/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 771,89 FTSE 100 6 525,09
KASE 2 237,74 Hang Seng 26 109,93
РТС 1 299,71 Brent 50,16
В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

06 Февраль 2020 17:52 2917

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Автор:

Ольга Власенко

Фото: Ольга Власенко

Новости

Все новости

Автор «Стеклянного сада», чешский художник Иржи Пачинек отметил, что потребовалось немало усилий и изобретательности, чтобы транспортировать большие и хрупкие работы для путешествия в другую страну. Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

Немалого мастерства требует и сам процесс создания стеклянных произведений. Художник должен обладать не только творческим воображением, но и физической силой, чтобы удержать на двухметровой трубке солидную массу стекла. Поэтому мастер работает с командой помощников из двенадцати человек, в которую в том числе входят архитекторы, дизайнеры и продюсеры.

Процесс рождения стеклянного произведения на свет запечатлен на видео, демонстрируемом в экспозиции. Куратор выставки, искусствовед Екатерина Резникова, советует посмотреть его внимательно.

«Все трансформации, которые проходит материал в виде песка и других мелких частиц, – это абсолютное волшебство и магия. Все они подчиняются идее мастера. У художника, работающего со стеклом, есть короткий промежуток времени, чтобы придать объекту финальный облик. Стекло очень быстро остывает, его средняя рабочая температура колеблется от 1900 до 1400 градусов. Сам Иржи Пачинек говорит, что материал в процессе выдувания напоминает густой мед. Текстура подвижная и трансформирующаяся. И нужно поймать момент, чтобы зафиксировать конечный образ. Требуется много мастерства и силы, чтобы удержать массу стекла, постоянно вращая и ловя нужный момент. После того как объект получил хрупкую светоносную форму, его трансформация невозможна. Его можно только разбить на множество осколков. Объект становится очень чувствительным к внешним воздействиям», – рассказала Екатерина в эксклюзивном интервью нашим читателям.

Художник основал собственный бренд, востребованный в международном пространстве производства стеклянных изделий. Компания даже открыла выставку своей стеклянной скульптуры под открытым небом. Ее особенность в том, что в арт-объектах невозможно наличие отверстий, куда может проникнуть вода. При минусовой температуре, расширившись, она может разорвать скульптуры.

Стеклянная скульптура – прежде всего пространственный объект, восприятие которого меняется с разных ракурсов. Цветовое зонирование зала оказалось эффектным ходом для размещения фигур в композиции. Более светлые скульптуры расположили на более темном, бардовом фоне, а более темные – на светло-сером, графитовом.

Если говорить о стилистике произведений, то в их создании автор опирается на натуру, всматриваясь в объекты. Он не вдохновляется абстрактными формами (хотя и может это делать), предпочитая творить в стиле анимализма. 

«Чаще всего встречаются птицы и морские обитатели. Также художника привлекают головы животных – зебр и лошадей. Голова лошади из синего непрозрачного стекла – один из самых сложных в техническом исполнении арт-объектов. Художник обращается к натуральным формам, но при этом производит их магическую художественную трансформацию. Это и диковинные туканы. Медузы и осьминоги с их плавными, гибкими конечностями. И бабочка – один из самых ярких объектов, созданных природой и богом. Поэтому в создании этого образа художник использует прием гиперболы, преувеличения. Художник стремится раскрыть особенности, присущие тому или иному живому существу как художественному объекту. Если это бабочка – то это раскрытые навстречу взгляду цветные крылья. Если акула – обтекаемое тело-торпеда, преодолевающее морскую стихию. Это и бесконечная в своем вращении улитка. А также медуза и осьминог, с подвижными, закручивающимися в спираль щупальцами. Стекло – материал, который по сути не ограничивает художника в своих выразительных возможностях», – подчеркивает искусствовед.

Между Чехией и Венецией (островом Мурано, родиной знаменитого муранского стекла) длительное время шла конкуренция. Венецианское стекло было придумано в XIII веке. Технологии чешского стекла оформились в XIV веке. Художник совершенствует древние традиции, привнося в них свои оригинальные авторские приемы.

Композицию из трех лошадей мастер специально создал для Алматы. Наши зрители смогут первыми увидеть эту динамичную, полную энергии скульптуру. Основная часть выставки повторяет экспозицию, которая была представлена в Нур-Султане в прошлом году. Для казахстанского зрителя выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с таким не характерным для нашего региона материалом, как стекло.

Иржи Пачинек – один из самых известных современных производителей художественного стекла не только в Чешской Республике, но и на международном уровне. Он создает шедевры на своих стекольных заводах в Линдаве и Кунратице у Цвикова, где используют традиционные чешские методы выдувания стекла по металлическому свисту, в сочетании с ручной формой и горячими украшениями, для создания художественных предметов. Также на стекольном заводе обучаются молодые стеклодувы из разных стран, в том числе студенты из Казахстана.

Как отметил посол Чешской Республики Рудолф Гикл: «Выставка является первым крупным культурным проектом посольства Чехии в Казахстане, целью которой было желание представить ценные и красивые произведения искусства из Чешской Республики, что способствует укреплению восприятия казахстанцами чешского стекольного мастерства, которое ранее уже было им известно».

Выставка продлится до 1 марта.   

Ольга Власенко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На сцене КГАТОБ им. Абая состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Гастроли «Астана Балета» прошли в Алматы под знаком неомодерна и современного танца. Да и сама музыка Прокофьева требует более современного танцевального прочтения.

24 Февраль 2020 12:07 1472

На сцене КГАТОБ им. Абая состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка»

До этого балет в Казахстане не исполнялся. После астанинской премьеры спектакль был представлен на суд алматинской публики. Из Астаны в Алматы приехала не только труппа, но вся объемная сценография. Декорации, костюмы, видеопроекции и свет к спектаклю делала команда из Петербурга под руководством художника-постановщика Сергея Новикова. Особого внимания заслуживает книга – семь метров в высоту и три в ширину. Фоном к ней идет 3D-проекция со сказочным персонажами, птицами, цветами и бабочками. Хореограф-постановщик балета – Надежда Калинина тоже из Санкт-Петербурга.

Танцоры «Астана Балета» исполняют широкий репертуар от классики до современного танца. В первый день гастролей коллектив представил основное свое направление – неоклассику и современную хореографию в трех одноактных балетах: шедевр Джорджа Баланчина Concerto Barocco, а также произведения наших современников – A Journey of Memory Раймондо Ребека и Love’s Lost Idols Николо Фонте. В составе астанинского коллектива нет градаций прим и премьеров, в основном это ведущие солисты.

В главной партии Золушки занята Татьяна Тен, в прошлом выпускница Алматинского хореографического училища им. Селезнева. После окончания учебы балерина работала в театре им. Байсеитовой. Затем вместе с партнером Казбеком Ахмедьяровым, который в спектакле исполняет партию принца, уехала во Францию и танцевала в Theatre du Capitole, в Тулузе. Пара вернулась в Казахстан, чтобы пополнить труппу «Астана Балета». Недавно Татьяна Тен получила звание заслуженного деятеля искусств РК. Она выступает на профессиональной сцене уже 17 лет.

Партию Золушки танцовщица исполняет первый раз.

«Хотя это классический балет, в нем присутствует как модерн, так и неоклассика. «Золушка» получилась стилизованная. Это партия волнительная, нежная, женственная и трудолюбивая. Наша задача заключается в том, чтобы создать атмосферу незабываемой волшебной сказки. Балет затронет не только сердца детей, но и взрослых», – делится впечатлениями с читателями inbusiness.kz балерина. Репетиции балета в Нур-Султане заняли около двух месяцев.

Работая над постановкой, хореограф отталкивался от физических возможностей танцоров.

«Наступает эпический момент, когда художник начинает творить декорации, а хореограф – лепить танцевальные образы, и все это наслаивается и наслаивается. Когда стали собирать балет в одно целое, выяснилось, что работы еще много. Эта постановка – проверка на силу и выносливость, героиня не уходит со сцены весь первый акт. Превращение-переодевание и подготовка к балу проходят непосредственно на глазах у публики», – описывает Татьяна работу над спектаклем. В постановке задействовано много человек. Складывается ощущение, что на сцене оказался весь театр.

В чем особенность неоклассического танца и какова его связь с классикой в этой постановке?

– В первую очередь танцоры выражают больше свободы пластики в ногах и руках. При этом они стараются соблюдать классические каноны. Современность легко прочитывается в комических сценах с участием мачехи, сестер и друзей принца. Это где-то недотянутый носок, сокращенная стопа, ломаные линии… В итоге все это собирается в общую полистилистическую картину. Первые постановки «Золушки» были классическими и романтическими. В нашем спектакле более свободная пластика. Но поддержки, вращения, переходы и позиции мы сохраняем, отмечает солистка.  

Премьера балета стала важным событием не только для танцоров, но и для казахстанских музыкантов, которые раньше не исполняли произведение Прокофьева целиком. Репетиции проходили всего четыре дня, во время которых удалось овладеть сложной партитурой композитора. У «Астана балета» нет своего коллектива. Поэтому дирижеру Арману Уразгалиеву пришлось собирать музыкантов вновь, уже для алматинской премьеры.

«Это одна из сложнейших симфонических партитур. У нас было немного времени, но мы проделали все необходимую работу. Сложно собрать 60 человек вместе, учитывая, что сейчас повсюду проходят концерты и другие музыкальные мероприятия. Но мы подняли спектакль за четыре репетиции. Спасибо замечательному коллективу «Камерата Казахстана», который принял участие в алматинской постановке. Любой театр может представить свой спектакль под фонограмму. У нас тоже есть фонограмма этого произведения. Но в любом случае живое исполнение имеет огромное значение. Оно наполнено событийностью и энергетикой, которой заряжаются не только публика, но и артисты», – рассказывает дирижер.

Музыку к балету Прокофьев писал в тяжелые военные годы. Это не могло не отразиться на сказочном произведении. В связи с чем потребовалась своя, отвечающая запросам времени и «сглаживающая трагические углы» интерпретация.  

«Чувствуется, насколько сильно композитор переживал происходящее со страной и близкими людьми. Он не мог творить в отрыве от своего времени, которое нашло отражение в музыке. И, хотя это сказка, балет с детским сюжетом, в музыке присутствуют трагические фрагменты, которые мы попытались смягчить. Этого хотел и балетмейстер. Но мы ничего не меняли, а просто немного «подобрали» звучание», – поясняет тонкости нового исполнения Арман Уразгалиев.

После выступлений в Алматы гастроли продолжатся в других городах Казахстана.

Ольга Власенко

В музее Кастеева открылись две выставки

«Ретроспектива» скульптуры Еркина Мергенова, подготовленная к 80-летнему юбилею народного художника, и «Тан-Шолпан», представленная Международным независимым женским фондом художников.

22 Февраль 2020 08:00 1867

В музее Кастеева открылись две выставки

Фото: Азиз Заиров

Еркин Мергенов – профессор, заслуженный деятель искусств РК, лауреат первой независимой премии Казахстана «Платиновый Тарлан». Даты жизни – 1940-2015. Окончил Московский Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, стал известным общественным и политическим деятелем. В 1989 году был избран народным депутатом СССР, входил в состав межрегиональной группы, в 1990 году избран членом Верховного совета СССР. Дважды возглавлял Союз художников Казахстана. С 1998 года становится постоянным членом Совета Международной конфедерации союзов художников.

Творчество скульптора – значительное явление в искусстве Казахстана и хорошо известно на всем постсоветском пространстве, а также во многих странах мира. Его персональные выставки проходили в Риге (Латвия), Киеве (Украина), Бишкеке (Кыргызстан), Москве и Санкт-Петербурге (Россия), Алматы и Астане (Казахстан).

По мнению доктора архитектуры Алима Сабитова, это художник, сформировавшийся на границе двух культур. Большинство его работ может быть соотнесено с формальными поисками в европейской скульптуре, имевшими место в ХХ веке. Однако тематически и проблемно они обращены к восточному мировосприятию и степной пластике. Проблемы осознания собственной культурной идентичности и преодоления несхожих культур, заботившие скульптора в начале творческого пути, получили разрешение в поздних работах мастера, выразившемся в гуманистическом диалоге культурных традиций.

В художественной стилистке Еркина Мергенова можно выделить два важных фактора – пространство и время. «Пространство для скульптора такой же осязаемый материал как бронза, или алюминий, оно выполняет необходимую формообразующую функцию в построении образной выразительности. Но оно еще и исторично, его можно ощущать в процессе эволюционного, почти событийного развития, через изменчивые характеристики времени. Время воспринимается художником в триединстве прошлого, настоящего и будущего, придавая его произведениям жизненную убедительность и разворачивая перед зрителем навеянные ими ассоциативные мыслеформы» – отмечает искусствовед Камилла Ли.

Название другой выставки, как и организовавшего его фонда, «Тан-Шолпан» выбрано неслучайно – оно ассоциируется с возрождением, рассветом, утренней звездой и созидательной энергией женщины. Это объединение профессиональных художниц из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Австрии, Германии, Канады и США.

В экспозиции приняли участие сорок авторов, имена которых знакомы по многим республиканским и международным выставкам. Художницы работают в разных жанрах: экспрессионизма, реализма, примитивизма, художественной иллюстрации. В экспозиции представлены и скульптурные арт-объекты, выполненные в духе современного экологического тренда – из пластика. Кроме живописи, графики и скульптуры, можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства – гобелены, панно из войлока, чиевое плетение.

«Экспозиция очень большая и интересная, в ней представлены самые разные жанры от живописи и графики до скульптуры и прикладного искусства. Скульптура представлена только Лилией Поздняковой, одной из самых талантливых, креативных художниц. Лиля создает свои скульптуры из самого бросового материала – старых газет, полиэтилена, картонных ячеек для яиц, коробок. Дарит им вторую жизнь, превращая мусор в прекрасные творения. Ещё в выставке приняла участие моя любимая художница и друг Айжан Омирбаева, которая создает яркие живописные образы как исторических, так и мифологических персонажей народной казахской культуры» – делится впечатлениями посетительница выставки, журналист Индира Сатбаева.

Основная цель данного фонда искусства заключается в создании условий для поддержки творчества женщин. Это возможность раскрыть их творческий потенциала и представить на выставку наиболее значимые и содержательные произведения, привлекающие актуальностью и креативностью мышления.

Ольга Власенко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: