Из общего объема госзакупок в 3,2 трлн тенге по итогам 2017 года свыше 77% (свыше 2,5 трлн тенге) были исполнены из одного источника. Причем впервые за последние три года начала расти доля закупок из одного источника после несостоявшегося конкурса. Об этом сообщил вице-министр финансов Берик Шолпанкулов на заседании рабочей группы по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госзакупок и закупок квазигоссектора", передает abctv.kz.
Вице-министр привел типичную схему, по которой заключаются госзакупки из одного источника по несостоявшимся закупкам.
"В конкурсе принимают участие семь-восемь компаний, их заявки отклоняют, допускают одного поставщика, признают конкурс несостоявшимся и заключают договор с одним участником, который, как правило, представляет заявку с максимальной ценой. Ранее причины отклонения были связаны с проектно-сметной документацией, которая требовала неоправданно большого количества подтверждающих документов".
Доля таких закупок по итогам прошлого года, по данным Минфина, составила 40,6% на сумму 1,44 трлн тенге; через один источник путем прямого заключения осуществлено еще 36,4% госзакупок размером в 1,29 трлн тенге. На конкурсной основе заключено всего 18,2% госзакупок на 643 млрд тенге.
Квалификационные фильтры
Большая часть госзакупок (порядка 80%) приходится на строительный сектор, а большую их часть (74%) составляют региональные закупки, констатируют в Министерстве финансов. И в рамках обсуждения законопроекта одним из ключевых вопросов стало ужесточение требований к поставщикам товаров, работ и услуг.
Так, депутат Серик Кусаинов предложил ужесточить квалификационные требования. Анализ конкурсов показывает, отмечает он, что в среднем при крупных закупках по строительству из 12 участников только шесть имеют опыт работы, а из 10 только два имеют материальные и трудовые ресурсы, при этом от 50% до 70% техники являются арендованными.
В этой связи было предложено внести поправку в части наличия материальных ресурсов и специализированной техники в собственности не менее 30% и опытом работы не менее пяти лет, при строительстве сложных объектов – не менее 10 лет.
Министерство национальной экономики (МНЭ) выступило против данной поправки, считая, что она будет создавать серьезные нарушения конкуренции на рынке. Минфин в лице директора Департамента госзакупок Сабита Ахметова также не поддержал поправку, аргументируя тем, что категории выдаются в зависимости от опыта работы, где высшую получают лишь те, у кого этот опыт равен 10 и более годам.
"При выдаче лицензий правилом установлено иметь технику в наличии или в аренде. Когда предприниматель подает заявку на получение лицензии, он пишет, что арендует у того-то. Тогда давайте исправим: высшая категория обязательно должна обладать материально-техническими ресурсами, тогда, может быть, и отпадут "подснежники", которые постоянно все арендуют", – подчеркнул г-н Ахметов.
Представители бизнеса, напротив, согласны с данным введением. Так, в ТОО "Сейсмостройзащита" считают, что упрощение процедур заявок потенциальных поставщиков приведет к негативным и трагическим последствиям.
"У каждого потенциального поставщика, особенно в строительной сфере, в обязательном порядке должно быть материально-техническое оснащение. В основном ведут строительство социальных объектов. Если на рынок при наличии только лицензии выйдут организации, не имеющие опыта работы и материально-технического и трудового обеспечения, мы получим результат, когда начнут падать дома. Вы просто задумайтесь над упрощением этой процедуры", – задаются вопросом в компании.
При наличии подрядчиков и технического надзора у них должно быть соответствующее материально-техническое оснащение, поэтому квалификационные требования в технической спецификации надо ужесточать, подчеркивают в компании.
Ассоциация проектировщиков также выступила в поддержку поправки, объясняя это тем, что необходим жесточайший отбор разработчиков проектно-сметной документации (ПСД) и они должны работать в штате строительной компании.
Региональная кухня
Город Алматы находится на первом месте по объему госзакупок в размере 360 млрд тенге, рассказывает руководитель Управления финансов акимата Алматы Айнур Кудайбергенова, поделившись со статистикой, связанной с демпингом на госзакупках.
"Снижают цены, приступают к работе, при этом вся техника находится в СКО, Караганде и других городах. До Алматы довести ее не могут. Мы поддерживаем это предложение. Все социальные объекты строятся за счет бюджетных средств, поэтому на первом месте должно быть качество, а не цена. В мировой практике первый этап проходит по квалификационным требованиям, второй – лучшие по цене. Давайте рассмотрим двухэтапный отбор. Однозначно, к строительству так относиться нельзя, мы говорим о жизни детей, которые будут учиться в этих объектах", – подчеркнула г-жа Кудайбергенова.
Замакима ВКО Алмасхан Сматлаев также выступает за введение данной поправки.
"Чем выше финансирование, тем больше и сложнее должны быть квалификационные требования, отметил высокопоставленный чиновник. – Например, компанию только создали и работают один год. Она не может получить лицензию на строительство объекта на три миллиарда тенге и его построить. Пусть начинают с объектов на сумму 100-200 миллионов тенге, где несложные технические характеристики. Компании, которые только открылись, должны идти на более легкие виды работ, но не на сложные. Для них должны быть ограничения".
Согласно действующему законодательству, для участия в конкурсах на строительство объектов достаточно иметь лицензию. В этой связи звучало мнение о необходимости навести порядок при выдаче лицензий, и тогда не будет надобно вводить искуственные ограничения в виде опыта работы и материальной базы.
В этой связи руководитель рабочей группы депутат Валихан Кайназаров отметил, что лицензии выдают ГАСКи, которые подчинены местным исполнительным органам.
"В 16 городах и областях каждый ГАСК действует по-своему и выдает лицензии. Я бы согласился, если бы ГАСК относился к республиканским органам и были бы установлены жесткие требования. Мы бы поддержали эту норму. Но, к сожалению, лицензии покупаются, продаются. Когда ГАСК подотчетен акиму области, сложно говорить, что он будет нормально работать. Здесь вопрос, как проводится конкурс из одного источника, на местном уровне он и затачивается под определенного поставщика. Самая простая схема разработана там", – акцентирует депутат.
О том, что вопрос о госзакупках важный, говорит тот факт, что заседание рабочей группы состоялось уже в десятый раз, но к единому мнению прийти так и не удалось. В этой связи поправки в закон отправлены на доработку.
Майра Медеубаева