В новый год с новым законом госзакупок – все новости на Atameken Business | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 274,93 Пшеница 465,40
$ 383.01 € 430.12 ₽ 6.1
Погода:
+29Нур-Султан
+29Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 274,93 Пшеница 465,40
В новый год – с новым законом о госзакупках

В новый год – с новым законом о госзакупках

4543 31 Октябрь 2018 09:33

Обновлённые правила игры будут приняты до конца текущего года, заверяют в Министерстве финансов.

В новый год – с новым законом о госзакупках

Фото: Максим Морозов

Автор: Майра Медеубаева

В настоящее время в Парламенте находится проект поправок в закон о государственных закупках. Президент дал поручение принять данный законопроект в этом году. В начале октября состоялись первые чтения, в Министерстве финансов ожидают подписание до конца календарного года. Директор департамента законодательства госзакупок Минфина Сабит Ахметов рассказал abctv.kz основные положения, которых коснулись изменения.

Решительное «нет» одному источнику

В целом от депутатского корпуса поступило порядка 300 поправок, часть которых в результате заседаний рабочей группы была снята, другая часть дорабатывается в совместной редакции законопроекта.

Одно из главных изменений касается закупок способом из одного источника. Напомним, из общего объёма госзакупок в 3,2 трлн тенге по итогам 2017 года 77% (свыше 2,5 трлн тенге) были исполнены из одного источника. В действующем законопроекте прописано четыре случая, при которых возможно закупать товары, работы и услуги из одного источника.

Первый – когда отсутствуют заявки, второй случай – когда представлено менее двух заявок, то есть одна заявка. Третий вариант – когда все отклонены, то есть не допущен ни один потенциальный поставщик, и четвёртый пункт – когда допущен единственный потенциальный поставщик. В новом законопроекте будут исключены два последних правила. Как подчеркнул Сабит Ахметов, в правительстве не возражают против данных поправок.

«В таких случаях госорганы будут обязаны выходить на повторные закупки. Но, если ситуация повторится по тем же основаниям, разрешается осуществить закупку из одного источника. Данным нововведением мы планируем существенно сократить долю одного источника», – отметил глава департамента.

Финансовая состоятельность

С переходом на электронный формат участия в закупках резко увеличилось количество участников. В среднем для участия в конкурсе поступает порядка 30-40 заявок при международной норме шесть-восемь заявок.

«Предприниматель из самой южной точки Казахстана имеет право, условно говоря, участвовать в конкурсе на уборку снега в Петропавловске. Для выполнения данной работы он должен перевезти технику в СКО, иметь производственную базу, рабочий персонал. Победители подобных конкурсов, как правило, выступают посредниками и осуществляют работы, используя трудовые ресурсы самого Петропавловска», – отметил Сабит Ахметов.

В новом законе при проведении крупных закупок внедряется критерий финансовой состоятельности, основанный на наличии оборотных средств, уплаченных и начисленных налогов, основных средств и фонда оплаты труда. При этом информация из налоговых органов будет анализироваться за последние три года, что позволит увидеть динамику и в целом понять, насколько предприятие финансово устойчиво. Например, при сумме лота в 2 млрд тенге наличие оборотных средств должно составлять не менее 500 млн тенге.

«В настоящее время таких ограничений не существует, что привело к участию в крупных закупках ИП, открывшихся буквально вчера», – отмечает представитель Минфина.

Жалобщиков не пожалеют

Депутаты предлагали внедрить платность за рассмотрение жалоб на примере международного опыта, как это принято в Украине и Грузии. Однако при согласовании в правительстве данная норма не была поддержана. В действующем законе обязательным условием конкурсной документации является его предварительное обсуждение. По сложившейся практике участники конкурса видят нарушения при его подготовке, но не сообщают об этом инициатору закупок.

При проведении конкурса компании понимают, что «пролетают по цене» и по принципу ни себе, ни людям начинают писать жалобы. В новом законопроекте предусмотрено, что жалобы на требования конкурсной документации поставщиков, не принимавших участие в обсуждении конкурсной документации, рассматриваться не будут. Также при рассмотрении жалоб третьих лиц процесс закупок не будет приостанавливаться, как это происходит согласно действующему законодательству. Третье, участникам конкурса, не внесшим обеспечение заявки, запретят взаимные просмотры.

«Профессиональные жалобщики, не имеющие намерения участвовать в конкурсе, подают заявки для взаимного просмотра, чтобы проанализировать документацию конкурентов и на основании этого написать жалобу», – отметил Ахметов.

Квазисектор будет согласовывать закупки с Минфином

В настоящее время есть три вида компаний квазигоссектора, осуществляющих закупки. Первая группа – АО и ТОО, находящиеся при акиматах и центральных госорганах. Соответственно, они регулируются законом о госзакупках. Вторая категория субъектов относится к фонду «Самрук-Казына» и включает порядка 250 национальных компаний. Третий вид – это нацкомпании, не входящие в группу компаний ФНБ. По второй и третьей категории правила утверждаются советом директоров компаний, но по согласованию с Минфином.

«Тем самым данное согласование позволит нам гармонизировать требования закупок всего квазигоссектора. В целом самый главный индикатор при принятии нового законопроекта – соотношение цены и качества работ и снижение коррупционных рисков при проведении закупок», – заключил Сабит Ахметов. Напомним, в настоящее время подготовлена концепция законопроекта, в которой предлагается расширить состав субъектов коррупции и добавить туда должностных лиц квазигосударственного сектора, не только первых руководителей, но и других, имеющих возможность влиять на принятие решений при проведении закупок, распределении бюджетных средств.

Комментируя увеличение дополнительных соглашений, Сабит Ахметов отметил, что имеется девять оснований для заключений допсоглашений, при этом не все они связаны с увеличением суммы. Есть основание в части уменьшения суммы, увеличения сроков, изменения характеристик. Напомним, депутаты отмечали, что по девяти тысячам закупок были заключены допсоглашения по увеличению суммы.

«Если учитывать, что все закупки составляют около трёх миллионов лотов, то девять тысяч – это небольшое количество. Безусловно, если идёт уменьшение потребностей и объёма, то, соответственно, должно быть и уменьшение суммы, но если кто-то заключает допсоглашение на уменьшение объёма, но при этом сумма конкурса остаётся неизменной, то это является нарушением», – резюмировал глава ведомства.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: