DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 314,56 Brent 36,55
В границах возможного: где заработать людям с инвалидностью

В границах возможного: где заработать людям с инвалидностью

Первый ремесленный коворкинг в Костанае открыла общественная организация инвалидов.

28 Март 2019 12:37 2015

В границах возможного: где заработать людям с инвалидностью

Автор:

Татьяна Шестакова

Сегодня в коворкинге ОО «Молодежная организация людей с ограниченными возможностями «Рауан» размещены пять профессиональных швейных машин, оверлок, раскроечные столы и прочие инструменты, необходимые для пошива одежды или постельного белья. В этом проекте от появления идеи до ее реализации прошло буквально два месяца. Презентация проекта была и на Первом республиканском форуме фрилансеров, который прошел в Костанае в конце февраля. В качестве рекомендации представители ОО «Рауан» получили несколько советов, касающихся ценовой политики, а также обеспечения безопасности при работе в коворкинг-зоне.

В ОО «Рауан» уже разработали прайс-лист, согласно которому час пользования оборудованием стоит 150 тенге. На месяц можно арендовать рабочее место за 4500 тенге. Причем организаторы включают в стоимость возможность доступа к Интернету, а также распечатки и сканирования необходимых документов. Но самое важное, что каждого посетителя будет курировать профессиональная швея, которая подскажет и поможет совладать со швейной машиной. Руководитель ОО «Рауан» Айсулу Джумабаева при этом отмечает, что «для своих» работа в коворкинг-зоне по-прежнему остается бесплатной. В эту категорию попадают все члены организации, а также те, кто прошел курсы на базе ОО «Рауан».

Заработать на мастерскую

ОО «Рауан» чуть больше четырех лет. В органах юстиции эта общественная организация зарегистрировалась 3 марта 2015 года. Миссия организации – помогать инвалидам в решении правовых, социальных и даже бытовых проблем. На деле НПО (неправительственная организация) учит людей с инвалидностью самостоятельно зарабатывать. Сегодня это направление работы можно назвать приоритетным. Отсюда и постепенная трансформация общественной организации в предприятие с социальной ориентацией.

Материально-техническую базу ОО «Рауан» смогло выстроить благодаря реализации нескольких социальных проектов. В конце 2016 года команда Айсулу Джумабаевой выиграла грант ПРООН по трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Костанайцы назвали свою идею «Терапия искусством». Грант в размере почти 7 млн тенге позволила закупить 10 швейных машин, оверлок, парогенератор, а также различный инструмент, расходные материалы, раскроечные столы. За короткий период по требованиям грантодателя на базе общественного объединения несколько десятков человек с инвалидностью обучили ремеслу швеи, а после помогли им найти работу.

Следом на базе этой швейной мастерской была реализована идея «Терапия прикладным искусством» в рамках проекта развития молодежного корпуса ZhasProject. Часть гранта, который был выделен на реализацию идеи, получило ОО «Рауан», как принимающая сторона. Эти средства помогли докупить оргтехнику и кромкооблицовочный станок для швейной мастерской.

В результате реализации этих двух проектов, по словам Айсулу Джумабаевой, в течение двух лет обучающие курсы на базе мастерской прошли более 120 человек. Большая часть из них – инвалиды. Остальные – представители социально уязвимых слоев населения, безработные.

Параллельно ОО «Рауан» на деньги гранта, но теперь уже от посольства Германии, оборудовало столярную мастерскую (мебельный цех), которая позволяет трудоустраивать мужчин. По информации, озвученной в организации, сегодня официально здесь трудоустроены около 10 человек.

В бизнес

До сих пор зарабатывать, используя возможности швейной мастерской, организация не могла, поскольку средства на закупку оборудования они получили в рамках социальных проектов, где одним из условий было безвозмездное предоставление услуг.

«В данный период у нас нет грантов и финансовой стабильности. Мы решили открыть коворкинг. Но продавать для меня лично тяжело. Потому хожу на бизнес-форумы и семинары, чтобы структурировать бизнес. На это нужно время», – сказала Айсулу Джумабаева.

Продавать действительно пока получается с трудом. За первый месяц работы коворкинг-зоной воспользовался не один десяток человек. Однако все они «свои». Выстраивать систему, когда будут платить все без исключения, г-жа Джумабаева отказывается, аргументируя это тем, что они в первую очередь должны давать людям с инвалидностью возможность пользоваться оборудованием бесплатно, от этого зависит их объем заработка. К тому же многие посетители коворкинга шьют для себя, пытаясь снизить семейные расходы.

Частное в общем

Самостоятельно решить проблемы с трудоустройством своих членов ОО «Рауан» удается не всегда. Сегодня государственные программы по трудоустройству и наличие квот по предприятиям области не позволяют полностью снять вопрос с повестки дня. К примеру, по словам Айсулу Джумабаевой, они ежегодно используют возможность создать социальные рабочие места, которые датируются из бюджета в части выплаты заработной платы. Кто-то трудоустраивается на социальные рабочие места, кто-то получает возможность переобучиться на востребованную специальность.

В Управлении координации занятости и социальных программ Костанайской области отметили, что в рамках государственной программы «Енбек» в 2018 году больше 700 людей с инвалидностью получили помощь в трудоустройстве.

«На постоянные и временные рабочие места были трудоустроены 570 человек. В том числе на социальные рабочие места – 39 человек, на молодежную практику – 11, приняли участие в общественных работах 188, на текущие вакансии – 332 человека.   Кроме того, 39 человек направили на профессиональное обучение, еще 92 прошли обучение основам предпринимательства, шесть человек получили микрокредиты», – отметил руководитель отдела мониторинга и социального партнерства Управления координации занятости и соцпрограмм Данияр Ералин.

По данным, опубликованным в открытых источниках, сегодня в области около 28 тысяч людей с инвалидностью. И с каждым годом эта цифра растет. По информации департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области, среди взрослого населения на первой позиции среди причин получения инвалидности стоят онкозаболевания – 28% от всей численности инвалидов области. На втором месте – болезни системы кровообращения. Людей, получивших группу инвалидности из-за травм, всего 9% в общей массе, с психическими расстройствами – лишь 7%.

Специалисты центров занятости отмечают, что трудоустроить всех не представляется возможным по нескольким субъективным и объективным причинам. В числе объективных – несоответствие имеющейся у особенных людей квалификации той, которую запрашивает работодатель, либо отсутствие адаптированных рабочих мест. Сложнеее с этим в сельской местности, где львиная доля рабочих мест подразумевает труд в сельскохозяйственных предприятиях. Из субъективных – страх и нежелание работодателей принимать на работу особенных людей.

Чаще всего люди с ограниченными возможностями устраиваются на работу охранниками, вахтерами, уборщиками помещений, реже – бухгалтерами, юристами, инженерами в различных отраслях. По квотам, определенным государством для трудоустройства особых людей, на предпритиях области создано около 900 рабочих мест.

Айсулу Джумабаева в своей работе равняется на столичного социального предпринимателя Эмина Аскерова, который смог создать условия для трудоустройства людей с неврологическими расстройствами. Пока ОО «Рауан» арендует 150 кв. м, на которых расположены мастерские, офис организации, а также склады. Этого места уже не хватает, половину швейных машин пришлось убрать на склад, потому что их сегодня негде разместить. Для расширения необходимо обеспечить людям стабильную занятость.

ОО «Рауан» два года подряд пыталось попасть в реестр тех предприятий, которые имеют право участвовать в госзакупках. Сложность процедуры не позволяла оформить необходимые документы. В этом году после изменения и упрощения процедуры НПО получило право выполнения госзаказа, как компания, где работают инвалиды.

«У нас есть штатные и внештатные сотрудники. В случае необходимости можем подключить практически всех членов общества. Выполнять госзаказ будут те, кто имеет сертификаты о прохождении курсов или окончании колледжей. Мы уже выполняли заказы костанайских предприятий, общественных организаций, но это были небольшие партии продукции: подушки, постельное белье, рукавицы», – признает г-жа Джумабаева.

Уже сегодня ОО «Рауан» подало несколько заявок на портале госзакупок, однако пока либо проигрывало по цене, либо еще ждет объявления результатов конкурса.

Татьяна Шестакова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/sZtCUzvy.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/DaoUWIpS.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/QBrZmGja.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/VHKqCCrK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/8UyTjIa6.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/9dN23QMY.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/2wL3ZmLw.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/3DJgwfRE.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/fizlqafk.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/u5QLsvBl.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Почему нельзя сокращать расходы на коммуникации в кризис

Антикризисная стратегия может спасти бизнес.

28 Май 2020 08:00 620

Почему нельзя сокращать расходы на коммуникации в кризис

Пандемия застала многие сферы бизнеса врасплох. Некоторые компании сокращают расходы на связи с общественностью и маркетинг. О том, почему не стоит этого делать, в интервью Inbusiness.kz рассказала управляющий директор коммуникационного агентства PBN Hill+Knowlton Strategies в Казахстане Инна Ан.

Насколько важно для бизнеса наличие антикризисной стратегии?

Чаще всего антикризисная стратегия является частью коммуникационной стратегии либо ее запрашивают отдельно для того, чтобы подготовиться к конкретным кризисным ситуациям. Любая стратегия строится примерно по одинаковому алгоритму: сначала оценка рисков для компании в конкретной отрасли, стране, в городе в текущих условиях, оценка готовности компании к кризисам, какими ресурсами она обладает, а дальше разработка сценариев работы по наиболее вероятным кризисам и рискам и затем оттачивание мастерства реагирования через тренинги и симуляции.

По Вашему мнению, есть ли различия между кризисами 2008, 2014 годов и сегодняшним?

Я лично захватила в Казахстане отголоски кризиса 2008 года, когда в 2010 году присоединилась к компании. Если говорить с точки зрения готовности компаний к кризисам, то я не вижу большого прогресса. Наши предприниматели как не готовятся в целом к небольшим кризисам, которые касаются их бизнеса, продукции, отрасли, так и не готовятся к большим кризисам. Безусловно, сегодняшняя ситуация с пандемией была совершенно непрогнозируемой. Тем не менее именно с точки зрения проработки антикризисных стратегий и готовности я бы не сказала, что есть огромные отличия.

Что разительно отличает эти кризисы друг от друга – это то, что текущий кризис в принципе не имеет аналогов и прецедентов, все оказались в равных условиях одного глобального кризиса. Еще сегодняшняя ситуация не сравнима с ситуацией 2014 или 2008 года с точки зрения каналов и инструментов взаимодействия с аудиториями – сегодня компании вынуждены быстрее реагировать, они более доступны, близки к потребителям и к ключевым стейкхолдерам. Если в 2008 году про социальные сети можно было ничего не говорить, в то время только появились «ВКонтакте» и «Одноклассники», причем бизнес там не был представлен, то в 2014 году мы видели чуть большую активность со стороны бизнеса и потребителей в Интернете. Стало больше каналов, форматов взаимодействия с аудиторией, которая стала более требовательной и получила больше доступа к компаниям. Сейчас же мы видим огромный спектр каналов и форматов коммуникаций, начиная от уже ставших классическими Instagram и Facebook и заканчивая Tik-Tok, который стремительно ворвался в нашу жизнь. Мы видим, что компании в части работы по этим каналам больше подготовлены. Но я думаю, что эта реакция на кризис через социальные сети не столько проработанная стратегия, сколько накопленный опыт работы в этих каналах и достаточно быстрая адаптация. Поэтому говорить о том, что компании готовы к кризисам и стали разрабатывать серьезные антикризисные планы, нет, скорее всего, это просто реактивная работа на ситуацию.

Почему Вы не рекомендуете снижать расходы на пиар и маркетинг в период кризиса?

Поколение бизнесменов, которые сейчас у руля, прожили несколько кризисов. И в каждый кризис в первую очередь бюджет, который начинают резать, – это то, что касается PR, рекламы, маркетинга. Они считают, что это что-то неосязаемое, и поэтому можно сократить. На самом деле это одна из самых последних статей, которую надо резать. Потому что только коммуникации позволят вам удержать связь с потребителями, заинтересованными сторонами. Не общаясь, не выстраивая коммуникации, не обрабатывая негативные коммуникации с потребителями, не давая четкую последовательную информацию журналистам, вы можете, по сути, разрушить свой бизнес. Есть классическое выражение, что репутация строится годами, а разрушиться может за пять минут. Для того чтобы ее в кризис не потерять, как раз-таки стоит вкладываться в коммуникации и общаться со своими целевыми аудиториями.

Если посмотреть на то, как развиваются коммуникации в последние несколько лет, то мы видим, что общественность никогда ранее не была настолько сильна. Во многом благодаря развитию социальных медиа, когда контент создается 24 часа в сутки, люди находятся на расстоянии вытянутой руки от политиков, бизнесменов, руководителей компаний. Мы все видели, как рушились карьеры политиков и бизнесменов не только на Западе, но уже и в нашей стране из-за волны возмущения или кампании в социальных сетях. Два года назад, когда мы говорили, что все, что вы говорите, пишите, комментируете в социальных сетях, ничего нельзя скрыть, потому что социальные сети – это инструмент, который позволяет общественности за вами следить, призывать к ответу, задавать вопросы и ожидать, что вы будете отвечать на эти вопросы. Благодаря развитию социальных сетей любой кризис легко может выйти за масштабы страны. Еще два года назад нам говорили, что это возможно только на Западе, когда из-за социальных сетей, скандала кто-то потерял должность или компания была вынуждена снять продукт или отменить мероприятие, то сейчас ситуация поменялась – вы видели, достаточно кейсов и у нас. Это глобальная тенденция, и в условиях кризиса особенно важно это учитывать и быть к этому готовыми. Расходы на PR не только не нужно урезать, при возможности нужно увеличивать инвестиции. Если этой возможности нет, то те бюджеты, которые были, нужно сохранить и перераспределить их на актуальные коммуникационные инициативы, чтобы оставаться релевантными повестке дня, удерживать своих клиентов и минимизировать риски развития кризисной ситуации.

Поможет ли компаниям выжить ранее приобретенная лояльность клиентов?

Безусловно. На бытовом примере: в магазине, в который вы ходите пять лет и где вам все нравится, где всегда свежие продукты и отличное обслуживание, внезапно вам один раз нахамили. Вероятность того, что вы их простите и продолжите ходить туда за продуктами, гораздо выше, чем если бы это был магазин, в который вы заходите время от времени. То же самое с большой компанией: наработанная лояльность клиентов – и не только клиентов – очень важна. Мы всегда говорим о том, что к кризису надо готовиться заранее, коммуникации – это не разовая активность, они должны быть основаны на стратегическом подходе, это должна быть постоянная последовательная работа с журналистами, инфлюенсерами, потребителями, отраслевыми ассоциациями и другими стейкхолдерами. Для того чтобы выстроить отношения, недостаточно одного-двух дней, недостаточно провести одно мероприятие – должна быть долгосрочная работа, потому что мы говорим про отношения. Когда у вас есть лояльные партнеры, потребители, клиенты или журналисты, с которыми вы работаете, в случае если вы ошиблись или оказались в кризисной ситуации, вам будет проще из этой ситуации выйти, если будете правильно действовать. Ваш лояльный клиент даже в случае ошибки, скорее всего, не пойдет писать публичные обвинения в социальных сетях, вместо этого он напишет в службу поддержки и даст вам шанс либо исправить ситуацию, чтобы она не развивалась дальше, либо подготовиться к кризису. Приобретенная лояльность играет роль в любой кризисной ситуации, не только в той, в которой мы оказались сейчас.

Как Вы оцениваете конкуренцию на рынке пиар-услуг?

Говорить о нашем рынке достаточно сложно, потому что, с одной стороны, рынок очень маленький, но с другой – он очень разобщенный. Да, есть ассоциации, но у нас нет диалога, открытого обмена опытом, активного отраслевого взаимодействия, как нет единых подходов к коммуникациям и этических стандартов. Поэтому говорить конкуренции, которая бы рождала качественное развитие отрасли, сложно. Плюс качество подготовки специалистов в отечественных университетах по коммуникациям достаточно низкое, существующие программы во многом устарели, а среди преподавателей практически нет практиков.

Майра Медеубаева

Как построить карьеру в международной корпорации?

Мифы и реальность: история Михринисо Нигматуллиной.

19 Май 2020 09:41 891

Как построить карьеру в международной корпорации?

Построить карьеру менеджера в крупной корпорации – мечта тысяч талантливых амбициозных людей, но по-настоящему успешными становятся единицы. Как можно проявить себя и выделиться среди других? Эксперт в интернет-маркетинге, e-commerce и продажах Михринисо Нигматуллина стала одной из тех, кому удалось достичь карьерных успехов, и поделилась с читателями впечатлениями от работы в стартапе до мультинациональной компании.

Михринисо, расскажите о первом опыте работы. Где учились? С чего начинали?

Когда я была студенткой факультета государственного управления МГУ, проходила летние стажировки в государственных структурах. Тогда я поняла, что не хочу оставаться в госсекторе – меня больше влекло в менеджмент, продажи, работу с людьми. Поэтому после окончания университета я пришла в американско-русский стартап Grabr на должность product curator. Я изучала популярные на американском рынке товары, которые могли бы заинтересовать российского покупателя, далее мы размещали их на главной странице сайта. Как результат продажи компании росли, в этом была и моя заслуга. Меня очень вдохновляло то, что я видела результат своей работы. Я хотела продолжать развиваться в этом направлении, мне хотелось попасть в крупную международную компанию. Так и получилось, мне удалось попасть в компанию мечты – Procter & Gamble. На дне открытых вакансий в МГУ им. Ломоносова мне удалось узнать больше о компании, и в тот же день я подалась через сайт компании на вакансию. В международных компаниях процесс прохождения интервью достаточно длительный, от трех до шести месяцев, сначала тест на личностные качества, далее на логику и математику, и только потом около трех-четырех собеседований с менеджерами и HR-компанией. Советую тщательно порешать SHL-тесты для успешной подготовки.

Расскажите о первых месяцах в компании? Над каким проектом Вы работали?

Первые полгода я разрабатывала планограммы для крупнейших ритейлеров России – схемы расположения товаров на полках в магазинах. Я поставила себе задачу – сделать такую планограмму, чтобы она максимально была эффективной с точки зрения продаж и ее применили в реальных магазинах. Вместе с дизайнерами P&G я создавала эти материалы на основе исследовательских данных о поведении покупателей. Через менеджеров, которые непосредственно работали с ритейлерами, я влияла на выкладку товара в реальных магазинах. Моя работа воплотилась в жизнь – с бумаги рекомендации перешли на реальные полки. Это подтвердили независимые аудиторы, отчеты из магазинов, фотографии. Во многом успех моей дальнейшей карьеры в компании зависел от того, что мои планограммы были осуществлены и влияли на рост продаж.

Говорят, что в крупных корпорациях сложно продвигаться по карьерной лестнице. И каждое повышение занимает по несколько лет. Что Вы можете сказать об этом?

В моем случае было наоборот. Я стала менеджером по работе с ключевыми клиентами всего после года в должности территориального менеджера. Это был быстрый и успешный промоушен. Если до этого я работала с локальными менеджерами сети гипермаркетов, а теперь напрямую веду переговоры с центральными офисами крупных национальных сетей аптек, как офлайн, так и с e-commerce. Для каждого своего партнера я разрабатывала разные стратегии продаж и интернет-маркетинга. Индивидуальный подход к каждой задаче, детальный анализ проектов – все это отложило отпечаток на результат быстрого развития по карьерной лестнице.

Не все справляются с карьерным ростом, так как появляются совсем другие обязанности и сложности. Как Вам удалось адаптироваться?

К новой роли я подошла с большим энтузиазмом, идеями и стратегией. Я очень хотела получить отличный результат и вкладывала всю себя во все процессы, поэтому быстро адаптировалась. К этому моменту у меня уже был опыт: выстроенная техника продаж, ведения переговоров, а именно работа с возражениями, умение задавать уточняющие вопросы, а также знания о трендах на рынке e-commerce. Умение слышать партнера, его позицию и главные цели – один из главных успехов в ведении бизнеса. Как результат у меня получить выстроить слаженную работу по всем процессам. Я всегда следила за последними трендами на фармацевтическом рынке и в e-commerce, анализировала эффективность промостратегий, маркетинговых запусков, рекламы. Cейчас очень много открытых источников про успешные кейсы таких компаний, как Amazon, Ebay, Alibaba. Какие они используют стратегии, тренды – всегда можно увидеть у них на сайте или в интервью, а также интересная литература: «What They Won't Teach You: How Young Entrepreneurs Can Find Success Outside of The Classroom» by Andre Haucal. В результате за короткий период мне удалось успешно реализовать совместно с заказчиками маркетинговые стратегии в их аптечных сетях, которые основывались на спланированных мной промоакциях, мерчендайзинге, digital-маркетинге и, конечно же, в точном планировании бюджетов и инвестиций. Одним из самых громких проектов в компании, которым я руководила, была работа с одним из моих e-commerce партнеров. Я понимала, что для каждой сферы e-commerce существуют свои стратегии оптимизации, учитывающие особенности ниши и ее целевой аудитории. Проанализировав их, я выделила несколько универсальных рекомендаций, которые помогли нам в оптимизации онлайн-бизнеса и выходе на новый уровень работы. Такие как:

  • Развитие персонализации при помощи e-mail.
  • Актуализация мобильной версии сайта или приложения.
  • Улучшение пользовательского опыта.

В компании очень ценят успех сотрудников, и в качестве вознаграждения за мой вклад в развитие бизнеса я дважды была награждена «Золотой медалью» за лучшие проекты.

Существует миф о крупных корпорациях – все процессы тщательно отлажены, и очень сложно привнести что-то новое, найти новые подходы и выделиться. Так ли это?

Некоторые мифы оказываются правдой, но этот – нет. Будучи еще территориальным менеджером, я договорилась о перевыкладке одной из категорий товаров по уходу за собой по планограмме. Это увеличило трафик магазина, средний чек и выручку гипермаркетов. Я стала первым территориальным менеджером, который сделал такой переворот.

К разработке планограммы для каждого гипермаркета я подходила индивидуально. Для начала я визуально смотрела, как расположен товар, видит ли его покупатель, находит ли он то, что ему нужно. Также анализировала продажи, что влияло на принятие решения. Так, оказалось, что выкладка с товарами для одной из категорий товаров по уходу за собой выглядела совершенно нелогично. Продукция стояла так, что покупатель просто не находил нужную вещь, разворачивался и уходил. Потому что выкладка была по цене, а не по брендам и сегментам. Из-за этого покупателям было сложнее найти нужный товар или выбрать подходящий. И он уходил без покупок.

Каждый гипермаркет отличается от другого. Например, если он находится в благополучном районе, в окружении апартаментов премиум-класса, то и товары, которые видит покупатель сразу после входа в категорию, должны быть премиальные. Я рекомендовала менеджеру такого гипермаркета премиальные продукты ставить на уровне глаз, а товары низкого ценового сегмента переносить вниз.

Также я была инициатором размещения промоутеров в гипермаркетах. Промоутеры могли рекомендовать покупателям, какой продукт им лучше подойдет, познакомить с новинками, тем самым увеличивался средний чек магазина и лояльность к бренду.

О софт-скиллах. Какую роль играют личностные качества и коммуникационные навыки?

Большую роль в карьере сыграла моя стратегия убеждения. Чаще всего я слышала от заказчиков «нет». Но я задавала уточняющие вопросы, понимала, какая из названных причин отказа истинная, и работала только с ней. Это сэкономило мне много времени. Например, когда я предлагала увеличивать ассортимент в том или ином сегменте, менеджер мне отвечал отказом по нескольким причинам. Потому что, во-первых, нет места для размещения на полках, во-вторых, потому что долго реализуется бренд, в-третьих, товар слишком дорогой, его никто не купит. Я уточняла, какая из этих трех причин составляет наибольшее ограничение в принятии решения. Предположим, менеджер отвечал, что больше всего его беспокоит, что товар не будет продаваться. На это я предлагала со своей стороны договориться на тест в нескольких точках продаж и в случае успешных продаж расширить дистрибуцию на большее количество точек. Если в этом случае менеджер соглашался, я понимала, в чем было его истинное возражение, и продолжала дальше вести встречу.

Считается, что направление фармацевтики кардинально отличается от других сфер. Расскажите, в чем была специфика интернет-маркетинга для интернет-аптек?

Очень важно иметь актуальный контент, с видео и полным описанием, размещать самые ходовые SKU (Stock Keeping Unit – идентификатор товарной позиции) на главную страницу сайта, с привлекательной ценой и баннером, а также важно, чтобы товар вашего бренда находился первым, выше, чем остальные бренды категории, в поисковой выдаче,как на сайте, так и в поисковиках. Участие в акциях было немаловажным, но для покупателя интернет-аптек лучше работают стратегии, связанные с импульсной покупкой, чем ценовые промо. Данную стратегию активно используют и в ритейле, когда покупатель заходит на страницу продукта, внизу или справа страницы видит бандл (комплект, состоящий из нескольких товаров): например, при покупке станка и средства для бритья скидка X%. Хорошо работают товары-рекомендации: когда покупатель кладет в корзину товар, сайт предлагает ему купить в дополнение к этому товару что-то из той же категории или с похожим назначением. Скорее всего, покупатель не купил бы это целенаправленно, но вместе с релевантным товаром многие кладут в корзину подобные предложения.

Отлично работает стратегия «купи-получи»: купи электрическую щетку для зубов – получи зубную пасту бесплатно. Так, я предложила заказчику делать основной фокус на бандлы. За счет чего нам удалось поднять продажи в несколько раз относительно прошлого года. Я была одним из первых менеджеров в компании, кто придумал и продал заказчику стратегию продвижения товара на сайте через правильные товары на главной странице при покупке и после покупки в e-mail рассылке.

Вас приглашают на крупнейшие конференции и конкурсы, выступаете на тематических мероприятиях, публикации в СМИ. Как так получилось и что Вам это дает?

Обмен опытом и информацией – это всегда очень крутой нетворкинг. Ты зачастую можешь найти своего единомышленника и вынести из общения много практичной информации. Я хотела разбираться во всех процессах создания и построения бизнеса. Публикации в бизнес-СМИ, приглашение на участие в качестве жюри на масштабные федеральные конкурсы для предпринимателей и стартап-проектов позволили мне разобраться во многих тонкостях и увидеть новые возможности в стартап-индустрии.

Мой опыт и вклад повлияли на выбор стратегии в управлении бизнесом, как выходить на федеральный и международный уровени, какие тренды и тенденции на рынке лучше использовать для достижения своих целей. Как результат эти знания помогли мне построить успешные бизнес-планы для десятков проектов и добиться высоких финансовых показателей.

Фото с конкурса предпринимателей iVolga 2.0 https://ivolgaforum.ru/

Как Вы видите развитие продаж в Интернете сейчас, когда пандемия изменила правила игры?

Безусловно, пандемия коронавируса влияет на бизнес, как, к сожалению, на всю мировую экономику. Но для онлайн-бизнеса это возможность в разы увеличить свою прибыль, если правильно подготовиться и вовремя среагировать.

Сейчас спрос на покупки товаров повседневного спроса через Интернет резко вырос, задержки доставки также увеличились. Расходы на рекламу, в свою очередь, сократились в таких секторах, как развлечения, розничная торговля. Это изменение во многом связано с прекращением работы кинотеатров и других развлекательных офлайн-площадок из-за вируса. Напротив, наблюдается рост использования сетевых мультимедийных услуг по запросу, таких как Amazon Prime, Netflix и Disney+.

Я вижу основные возможности для электронной коммерции во время пандемии коронавируса в нескольких аспектах:

  1. Компаниям следует адаптировать рекламу под текущую ситуацию, что подчеркнет особую выгоду данного продукта во время пандемии. Поэтому стоит увеличивать инвестиции в digital. Главный аргумент – измеримость результатов: количества просмотров, переходов на сайт, онлайн-заказов. В digital вы сможете точно рассчитать стоимость привлечения каждого покупателя.

Прямо сейчас начинайте изучать рынок интернет-маркетинга и установите те KPI, которые покажут эффективность ваших вложений в digital. Потом можно провести несколько пробных кампаний, чтобы протестировать разные инструменты и сверить результаты с ключевыми показателями (и, возможно, их подкорректировать).

  1. Онлайн-подразделения крупных ритейлеров станут основными бенефициарами. Потребители будут переходить на онлайн-покупки, чтобы избежать общественных мест. Такие услуги, как доставка на дом, и такие бренды, как Amazon, будут процветать. Основной плюс для онлайн-бизнеса в том, что покупатели смогут ощутить комфорт и удобство при покупке в онлайне и могут вернуться к этому же процессу снова и после пандемии коронавируса.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: