DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 309,95 Brent 36,55
Уроки истории от Анны Франк

Уроки истории от Анны Франк

В Казахстане проходит выставка о самой знаменитой жертве Холокоста.

01 Март 2017 11:45 7078

Уроки истории от Анны Франк

Автор:

Клара Ларина

Шымкент стал вторым после Астаны городом республики, в котором побывала всемирно известная передвижная выставка «Анна Франк. Уроки истории». Этот международный проект уже более 30 лет путешествует по всему миру. За это время выставку посмотрели более 12 миллионов жителей 60 стран. Теперь к этому списку – первым и единственным среди государств Центральной Азии – присоединился Казахстан.

Возможность увидеть легендарную экспозицию, подготовленную Домом Анны Франк (Амстердам), казахстанцам предоставилась в рамках проекта общественного фонда «Еркіндік қанаты», реализуемого при поддержке посольства Королевства Нидерландов в РК.

Инициировавшая его исполнительный директор ОФ Елена Швецова рассказала abctv.kz о том, как появилась и воплотилась в жизнь идея организовать в Казахстане выставку об Анне Франк.

«Впервые о ее существовании я услышала четыре года назад в Воронеже во время стажировки в молодежной организации. Как волонтер я участвовала в проекте в одной из школ и тогда подумала, что это потрясающий способ просто и понятно рассказать детям о правах человека.

После этого я начала думать о проекте, прочитала дневник Анны, материалы, написанные о ней ее современниками, сравнивала все это с тем, что происходит в наше время. Я решила, что этот проект обязательно должен проявиться в Казахстане.

Почти два года назад мне посчастливилось побывать в Амстердаме, через коллег и друзей я нашла контакты людей, работающих в фонде Дома Анны Франк. Посмотрели с подругой сам музей, поговорили о возможности сотрудничества и о том, как они работают. По возвращении я уже точно знала, что должна это сделать – привезти к нам выставку об Анне Франк.

Но так как подобные проекты стоят немалых денег, нужно было найти финансирование. Мы начали искать различные варианты и возможности, и навстречу нам пошло посольство Нидерландов в Астане. Оказывается, у них тоже была идея привезти выставку в Казахстан», - поведала Елена Швецова.

В результате был запущен проект, охватывающий пять городов страны: Астану, Алматы, Павлодар, Тараз и Шымкент. После столицы выставка переехала в Шымкент, где находилась свыше месяца.

Она экспонировалась в здании областной универсальной научной библиотеки им. А. С.Пушкина, а также в двух городских школах № 23 и 5. Всего по планам выставка «Анна Франк. Уроки истории» должна побывать в общей сложности в 20 казахстанских школах разных городов.

Демонстрация выставки в школах – одна из ключевых составляющих проекта, так как подростки и молодежь являются его главными адресатами. В то же время школьников привлекают для проведения экскурсий.

Юным гидам в среднем по 13-15 лет – столько же, сколько было Анне, когда она писала свой знаменитый дневник. На предварительных тренингах они подробно знакомятся с биографией своей героини, погружаясь и словно пропуская через себя историю девочки, испытавшей на себе ужасы фашизма. И наполняясь ее чувствами и переживаниями, затем передают их посетителям, по большей части своим же ровесникам.

Доверительный принцип «равный – равному», а также глубокий эмоциональный камертон создают удивительную атмосферу, отличающую ее от традиционных выставок, которые зачастую сводятся к пересказу справочной информации и сухих фактов. 

Содержание экспозиции основано на  дневнике Анны, который она вела на нидерландском языке, начиная с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года в период нацисткой оккупации Нидерландов. Он считается одним из наиболее известных и впечатляющих документальных свидетельств о зверствах фашизма. Дневник входит в список 10 самых читаемых и популярных книг человечества, в 2009 году он был признан объектом реестра «Память мира» ЮНЕСКО.

На выставке представлена жизнь Анны начиная с момента ее рождения во Франкфурте в 1929 году, это были времена, когда в Германии зарождался и активно развивался нацистский режим. Затем юность в Амстердаме в 1930-е годы, оккупация Нидерландов, преследования евреев, жизнь семьи Франк и их друзей в убежище, смерть Анны в лагере Берген-Бельзен в марте 1945 года.

Помещенные на стендах экспозиции цитаты из дневника, связанные с определенными эпизодами жизни Анны и ее семьи, сопровождаются характеристикой этого периода в контексте всемирной истории.

К примеру, с повествованием о том, как обеспокоенный будущим отец Анны готовит семейное убежище, соседствует рассказ о событиях так называемой Хрустальной ночи, или Ночи разбитых витрин, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей нацистской Германии и части Австрии прошла серия антиеврейских погромов.

Такой принцип параллельного изложения «маленькой истории» Анны Франк и «большой истории» Второй мировой войны используется намеренно. Как пояснила координатор проекта Талшынай Шерим, он позволяет показать через жизнь одного человека трагедию всего еврейского народа, как он страдал, какие гонения, унижения и несправедливости испытал со стороны фашистов в тяжелые времена.

«Цель выставки «Анна Франк. Уроки истории» – познакомить посетителей с историей Холокоста через личную историю Анны Франк и через время, в котором она жила, - отметила координатор. - Материалы выставки актуализируют такие ценности, как свобода, равенство, справедливость и способствуют их утверждению».

Здесь рассматриваются такие понятия, как дискриминация, толерантность. Выставка учит соблюдать права человека, с уважением относиться к людям разных рас, национальностей и вероисповеданий».

«Очень важно в нашу эпоху мультикультурализма научить ребят видеть важность человечности, понимания и уважения других людей, относиться на равных ко всем вне зависимости от религии, цвета кожи, возраста и вероисповедания,  – сказала в свою очередь Елена Швецова. – Чтобы школьники научились видеть в человеке не его отличия, а достоинства и уникальные качества.

Наш проект призван формировать в молодых казахстанцах толерантность, приобщать их к уважению социокультурного многообразия, прав человека и демократии в современном обществе».

Знакомство с проектом «Анна Франк. Уроки истории» не остается бесследным, говорят как организаторы, гиды, так и посетители выставки.

Талшынай Шерим образно сравнила испытанное ею лично воздействие с закладкой доброго семени.

«Его настолько глубоко в нас посеяли, что теперь мы сами ощущаем себя носителями и распространителями и пытаемся посеять то же самое в детях».

«Честно признаться, до этого я не знала, кто такая Анна Франк, а теперь очень рада тому, что познакомилась с жизнью этой девочки. Эта выставка позволяет направить энергию в правильное русло, помогает человеку ответить на многие вопросы, дает понять, что на самом деле в мире нет никого лучше, нет никого хуже, дает понять, что все мы равны.

Я действительно счастлива, что стала частью этой выставки, что могу поделиться со своими одноклассниками, детьми младших классов тем, чему меня научили на тренингах, и рассказать не только о политических событиях тех времен, но и о жизни людей, с которыми так жестоко обращались. Хочу, чтобы с каждым днем все больше и больше людей понимали истинный смысл нашей жизни, взяв многое из выставки, посвященной Анне Франк», - поделилась гид Анастасия Мазуркина. 

«Сколько выставок, экскурсий я посетила в жизни, но ни разу не видела и не чувствовала ничего подобного. Это такой большой, интересный, а главное, нужный в жизни опыт. Я обрела большой запас новых знаний и советую всем посетить эту выставку. Она открывает нам глаза на простые, но очень важные вещи. Лично меня эта выставка заставила взвесить ценности и задуматься о многом», - призналась шымкентская старшеклассница Анастасия Павкина. 

Сотрудники фонда «Еркіндік қанаты» подчеркивают, что задача выставки, как и всей работы Дома-музея Анны Франк, состоит не просто в сохранении памяти об Анне Франк и о трагическом времени разгула национал-социализма, но и стремлении вызвать у современников понимание необходимости вынести урок из Второй мировой войны и Холокоста, чтобы не повторить ошибок прошлого.

Олеся Ли, директор ЮКО филиала Молодежной информационной службы Казахстана, выступившего партнером проекта, считает, что смысл выставки об Анне Франк можно воспринимать гораздо шире: «Лично у меня произошло своего рода прозрение: Гитлер – это олицетворение темной стороны, и в каждом человеке живет ее определенная частичка. В каждом из нас сидит маленький фашист, с которым мы сражаемся каждый день.

И чтобы не стать им, чтобы творить добро, нужно постоянно бороться с самим собой, выдавливать из себя темную сторону. Чтобы подойти к женщине, которая просит милостыню на улице, купить ей пирожок или помочь чем-то другим, казалось бы, достаточно сделать шаг, но большинство его не делает.

Поэтому эта выставка – не только история про еврейскую девочку, уничтожение евреев Гитлером и необходимость бороться с фашизмом. Она объемнее – это история о том, что люди ненавидят и убивают, любят и спасают. Каждый из нас должен стремиться стать более развитым и высоким духовно, более человечным. Помочь каждому из нас просто быть Человеком – в этом, на мой взгляд, и состоит главный урок от Анны Франк».

Клара Ларина, Шымкент

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как AR арт-проекты отражают актуальные проблемы общества

Американский диджитал-художник – о роли новых технологий в искусстве.

21 Май 2020 08:00 1195

Как AR арт-проекты отражают актуальные проблемы общества

Джон Крейг Фриман – художник с более чем 30-летним опытом, профессор колледжа New Media Art Emerson в Бостоне, США. В своих работах использует новые технологии, формируя новые формы публичного искусства. Джон изучает влияние глобализации на жизнь отдельных людей в местных сообществах и представлял работы по всему миру – от Лондона до Калининграда. В 2016 году он побывал в Ухани, Китай, в рамках Американского инкубатора искусств ZERO1. В Алматы Джон провел онлайн-встречу на площадке Go Viral на тему: «Дополненная реальность как цифровой инструмент повествования».

Что вызвало у Вас интерес к использованию AR-технологии в арт-работах?

Еще до появления технологии дополненной реальности, с которой начал работать в 2010 году, на протяжении десятилетий я интересовался идеей использования новых медиа для создания форм общественного искусства. Сегодня у большинства людей есть сотовые телефоны, где могут посмотреть на расширенную реальность и геолокации по всему миру. Я же работал с новыми технологиями с начала 1990-х, когда появились первые компьютеры Macintosh, и сделал несколько проектов.

Большое внимание привлек проект «Операция Greenrun», посвященный ядерному оружию, его истории в Соединенных Штатах и Холодной войне. Я жил всего в 13 км к северу от стратегически важной ядерной установки в США. Это были «Скалистые Равнины», где построили системы взрывания плутония для ядерного арсенала США. Местное сообщество активистов и художников считали, что Холодная война и гонка вооружений не закончится до тех пор, пока мы не обратим внимание широкой общественности. «Операция Greenrun» стала именно тем проектом, который приковал внимание СМИ и общественности.

С помощью программы Poster Maker, которая разделяла изображение на сетку и распечатывала сегменты на раннем офисном лазерном принтере, я подготовил 11 билбордных изображений размером 25х102 см каждый. В это время рекламные щиты раскрашивались вручную, и технология печати рекламных щитов появилась спустя пять лет. Это был ранний пример использования новых технологий для создания новых форм общественного искусства.

Место – это когда пространство передает смысл и становится значимым в дополненной реальности. Точно так же, как это сделали рекламные щиты, преобразовав пространство и предав смысл месту. Технология AR – очевидное решение аналогичной проблемы, как придать месту значимость. По этой причине художники и работают с технологиями.

Operation green run

Это интересная область для художников, так как требует определенного чутья и изобретательности. Мне не интересно просто переходить от проекта к проекту, что меня интересует, так это изобретение новой формы.

В середине 1990-х годов я реализовал проект Imaging place/Представляя местность. Это был своего рода прототип проекта виртуальной реальности. Идея заключалась в создании интерфейса, который был бы похож на видеоигру и был интерактивным. Инсталляция представляла собой затемненную комнату с проекцией и навигацией с помощью мышки. Люди могли перемещаться из любой точки мира, встречать других людей и соприкоснуться с их историями. Занимаясь этим проектом десятки лет, я побывал в сотнях мест и городов: от Тайваня, Сан-Пауло, Варшавы до Калининграда.

Imaging Place

Вы помните свою первую выставку и чему была посвящена?

Я проводил выставки еще до того, как пошел в художественную школу. Так, в середине 1980-х, во время учебы в бакалавриате, я написал серию картин «Панорамная граница» и провел выставку. Это были изображения границы США с Мексикой, так как я вырос недалеко от границы. Меня всегда захватывала возможность погрузить зрителя в виртуальный опыт с помощью серии фотореалистичных картин, а не просто смотреть на плоские образы. Будучи еще художником, я стремился найти способы погружения людей в опыт до того, как появились технологии.

Border Panoramic

Какой месседж пытаетесь донести с помощью своих арт-проектов?

Любой художник стремится сделать свою работу отражающей большие идеи своего времени. Я, как правило, бываю политизирован и иногда немного юмористичен по этому поводу. Но я заинтересован во взаимодействии с культурой, в которой живу, и отношусь серьезно к важным проблемам нашего времени, стараясь отразить их в своих работах. Искусство обладает огромным потенциалом для создания новых пониманий. Это воодушевляет меня, как художника. Думаю, что целью создания произведений искусства должно быть достижение глобальной аудитории. В противном случае мы позволим миру остаться в руках крупных технологических корпораций, государств и товарного капитализма. Художник должен участвовать в техдискурсах и стать более глобальным.

Доходят ли месседжи до вашей аудитории? Как узнаете об этом?

Сегодняшние технологии позволяют отследить, кто смотрит конкретную работу. Многие технологии дополненной реальности хранят статистические данные о том, как они используются. Люди присылают скриншоты с проектов, которые реализованы в других странах или находятся далеко. Более того, проекты документируются в истории искусства, потому достигают совершенно другого уровня аудитории спустя даже многие годы.

Ваш любимый проект?

Мой любимый проект всегда предстоящий – следующий. Есть некоторые проекты, над которыми я продолжаю работать, например пограничный проект. В 1980-х написал картину «Панорамная граница», в 2012 году реализовал проект «Пограничный мемориал: Фронтера де лос Муэртос» – AR-проект общественного искусства и мемориал, посвященный тысячам трудящихся-мигрантов, которые погибли на границе США и Мексики в последние годы, пытаясь пересечь пустыню на юго-запад в поисках работы и лучшей жизни. В 2017 году работал над Virtual U.S./Mexico Border/Виртуальная граница между США и Мексикой. Это виртуальный публичный арт-проект, мобильное приложение с расширенной реальностью и музейная выставка, которая позволяет людям погружаться в виртуальный опыт, документировать ключевые локации вдоль границы двух стран, включая людей и истории изгнания, миграции. Многое из того, что я делаю, – это проекты, которые эволюционируют с течением времени. В течение 2020 года намерен проехать по всей протяженности границы от Браунсвилля/Матамороса до Эль-Пасо/Сьюдад-Хуареса, чтобы создать обширную работу с использованием современной технологии сканирования Лидара и аудиозаписывающего оборудования.

Border Memorial: Frontera de los Muertos, Lukeville border crossing, Arizona, 2012

Считаете ли Вы, что традиционные произведения искусства ограничены и будущее будет принадлежать новым формам искусства?

Французский художник Поль Деларош, впервые увидев дагерротип, раннюю фотографию, заявил, что с этого дня живопись мертва. Это было как раз в то время, когда я прибыл в Боулдер для учебы в Университете Колорадо. У нас было новое компьютерное оборудование, и мы устроили выставку художников, которые были первыми пользователями компьютерного оборудования Macintosh. Выставку назвали «Фотография мертва». Это ироничное утверждение, потому что ни живопись не умерла в 1840 году, ни фотографии, которые появились в 1989 году.

Если художник пытается работать со своим временем и участвовать в жизни мира, то его или ее обязательно привлечет новая технология.

Как будет выглядеть искусство в 3030 году?

Новый медиахудожник всегда должен быть в постоянном состоянии становления и погружен в работу. Новые медиа моментально становятся старыми, и, как художнику, необходимо чутко следить за веяниями времени. Мы будем и впредь наблюдать, как технологии пересекаются с человеческим телом. Кроме того, искусственный интеллект – на радаре художников как следующий арт-инструмент. Думаю, мы обязательно услышим об ИИ художниках.

Что для Вас значит быть общественным художником?

Возвращаться к оригинальному и начальному смыслу искусства. Искусство по возможности должно быть доступно широкой общественности. Это своего рода бунтарский отказ от институтов высокой культуры, которыми управляет рынок искусства. Искусство должно играть гораздо более тонкую роль и быть глубоко вовлеченным в культуре, в которой создано. Вместо того чтобы быть просто частью прибыли или статуса на «товарной бирже» человека, который может позволить купить себе картину Пикассо.

Расскажите о своем художественном проекте в городе Ухань, который реализовали в 2016 году.

Портал к альтернативной реальности действовал как точка доступа, где общественность могла погрузиться в виртуальные и дополненные реальности, которые документируют быстро меняющийся город Ухань, Китай. В Ухани я провел 28 дней, где вовлек и расширил возможности молодежи самовыразиться, создав портал в альтернативную реальность. Физическая структура действовала в качестве отправной точки для альтернативной реальности, используя геолокационную технологию дополненной реальности.

Я провел серию выступлений в различных крупных музеях, художественных школах и университетах с целью вовлечь молодежь к участию в интенсивных воркшопах, собрав около 50 человек со всех уголков города. После воркшопа участники разбились на маленькие группы, чтобы определить, какие части города меняются и они хотели бы отразить с помощью дополненной реальности. Впоследствии нескольким группам выделили небольшие средства для реализации их идей, и мы провели выставку их работ.

Portal to an Alternative Reality, ZERO1 American Arts Incubator, Wuhan, China, 2016

Планируете ли реализовать какой-нибудь проект в Алматы в качестве спикера на фестивале Go Viral 2020?

Изначально планировалось, что я приеду в Алматы на фестиваль в июне, но из-за пандемии COVID-19 приезд отложился на осень. Помимо выступления, планирую провести воркшоп, аналогичный тому, который прошел в Ухани. Будет интересно увидеть, как участники воркшопа визуализируют изменения в Алматы и какую форму эти размышления обретут. Планирую на примере реализации нового проекта показать, как осуществляются AR арт-проекты. Возможно, в следующем году будет возможность провести выставку по итогам алматинского проекта.

Как и где люди могут посмотреть Ваши и других цифровых художников работы? Есть ли цифровой музей?

К сожалению, пока цифрового музея нет, но, думаю, мы к этому придем. Однако уже есть инициативные группы, которые стремятся найти способы сохранения и демонстрации AR/VR арт-работ. Мои работы доступны в Apple Store, достаточно лишь в поиске написать мое имя John Craig Freeman. Для пользователей Android-телефонов необходимо скачать приложение Hoverlay в Play Market.

Какие приложения и программы используете и рекомендуете другим художникам?

Программы Apple’s Reality Composer, USDZ и Quicklook позволяют быстро создавать прототипы, но не позволяют публиковать. Чтобы сделать работу публичной, художникам все еще нужно стать разработчиками и использовать SDK (Software Development Kit), такие как Apple's Arkit с использованием Xcode или Arcore от Google для Android, и работа должна пройти обзор приложения. Для более сложных функций требуется SDK (комплексная среда развития), такая как Unity. Браузеры дополненной реальности, такие как Hoverlay, позволяют художникам фокусироваться на контенте и загружать работы на телефоны.

Айнур Искакова, менеджер по коммуникациям Go Viral

«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

В Алматы, в Kazarian Art Center, открылась выставка современного искусства. 

11 Март 2020 08:00 5699

«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

Фото: Ольга Власенко

Помимо полетов в небе, Николь интересовали искусство и джаз. Она увлеклась богемной атмосферой Нью-Йорка и современной живописью. Культурная жизнь огромнейшего мегаполиса в конце ХХ века была наполнена влиянием поп-арта, концептуализма и нового реализма.

В галерее представлены работы двух периодов, когда художница творила в традициях экспрессионизма, а затем стала создавать объекты контемпорари арт – ready-made. Николь хорошо чувствовала текстуру материала и умела придать обыденным изделиям промышленности эстетическое измерение.

«Пластик, колготки, садовый шланг, или раковина… Синхронно я работаю с элементами, из которых состоит моя жизнь», – говорила художница.

Она интересовалась современной философией искусства. Ее работа заключалась в поиске точки видения для создания удивленного и странного восприятия обыденного. Николь Карстенс была очарована и заинтригована отношением между внешним видом объектов общего пользования и их социальным назначением. Исследуя связь между восприятием и представлением, она обнаружила, что чаще всего эти отношения воспринимаются как должное. А чистое эстетическое восприятие объектов, незамутненное повседневным их употреблением, остается в значительной степени скрытым. Раскрытие тайных смыслов эстетики повседневности стало для нее важной творческой задачей.   

Инсталляция Circumflex изготовлена полностью из резины. Тысячи резиновых ободков сплетают пространство единой кружевной линией. Сначала зрителю оптически может показаться, что они походят на презервативы. Таким образом, ему передается усиливающееся воздействие материала как процесса аморфного размножения на клеточном уровне, пронизывающего все вокруг. Использование резиновых ободков как элементов созвездий также способно вызвать поэтичные ассоциации, отсылая воображение реципиента к призрачным абстракциям.

«Я беру материалы, с которыми работаю, из повседневной жизни: салфетки, пакетики, колготки и другие всем известные промышленные изделия. Я стараюсь деконструировать их формальное присутствие через ощущение жеста, моего собственного жеста, чтобы передать переживание опыта, который является субъективным, но социально закодированным и, следовательно, узнаваемым».

Blue Notes от Thin Air – серия фотографий, сделанных в период, когда Николь Карстенс работала стюардессой. Как и многим художникам, ей нужно было зарабатывать на жизнь, чтобы иметь возможность заниматься искусством. Тогда у нее родилось множество идей для будущих художественных проектов.

Серия уже выставлялась на персональных выставках Николь Карстенс в Роттердаме и Нью-Йорке. Выставка в Алматы организована Nicole Art Sense Foundation (NASF) и является частью проекта MPL «Наведение мостов между Востоком и Западом».

На открытии выставки присутствовал брат художницы, посол Нидерландов в Казахстане, Андре Карстенс, который прочитал трогательные стихи на русском языке в память о своей безвременно ушедшей сестре.

Ольга Власенко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: