Мертвая акула в формалине, инсталляция из живых, но обреченных на смерть бабочек, платиновый череп инкрустированный бриллиантами… Казалось бы, что еще может шокировать почитателей сложных и неоднозначных работ одного из самых эпатажных представителей современного искусства? Экспонаты выставки можно увидеть в алматинском музее им. Кастеева с 11 ноября.
Смерть как начало
У себя на родине, Херст известен почти также, как Биг-Бен или Beatles не только благодаря своим работам, но и огромному состоянию, которое на 2010 год оценивалось в £215 миллионов. Впрочем, британские таблоиды утверждают, что он не только талантливый художник, но еще и заядлый коллекционер, а также вполне успешный предприниматель. Но творчество в его жизни все-таки перевешивает… С 1987 года он представил свои работы более чем на 80 персональных и 260 групповых выставках по всему миру. Впервые он получил международное признание в 1993 году и не где-нибудь, а на Биенналле в Венеции. Там и начались его первые уверенные шаги в работе с формальдегидом. Именно в это вещество он поместил части коровы и телёнка. Необычная композиция получила название "Разделенные мать и дитя" и вызвала бурю негодования и эмоций со стороны критиков. Далее была весьма символичная инсталляция "Влюбиться и разлюбить", где любовь и ее "кончину" воспроизвели 9 000 тысяч живых бабочек, постепенно погибающих в ходе проведения выставки. Жесткая критика не только со стороны непонимающей публики, но и со стороны Благотворительного Фонда защиты животных еще долго преследовала художника.
Но остановить его так никому и не удалось. Интересно, что помимо работ с сакральным смыслом, в багаже у Херста также имеются и безумно дорогие экспонаты. Один из последних проектов художника - изображение человеческого черепа в натуральную величину также наделал немало шума. Все бы ничего, но в свое творение Херст инкрустировал не только настоящие человеческие зубы, но и 8601 промышленных бриллиантов общим весом в 1100 карат. А в центр лба поместил большой бледно-розовый бриллиант на 52,4 карата. На данный момент экспонат "За любовь Господа" является самой дорогой скульптурой из ныне живущих авторов и оценивается в £50 миллионов. Среди других достижений Херста – работа с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, который стал его другом, проводником и покровителем в мире искусства.
А во что веришь ты?
"Новая религия" Дэмиана Херста впервые была представлена в галерее Пола Столпера в 2005 году, после чего проходила в Осло, Москве, Венеции, Софии, Гданьске и Лондоне. Сам художник, по причине своей занятости, ее не сопровождает. Экспозиция в Алматы, при всем уважении к художнику, выглядит не столь впечатляюще, хотя она, как и предыдущие работы, вполне может претендовать на новаторство и оригинальность. "Новая религия", идолами которой на этот раз стали пилюли и таблетки, а также другие средства современной медицины состоит из 44 принтов и 4 скульптур. В центре экспозиции разместился габаритный ящик или реликварий, в котором путешествуют остальные экспонаты.
Принты же представляют собой своеобразный цикл фресок, названных в честь библейских сюжетов - от "Сотворения мира" до "Страшного суда". Изображения также соседствуют со своебразным алтарем, на который помещены крест из кедрового дерева, украшенный пилюлями, череп, огромная мраморная таблетка и металическое изваяние в виде сердца, пронзенного иглами от шприцов. Все эти элементы при рассмотрении формируют пространство часовни, в которой преобладает лишь один смысл – тщетное желание преодолеть бренность и возвыситься над неминуемой участью. Именно этим желанием, по мнению Херста, объясняется вера в религию и медицину. Не обошелся художник в этот раз и без своего любимого объекта – бабочки. В "Новой религии" она изображена тонущей в черной маслянистой жидкости и символизирует неспособность человека победить смерть. И хотя тема смерти проходит красной нитью по всему творчеству Херста, основой его работ все-таки является вера.
"Религия пытается осмыслить мироздание. В какой-то степени тем же заняты и учёные. Но религия порядком одряхлела. То, что имело смысл 2000 лет назад, не должно ставиться во главу угла сегодня. Это смешно!" - поясняет пятидесятилетний художник, который на данный момент больше склоняется к атеизму.
Организаторы выставки не устают подчеркивать, что возможность увидеть работы Демиана Херста – это поистине переломный момент в культурной жизни всего Казахстана. Поэтому в период проведения выставки, каждую субботу с 14:00 до 16:00 в гос. музее им. Кастеева пройдет серия лекций, рассказывающих о творчестве художника и об эпохе Yong British Artists. Посетители смогут не только прикоснуться к шедеврам мирового contemporary art, но и узнать все о культуре, доминирующей на арт-сцене Великобритании с 1990-х годов.
Выставка организована British Council (Британским Советом) и Государственным музеем искусств им. А. Кастеева совместно с галереей Пола Столпера при поддержке общественного объединения "Евразийский Культурный Альянс".
Ольга Знеменская