы обращались ранее к президенту, я очень благодарна, что он нас услышал, в своем выступлении в марте он четко ответил на все наши вопросы. Но этого оказалось недостаточно. Нам дали отсрочку по кредитам, но вместе с ней банки повысили последующие платежи.

HoReCa потихоньку умирает, это как маленькая страна, где работают и другие объекты услуг – ивент-агентства, музыкальные коллективы, декораторы, продуктовые магазины, специалисты по вентиляции, мастера холодильников, производители сиропов и алкоголя и другие. Все они теряют доход.

Как нам в Алматы чиновники сказали: «Пусть ваши работники идут дороги строить, в сельское хозяйство, а вы наймите себе роботов». Но это же не смешно.

На заседании госкомиссии НПП «Атамекен» предложила выдавать бизнесу беспроцентные кредиты, и если работодатель сохранит в течение года рабочие места, то заем прощается. Что Вы думаете по этому поводу?

Это предложение Клуба рестораторов. Основная идея нашего государства – развитие туризма. Если сейчас кафе и рестораны слягут, каким образом мы будем развивать туризм в Казахстане?!

Если бы эта инициатива нашла поддержку, то благодаря этому предприниматели погасили бы свои задолженности по зарплате. Даже если мы сейчас возьмем кредиты в банке, мы отнесем их арендодателю, коммунальным службам и работникам. Те, в свою очередь, заплатят за коммуналку и свои кредиты. На развитие бизнеса практически ничего не остается.

Недавно мы встречались с такими музыкальными барами, как Zima, Zoloto, Echo и другими, будем писать письмо на имя президента с просьбой увеличить рабочее время, хотя бы до трех ночи. Потому что, сами знаете, в столице люди много работают, поздно возвращаются с работы. И идти в кафе или музыкальный бар, который работает до 12 ночи, нет смысла. В свою очередь, музыкальные бары готовы нести соответствующие обязательства по санитарным нормам, по требованиям к отдыху посетителей.

Айгуль Тулекбаева