В чем нуждается бизнес в ВКО?

4774

Общественники изучили проблемы предпринимательства в городах и районах Восточного Казахстана.

В чем нуждается бизнес в ВКО? Фото: Елена Березинская-Абилова

Бизнесу необходимы мастер-классы по менеджменту, диверсификация производственных процессов, устранение коррупционных рисков, развитие маркетинговой стратегии с созданием личного бренда и продвижением продукции в социальных сетях. К такому выводу пришли общественники после консультационных рейдов по городам и районам ВКО в рамках проекта "Развитие местного самоуправления путем привлечения населения к управлению территориями через деятельность общественных советов".

В Восточном Казахстане 15 районов, 10 городов. Представители общественного совета ВКО посетили примерно половину из них. Они познакомились с работой объектов бизнеса в городах Риддере, Курчатове, Усть-Каменогорске, а также Жарминском, Курчумском, Зайсанском, Абайском и Тарбагатайском районах. Общий маршрут участников рейда составил более 8 тыс. километров.

Каждому району – свое

Общественники посетили около 50 предприятий МСБ – это пекарни, швейный цех, полигоны ТБО, скотомогильники, торговые дома, аптеки, предприятия придорожного сервиса.

"Есть уникальные предприятия, которых больше нет в ВКО. Мы посмотрели мусороперерабатывающий цех в Риддере, строящийся завод по производству артезианской негазированной воды и предприятие по выпуску продуктов питания для национальной казахской кухни в Зайсане, – говорит руководитель рабочей экспертной группы по развитию предпринимательства общественного совета ВКО Елена Березинская-Абилова. – Также посмотрели, как ведут строительно-монтажные работы столовых по госзаказу в школах, проверили снабжение аптек препаратами и как вообще идет процесс выхода из локдауна предприятий малого бизнеса".

По ее словам, в каждом регионе предпринимательство развивается на разном уровне. Высокий потенциал общественники отметили в Зайсанском районе. Там функционируют ТОО "Кабыл-Агро", кондитерский цех "Рахат", строится завод по производству минеральной воды стоимостью примерно в 2 млрд тенге. Его запуск запланирован на ноябрь 2020 года.

"В Зайсанском районе оралманы активно начинают заниматься развитием малого бизнеса. Именно они возрождают национальные традиции. Им созданы все условия. Они открыли упаковочный и производственный цеха ТОО "Кабыл-Агро" по производству продуктов питания для национального стола, реализуют свою продукцию по Казахстану, собираются ее направлять на экспорт. Создано 10 рабочих мест, – говорит Елена Березинская-Абилова. – Предприниматель хочет получить инновационный грант от Палаты предпринимателей ВКО. Там же ему оказывают методическую помощь, он прошел обучение, имеет сертификат. Но проблемы этого предприятия заключаются в отсутствии брендинга, стратегического плана развития и маркетинговой стратегии. А в связи с тем, что были карантинные мероприятия, затруднительной оказалась логистика".

Также общественники побывали в кондитерском цехе ТОО "Рахат" Зайсанского района, который выпускает более 90 видов изделий. Предприятие имеет свой бренд, здесь создано 50 рабочих мест. Представленность его продукции в розничной торговой сети района очень широкая, есть собственный торговый дом. Предприниматели развиваются без помощи государства. Они создавали предприятие, пользуясь обычным потребительским кредитом. Но сейчас им необходимо, по мнению общественников, расширить ассортимент, сделать расчет количества продукции для кейтеринга, сертифицировать выпускаемые кондитерские изделия на постоянной основе, а также рассмотреть проведение обучения с применением практических кейсов.

"Немаловажным фактором для Зайсанского района является наличие Интернета. Это дает возможность бесперебойного функционирования контрольно-кассовых аппаратов с онлайн-передачей данных, соблюдения налогового законодательства, – продолжила Елена Березинская-Абилова. – В некоторых других районах, например Тарбагатайском, может в течение суток не быть ни связи, ни Интернета. Сейчас все предприниматели должны зарегистрироваться на сайте infokazakhstan.kz. Сложности в том, что там, где отсутствует Интернет, бизнес не может зарегистрироваться".

Хлебопеки – на коленях

Также общественники побывали в хлебопекарнях района. По информации Елены Березинской-Абиловой, хлебопекарная отрасль стоит на коленях, и это еще мягко сказано. Хлебопеки вынуждены соблюдать условия заключенных меморандумов на стоимость хлеба от 80 до 100 тенге за булку, но расчетная стоимость этого продукта питания – 115-138 тенге. Как отмечает общественница, это связано с высокими ценами на муку, неурожайный год.

"Здесь наблюдается высокая степень ручного труда, который малопроизводителен. Если мы говорим о диверсификации производственного процесса, то в пекарнях должно быть специализированное оборудование. А у них в основном самодельные расстоечные шкафы, плюс пекари используют трехсекционные жарочные шкафы. Еще в 2011-2012 годах было много крупных хлебопекарных производств. Для их представителей в ВКО организовывали семинары по повышению конкурентоспособности. Сейчас хлебопеки выплывают, кто как может.

Кроме того, в учебных заведениях не готовят работников для пекарен узкой направленности – это тестоводы, операторы ручной разделки, формовщики. Как правило, все пекарни пренебрегают технологами в производстве. И еще – если ранее им выдавали социальную муку, то теперь нет понятия "социальная мука", "социальный хлеб". Из-за того что стоимость электроэнергии поднялась на 20%, многие пекарни в торговых домах были вынуждены закрыться. Общественники констатируют: если стоимость муки резко скакнет, то хлебники будут не подготовлены к сдерживанию цен на свою продукцию.

Оценивая работу швейного цеха ИП "Дажайгуль" в селе Курчум Курчумского района, Елена Березинская-Абилова отметила, что из-за пандемии, запрета на тои, массовые культурные мероприятия, снижения покупательской способности у него резко сократилось число клиентов. Поэтому предприниматели решили совместить швейный цех с рекламным агентством по производству баннерной продукции.

"Но и здесь мы наблюдаем отсутствие диверсификации процессов продаж, – говорит общественница. – Если нет Интернета, интернет-магазина, то вообще затруднен рекламный процесс. В данный момент им нужно коучинговое сопровождение экспертов, специалистов, практиков".

Бизнес школьных столовых умрет?

Не лучшие времена, по словам г-жи Березинской-Абиловой, переживает бизнес, связанный со школьными столовыми. Проект ГЧП в Восточном Казахстане запустили, предприниматели вложились в ремонт, реконструкцию помещений школьных столовых, покупку оборудования от 20 млн до 30 млн тенге, но сейчас из-за пандемии резко снизился спрос. Как следствие, предприниматели не могут выйти на прибыль. По мнению общественницы, в договорах ГЧП не был отработан риск-менеджмент. Сейчас представители этого бизнеса говорят о том, что вынуждены будут закрыться. И все же, считает Елена Березинская-Абилова, предприниматели из школьных столовых могут изготавливать хлебобулочные изделия, мясную продукцию не только для своего привычного контингента, но и для всего населения, быть более широко представлены на рынке.

В Абайском районе общественники отметили то, что в честь празднования 175-летия Абая построены ряд объектов, но не озаботились развитием придорожного сервиса. При этом, как считает г-жа Березинская-Абилова, можно для его развития предлагать предпринимателям готовые бизнес-кейсы, отработать их с учебными заведениями региона.

"Все говорит о создании внутреннего туризма, предоставлении условий, но нет комплекса программ. Управление туризма развивает отдельно свою программу, управление предпринимательства – отдельно. Инновационные гранты, которые будут выдавать в сентябре, не адаптированы к тем направлениям, которые нужны. Если в прошлом году отдавали предпочтение многодетным матерям, а почему бы в этом году не давать такие гранты под развитие придорожного сервиса?" – рассуждает общественница.

Коррупционные риски

Еще одна проблема, о которой стало известно общественникам в процессе рейдов, – это взаимоотношения бизнеса с органами государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК).

"Кто-то сделал пристройку на 6 кв. метров к своему производственному зданию для склада в сельской местности, а сейчас все нужно узаконить через проект. Его стоимость – 500 тыс. тенге. В то же время в Усть-Каменогорске умудрились без разрешения ГАСК сделать ремонтно-строительные работы по договору ГЧП в школьных столовых. Все это говорит о масштабности коррупционных рисков", – считает Елена Березинская-Абилова.

По ее словам, предприятия для проведения рейдов им предлагали органы исполнительной власти. Но общественники и сами хотели посмотреть, как чиновники видят развитие предпринимательства. Они продолжат поездки по районам и городам ВКО.

Ольга Ушакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться