В числе участников недавнего открытого первенства Темиртау по тяжёлой атлетике было много детей. Больше всех запомнились девочки. То, что они делали на помосте, казалось невероятным. Маленькие хрупкие спортсменки поднимали штангу тяжелее их собственного веса. Позднее, во время интервью, старший тренер области Геннадий Лактионов объяснил: ничего запредельного на первенстве не было, многие выступившие тяжелоатлеты способны на большее. Но вопрос в том, что потенциал даже талантливых спортсменов не так просто реализовать.
- Геннадий Алексеевич, начнём с того, какой возраст считается оптимальным, чтобы привести ребёнка в зал?
- Жизнь сейчас молодеет, молодеет и спорт. Были времена, когда в тяжёлую атлетику приходили с 16-17 лет, считалось, что в более раннем возрасте этим заниматься вредно, что тяжёлая атлетика задерживает рост человека. Но потом эту "истину" опровергли: провели исследования с группой мальчиков 11-12 лет, которые занимались тяжёлой атлетикой, и пловцов и отследили тенденцию роста. Штангисты выросли быстрее. У организма есть такое свойство: когда ему что-то противодействует, он начинает с этим бороться и к этому привыкает. Главное – чтобы человек был здоров, и не было серьёзных хронических заболеваний.
- По каким критериям можно определить, перспективен ли ребёнок?
- После первой тренировки я могу сказать, какая спортивная карьера возможна. На что нужно обращать внимание? На гибкость локтевого и плечевого суставов, суставов голеностопа. Скоростные качества ребёнка сразу, может, и не определишь, но в течение месяца точно заметишь. Ещё есть смелость, самоотверженность спортсмена, ответственность по отношению к тренировочному процессу. Мы знаем детей, которые могут очень хорошо учиться, но ходят в отстающих из-за своей лени. Здесь то же самое. Очень талантливые, бывает, ничего не достигают, а середнячки своим трудом, упорством добиваются многого.
- На первенстве вы отметили хорошую технику Даши Балабаюк. Ей всего десять лет, и она очень тонкая.
- Каждому человеку многое дано от рождения. Генетически. Есть люди координированные, есть не координированные, и элементарные движения им даются с трудом. Эта девочка координированная, гибкая, скоростная, она быстро поняла, что от неё хочет тренер, посмотрела, как это делают другие. Она выходит на помост, берёт 15, 20 кг, и я как профессионал вижу, что она может добиться больших результатов.
Успех спортсмена – это вопрос тренировок. Почему девочка-гимнастка в 12 лет вытворяет такое, что нам с вами и не снилось? Потому что её привели в зал в три года, и долгое время ею занимался тренер-профессионал.
Конечно, на тренировках мы изучаем технику, у нас есть свои тонкости и нюансы. И очень важно, какой специалист будет работать со спортсменом. Есть тренеры, которые воспитывают мастеров, а кто-то готовит разрядников или международников. Воспитать международника – это высший пилотаж и большой спорт. Тренер должен быть высокой категории, обладать большим опытом, чутьём. Когда талантливый спортсмен попадает к хорошему тренеру, он может добиться многого.
Я занимаюсь с мальчишками по 2-2,5 часа каждый день. Много отцов уделяет своим детям столько же времени? По своему опыту могу сказать, что спортсмен обычно вырастает таким же, как тренер. Если в зале присутствует нужная атмосфера, мальчишка, который только начинает тренировки, обязательно её впитывает. В зале обычно есть старшие воспитанники, которые уже прошли весь курс обучения, в них уже отложилась определённая дисциплина, и они тоже влияют на младших, становятся для них примером.
Могу точно сказать, что если домашний мальчик будет ходить в зал каждый день и делать то, что нужно и как нужно, за пять лет мы сделаем из него крепкого, здорового парня, который будет показывать хорошие результаты. Другого не дано. Или он станет таким, или его здесь просто не будет. Потому что мы занимаемся спортом. У нас есть начальная точка и конечная – Олимпийские игры. Мы идём по этому пути.
- Вы говорили, что дойти бывает не просто.
- Вы были на первенстве и видели зал, в котором проходили соревнования (ДЮСШ Темиртау - авт.). Вот вам ещё одна составляющая успеха. Чтобы выполнять задачу президента по оздоровлению нации, надо начинать со спортсооружений. Их нужно поддерживать в хорошем состоянии, покупать инвентарь. А сейчас все наши проблемы упираются в финансы. Наш главный вопрос - где взять денег, чтобы развиваться дальше.
- Что нужно обновлять, к примеру, в вашем зале, и сколько это будет стоить?
- Обновлять нужно всё. У нас профессиональный зал, единственный в области, он довольно большой, и спортсмены могут спокойно дышать. В зале высокие потолки, это необходимо, потому что когда бросают штангу, гул сильно бьёт по голове. Пол в зале бетонный, и, понятно, что подвала под ним быть не должно. У нас очень мало станков, есть только нужные, чтобы поддержать мышцы.
В какую сумму выльется ремонт такого зала, я сказать не могу, это вопрос к специалистам. К нам приезжали из Федерации тяжёлой атлетики, делали расчёты, но пока с места ничего не сдвинулось. По инвентарю я могу назвать более-менее точные цифры: нужны 10 штанг, в среднем по миллиону тенге за каждую, пара хороших помостов – еще 3 миллиона. В среднем, за 16-18 миллионов здесь все будет блестеть.
В 1999 году, когда я сюда пришел, в зале были проваленные помосты и куча сломанных тренажёров. Я начал с того, что выкинул половину хлама, отремонтировал помосты, попросил у друзей грифы и всё, что у них завалялось в гараже. Немного помог ЦСКА. Всё, что мы тогда смогли собрать, мы собрали. У каждой нашей штанги есть своя история. До 2008 года нам удавалось хоть немного обновлять инвентарь, а после этого никаких приобретений не было. Единственная ложечка меда – это 10 блинов, которые купила Школа высшего спортивного мастерства (в зале тренируются и спортсмены ШВСМ – авт.). Сейчас часть блинов для штанг я перематываю скотчем, чтобы они не разлетались, и пацаны не травмировались.
- ШВСМ – это государственное учреждение, федерация – общественное объединение. От кого вы больше зависите?
- Содействие всех структур, от которых зависит развитие тяжёлой атлетики, для нас важно.
Если говорить о госучреждениях, есть Управление физкультуры и спорта, от него исходят городские отделы физкультуры и спорта, Школа высшего спортивного мастерства, ДЮСШ. Ещё есть интернат для одарённых в спорте детей и Центр олимпийской подготовки. В нашем городе тяжёлая атлетика развивается и через спортклубы. В школах работает тренерский состав, тренеры получают заработную плату от государства. Управление решает вопросы командирования, ещё нужно содержать залы, платить аренду, закупать инвентарь.
Существует бюджет на развитие тяжёлой атлетики, но это не в моей компетенции. Сейчас я как старший тренер области пишу календарь выездов спортсменов на 2017 год и подбиваю смету на командирование. Речь идёт о соревнованиях различного уровня и учебно-тренировочных сборах – они нужны, чтобы у спортсменов опять-таки был хороший результат. Один день на сборах обходится в 10-12 тысяч тенге – это только проживание и питание на одного. В месяц надо 360 тысяч. Бывает, что спортсмены готовятся по полгода. И это большие деньги. По моим подсчётам, на 2017 год на тяжёлую атлетику нужно от 25 до 30 млн тенге, но нам этих денег не дадут. Я много лет проработал старшим тренером области, и всю сумму, которая необходима, нам ни разу не выделяли. Соответственно, мы не можем до конца поддержать календарь. Приходится ехать неполной командой, как-то выкручиваться.
- В бюджете не хватает средств?
- Денег не хватает катастрофически. Мое мнение – это происходит потому, что в Карагандинской области пытаются развивать сразу 95 видов спорта! Я не знаю, что это за виды, но, если уж стоит такая задача, надо делать соответствующий бюджет, чтобы хватало на всех. Или взять 30 видов и вложиться в них по-человечески.
Если говорить о бюджете, вопрос: "Где взять денег?" - не для нашего промышленного региона и не для Темиртау. Деньги в этом городе сыплются людям на голову. Я имею в виду выбросы комбината и налоги, которые "АрселорМиттал Темиртау" за них выплачивает. На эти деньги надо строить спортивные объекты, покупать оборудование, заниматься оздоровлением людей.
- Вы упоминали интернат для одарённых в спорте детей. С его обеспечением нет проблем?
- В темиртауском филиале интерната чистота, в общежитии – порядок. Во многом это заслуга руководителя Сергея Филатова. Спортсмены, которые там живут, в основном, приезжают из сёл. Здесь у них гораздо больше возможностей. Они учатся, тренируются, получают питание. Но только до 17 лет. Потом их выпускают, и что с ними происходит дальше, никого не волнует. Если нет надежды на родителей, перспективным спортсменам приходится бросать тренировки и идти работать, чтобы были деньги на жильё. Вопрос: зачем вкладывать в ребёнка столько сил и средств, чтобы потом просто выгнать в никуда?
На соревнованиях вы видели выступление Софьи Лоос. Девочке 13 лет. Она приехала в Темиртау из села, живёт в интернате. Получилось так, что способности девочки заметил тренер по борьбе Анатолий Мацкевич и передал девочку в интернат, а тренер интерната Елена Ялова переманила Софью в тяжёлую атлетику.
Девочка пришла в наш зал в ноябре прошлого года, и через два месяца занятий при весе 48 кг "подняла" на кандидата в мастера спорта: "вырвала" 50 кг, "толкнула" 60. Сейчас Софья весит 58 кг, её лучшие результаты – 65 и 77 кг – на областных соревнованиях. Спортсменка подняла этот норматив и на официальном старте РК среди взрослых, и ей присвоили звание мастера спорта. Девочка от рождения очень сильная, но она не просто так дёрнула эту штангу. Тренер Елена Ялова учила Софью с "нуля", и ей ещё предстоит работать над собой, пока она не станет настоящим профессионалом. А это долгие годы труда. Но, если говорить о перспективах, Софья очень талантлива, она может стать чемпионкой Азии и мира.
- Но после интерната девочка тоже может уйти "в никуда"?
- Семья девочки малообеспеченная, выучить дочь на свои деньги родители не смогут. Софью вполне могут переманить в другую область - есть "шустрые" тренеры, которые этим занимаются, и такие случаи у нас уже были. Обычно спортсменам предлагают жильё и бесплатное питание. Зачем девочке снимать квартиру и платить за неё в родном городе, если есть другие варианты?
Выпускники интерната могут учиться в колледжах физкультуры, где есть общежития. Такой колледж есть в Алматы, но он один на всю республику. В Темиртау, в колледже "Мирас" есть несколько дотационных мест. И это всё.
По моему мнению, наши выпускники - готовые ученики военных училищ. Крепкие, спортивные парни и девушки, знающие дисциплину. Из них получатся хорошие офицеры. Опять же, им будет, где жить, и что есть.
- Давайте поговорим о Федерации тяжёлой атлетики. Её главная роль, насколько я понимаю, помогать деньгами?
- Головное руководство федерации находится в "Казмунайгазе", президентами областных федераций являются региональные руководители. В Карагандинской области недавно назначили нового человека, он из Талдыкоргана. И по существу, в нашей федерации сейчас некий организационный период. По словам нашего нового руководителя, область может помочь, только если поможет республика, перекинет финансовые средства. А на республиканскую федерацию перечисляет деньги конфедерация. По-видимому, всё это долго и сложно, и в итоге до нас ничего не доходит.
- Если продемонстрировать послужной список спортсменов области, рассказать о том, сколько перспективных тяжелоатлетов "теряется по дороге", это не поможет?
- Пока не помогает, хотя мы говорим о своих проблемах на самых разных уровнях. А потенциал у наших спортсменов, действительно, велик. Мастеров спорта в области около 20. Но один другому рознь. Кто-то работает строго на уровне мастера, кто ближе к международнику, но до этого звания всё равно остаётся огромная яма. У нас было шесть действующих мастеров спорта международного класса. Один попрощался со спортом, другая переехала. Итого четверо. Одной спортсменке за тридцать. Есть тяжелоатлет, которому 29 лет, но тренироваться в таком возрасте - это тяжёлый труд, а перспектив не видно. Ещё один международник решает свои бытовые проблемы. Остаётся один - Максим Лактионов, ему сейчас 21 год.
- Какой потенциал у него есть и чего от него можно ждать?
- Его весовая категория - 105 кг, лучший рывок - 177 кг, толчок – 215 кг. В декабре этого года он выиграл Кубок Казахстана, и вошёл в новую сборную страны на следующее четырёхлетие. Но что будет дальше, я не знаю. Чтобы дойти до Олимпийского пьедестала, нужна серьёзная поддержка.
Профессиональный спорт сильно отличается от любительского, спортсмен ничем, кроме спорта заниматься не должен. Утром он должен хорошо завтракать, потом – тренировка, обед, отдых и опять тренировка. Когда спортсмен прибегает в зал после работы или института, наспех поев, результата добиться сложно. От области Максим получает стипендию – 60 тысяч тенге. За это огромное спасибо, но погоды эти деньги не делают.
- Какая сумма реальней?
- Хотя бы 200 тысяч. На эти деньги спортсмен может питаться, проходить лечение, потому что тренировки часто сопряжены с травмами. На спортпитание в месяц уходит около 100 тысяч тенге, это протеин, аминокислоты, карнитин, витамины. Один мешок протеина стоит 25-30 тысяч. Ещё нужно мясо, хороший сыр, молоко, орехи, мёд. Понятно, что эти продукты необходимы, чтобы накормить стокилограммового спортсмена, без этого он не сможет выдержать большие нагрузки. Если говорить о лечении, диагностике, только МРТ стоит 60 тысяч тенге. А если в межсезонье спортсмена не подлечить, не будет ничего.
Чтобы в корне изменить ситуацию, нужно финансирование извне. Чтобы со спортсменами, в частности, с Максимом, был заключён контракт. Поэтому поддержка наших международников - вопрос, скорее, не к госструктурам, а к областной федерации. Но её представители приходят и разводят руками: мы ничего не можем.
Есть ещё масса разных моментов, которые могут помешать, и от которых сложно застраховаться. Например, предвзятое отношение WADA к спортсменам постсоветского пространства. И те же банальные травмы.
Бюджет на развитие
Как пояснили в Управлении физической культуры и спорта Карагандинской области, Постановлением коллегии управления от 15 января 2016 года утверждены виды спорта, культивируемые в Карагандинской области по приоритетности. Тяжёлая атлетика входит в первую группу. Кроме того, готовится законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан о физической культуре и спорте" и вводится понятие ранжирования видов спорта. Согласно этим поправкам, в развитие культивируемых видов спорта в области будут внесены изменения.
Что касается финансирования затрат, связанных с развитием тяжёлой атлетики, оно должно осуществляться на паритетных началах между государством и федерацией. Финансирование из областного бюджета ограничено, тогда как федерация существует за счёт спонсорских средств и не ограничена в средствах.
В 2016 году на развитие тяжелой атлетики в области (на заработную плату тренеров и командировочные) из бюджета было направлено 19 млн 989 тыс. тенге. О том, какие расходы заложены в бюджет на 2107 год, в управлении не уточнили. Некоторая информация была озвучена на июньском брифинге в СЦК: руководитель управления Наталья Сухорукова отметила, что сложный период заканчивается, с 2017 года бюджет закладывается с плюсом, поэтому нужно "потерпеть". Что касается ДЮСШ Темиртау, в бюджете предусмотрены средства на оплату коммунальных услуг, зарплату, поездки. Средства на покупку инвентаря не выделялись с 2013 года, но ситуация будет решаться в следующем году. Спорткомплекс "Строитель" (где расположена школа – авт.) требует капитального ремонта, по предварительным расчетам для него потребуется около 250 млн тенге, и выделить всю сумму сразу очень сложно. Но разработка проектно-сметной документации уже начата. Руководство спорткомплекса делает всё, что может сделать своими силами (текущий ремонт – авт.), за счёт тех средств, которые удаётся заработать самим.
Наталья Прончатова, Караганда