На селекторном совещании Премьер признал, что ситуация с ними выходит из-под контроля, и дал поручение разобраться: "У нас практически вопрос охраны могильников начинает выходить из-под контроля. Надо в этом очень подробно разобраться, я вчера такое поручение дал. На следующем заседании правительства мы с этого начнем. Мы должны четко видеть всю карту – где могильник начинается, в первой части, скот пасется там, где-то знают, где-то не знают. Эти скотомогильники... 50 там, 100 лет уже хоронили, они все должны быть под надежной охраной. Тем более, что деньги выделялись. Надо посмотреть, куда эти деньги девались и кто за это персонально отвечает. Аскар Исабекович (Мырзахметов - вице-премьер-министр сельского хозяйства), это вам координация вместе с акимами".
Проблема скотомогильников для Казахстана не нова. На протяжении многих лет вопрос об охране уже существующих и создании новых скотомогильников поднимается на разных уровнях. Так, еще в 2010 году тогдашний глава министерства сельского хозяйства Акылбек Куришбаев заявлял, что в каждом четвертом населенном пункте страны нет скотомогильника. Прямым следствием этого стали многочисленные стихийные свалки мертвых животных и их останков. Куришбаев тогда приводил такие расчеты: на строительство недостающих скотомогильников потребуется около 1,2 млрд тенге, а на их содержание нужно будет ежегодно выделять около 800 млн тенге.
Заметим, что сегодня, похоже, никто не знает точное количество существующих на территории страны мест захоронения скота. Так, несколько дней назад вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева доложила главе правительства, что 734 сибироязвенных захоронений по республике не огорожено. Из них 10 находятся в Карагандинской области.
Глава минсельхоза Аскар Мырзахметов во вторник сказал журналистам, что в республике более двух тысяч мест захоронения животных после утилизации. "Задача заключается в том, чтобы мониторить, чтобы эти места были огорожены и имели опознавательные знаки. И население, которое находится рядом с такими местами, знало, что там нельзя пасти скот", - обозначил он приоритеты.
Согласно исследованию, проведенному в 2015 году ТОО "Казахский научно-исследовательский ветеринарный институт", на территории Казахстана "имеется 1787 стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, 2677 очагов, где с 1948 по 2012 годы пало более 25 000 сельскохозяйственных животных и зарегистрировано около 2 000 случаев заболевания людей". При этом, "наибольший риск заражения восприимчивых животных и людей отмечен в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях (ИЭ 0,40-0,39)". "Только в ЮКО (Сарыагашский, Толебийский), в ВКО (Жарминский, Шемонаихинский), в Жамбылской области (Байзакский), в ЗКО - Сарымский, Жанибекский районы, в Актюбинской области (г. Эмба), случаи заболевания населения отмечены в 217 населенных пунктах области, повышенная опасность отмечена в 4 (Толебийский, Ордабасинский, Сырыагаш, Туркестан)", - говорится в исследовании.
Между тем, до сих пор нет точных данных о том, действительно ли скот, ставший причиной заражения и гибели людей в селе Еркиндык Карагандинской области, мог выпасаться вблизи скотомогильника. Официальные сообщения ограничиваются констатацией: источником инфекции явилось больное сибирской язвой животное (корова), заражение людей произошло контактным путем при участии в вынужденном забое больного животного без ветеринарного осмотра и реализации его 11 семьям односельчан. О причинах заражения животного даже официальные структуры лишь выдвигают предположения: "Заражение животного могло произойти в результате выпаса вблизи неогражденного скотомогильника и неэффективной вакцинации животных против сибирской язвы. Ситуация осложнилась нерешенностью вопросов сжигания трупов павших животных в инсинераторах", - сообщала пресс-служба министерства национальной экономики.
Несмотря на опасность, которую представляют скотомогильники (споры сибирской язвы могут "прожить" в почве более ста лет), в Казахстане этот вопрос попадает в поле зрения правительства крайне редко, и после серьезных ЧП, как сейчас. Юридически же это - территория ответственности местных властей. Законом "О ветеринарии" (п.п. 24 ст. 10) определено, что "организация строительства скотомогильников (биотермических ям) и обеспечение их содержания в соответствии с ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями входит в компетенцию местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения".
Лилия Ахметова