Завод планируется запустить в поселке Калкаман Павлодарской области в 2019 году.
"В Международном финансовом центре в Дубае был подписан договор ТОО "ИнтурСервис-Пульс" с инвесторами о выделении 145 миллионов долларов на строительство стекольного завода. В проекте участвуют компании из Арабских Эмиратов, Кувейта, Англии и Китая. При подписании договора присутствовал заместитель акима области Николай Дычко, чтобы убедиться в реальности проекта", – рассказал порталу abctv.kz директор предприятия Кенес Жумабеков.
По словам предпринимателя, условия контракта неплохие – на 10 лет под 3%, причем погашение кредита начнется спустя два года после его выдачи, то есть по завершении строительства завода. Проектная мощность – 10 млн квадратных метров, или 140 тыс. тонн в год. По мировым меркам, это завод средней мощности. Оптимальный объем производства считается 600 тонн в сутки, в поселке Калкамане, где и будет завод, он составит 450 тонн в сутки. "Главное, что с кувейтской стороной, компанией Hezer Ventures, это нефтяной семейный бизнес, мы будем рассчитываться не деньгами, а стеклом. В Кувейте нет стекольного завода. Схема доставки отработана: с поселка Калкаман отправляем вагоны до Актау, оттуда паромом – до Ирана, а там и Кувейт рядом", – говорит предприниматель.
Два раза в одну воду
Стекольный завод в Павлодаре уже был, точнее, по выпуску бутылок, посуды, готовилась к запуску линия листового стекла. В 1994 году его запустил все тот же Кенес Жумабеков при участии тогда премьер-министра РК Сергея Терещенко. На тот момент предприниматель был "владельцем заводов, газет, пароходов". Восемь заводов, газеты, лучшая в стране женская волейбольная команда, главный спонсор соревнований на приз Президента. С 1992 по 1995 год Жумабеков – советник Президента по предпринимательству. Но, когда на смену главе региона Асыгату Жабагину пришел Даниал Ахметов, фортуна отвернулась от бизнесмена.
"Моя ошибка тогда была в распылении средств. Занимался всем: линолеумом, обоями, санфаянсом, стеклом, волейбольной командой, газетой, школой бизнеса, даже реактивный самолет имел. А сколько шефской помощи оказывали! Отдали людям бесплатно 72 квартиры. Но, пожалуй, самым любимым детищем был и остается стекольный завод. Я привез специалистов с самого Гусь-Хрустального, часть из них до сих пор здесь живет в ожидании нового завода. А его тогда бульдозером раскатали. Я больной стеклом человек", – признается Кенес Жумабеков.
Годы мытарств
Десять лет потратил предприниматель, чтобы так близко подойти к мечте – строительству казахстанского стекольного завода. Причем не единожды находились спонсоры, но безразличие чиновников, а то и откровенный намек на откаты, по его словам, закрывали доступ к инвестициям.
"Я нашел китайского инвестора, который был готов профинансировать проект на 85%, все, что он хотел от казахстанской стороны, – 15% финансирования. Для них это скорее была гарантия. Соответствующее письмо было отправлено в акимат, но там ответили отказом. За последние семь лет на продвижение проекта вложено пять миллионов долларов частных средств: рабочие проекты, экспертиза и прочее. Что уж там говорить о финансовой помощи, если я пять лет добивался у местных властей разрешения на выделение участка по добыче песка. Ни золото, ни медь, ни серебро, а всего лишь кварцевый песок. Дело в том, что строить завод без собственного сырья нельзя. Инвесторы на это не пойдут. Долго бился, только в марте 2016 года мне подписали документ на недропользование на два участка", – говорит Кенес Жумабеков.
К слову, на вопрос abctv.kz, откуда он "добывает" своих инвесторов, предприниматель ответил, что за это обязан все тем же 1990-м: "Благодаря тем связям, которые сохранились, вышел на нынешних инвесторов. Личные контакты дорогого стоят".
Актюбинск, Кызылорда или Павлодар?
Полевой шпат на завод планируется привозить из Восточно-Казахстанской области. Остается только кальцинированная сода, которая сегодня завозится извне. Предприниматель также рассчитывает на еще один рынок сбыта стекла – Российскую Федерацию.
"Я пять лет работал с государственными инвестиционными фондами, "Самрук-Казына", Банком развития Казахстана, куда только не обращался. Вот проект, вот доказательство, что наш регион наиболее выгоден. Дешевое сырье под боком, дешевая электроэнергия, но нет, никто не хотел слышать", – говорит предприниматель.
При этом Актобе и Кызылорда были в приоритете.
"В Актюбинске уже строили стекольный завод, так же как и в Кызылорде. Эта эпопея тянется с 2000 года. Государство оказалось плохим менеджером. Если вспомнить, то в Кызылординской области, близ поселка Титова, в 2002 году пытались запустить стекольный проект стоимостью 260 млн евро с ведущей английской фирмой Pilkington. В результате фирма написала письмо Президенту, что они отказываются работать, и ушли. В этот же период те же англичане построили стекольный завод под Москвой, в селе Раменское, который успешно работает. Что касается Кызылорды, то там уже седьмой аким области обещает главе государства построить завод. На мой взгляд, в отношении этого региона было принято неправильное политическое решение руководством страны, да и бывший министр индустрии Исекешев к этому руку приложил (экс-министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев, ныне аким Астаны. – Прим. автора). Надо признать, Кызылорда – это депрессивный район, а Павлодар – индустриально развитый регион. Государственные деньги выделялись, а результата до сих пор нет", – говорит Кенес Жумабеков.
К слову, вот в мае председатель правления АО "НУХ "Байтерек" Ерболат Досаев в рамках Международного экономического форума в Пекине провел ряд встреч с руководством крупных китайских финансовых институтов и банков. В том числе поднимался вопрос о сотрудничестве в области производства листового многофункционального стекла и другой стекольной продукции с высокой добавленной стоимостью. И речь опять шла о Кызылординской области.
В то же время еще шесть лет назад координатор Общественного центра поддержки развития стеклоделия в странах СНГ Владимир Болотин провел анализ стекольной промышленности всех стран СНГ и перспектив развития этой отрасли. Вот что он тогда писал:
"Сейчас в стране выбирают оптимальную точку привязки строительства флоат-завода, а также считают его оптимальную мощность. Дело поручено правительственной компании "Самрук-Казына". В качестве мест расположения нового стеклозавода рассматриваются варианты в Актюбинской, Кызылординской, Павлодарской областях, а также в Восточно-Казахстанской (Шульбинский ЗЛС) и в Северо-Казахстанской (Петропавловск).
У всех этих проектов примерно одинаковые "козыри". Какому проекту отдать предпочтение? Для 17-миллионного населения Казахстана вполне хватит своего стекла с двух линий по 650 тонн в сутки каждая, если не будет ни экспорта, ни импорта. Значит, начинать надо пока с одной линии в месте наибольшего потребления. Вырисовывается завод в поселке Калкаман Павлодарской области, который будет работать на карасорских (местных) обогащенных песках. Мощность линии должна составлять не менее 500 тонн в сутки. Ну а в Актюбинске, Кызылорде, Шульбинске, Петропавловске надо подумать о вложении инвестиций в производство пеностекла, стеклопакетов и прочего".
Финишная прямая?
В конце мая – начале июня г-н Жумабеков должен получить первый транш – 20 миллионов долларов, которые будут направлены на возведение инфраструктуры. Сделать ее – задача нынешнего года. Кроме того, необходимо выкупить за 4,5 миллиона долларов рабочий проект, который подготовил по заявке павлодарской компании центральный институт стекла в Китае.
"Горпроект должен адаптировать данный проект к казахстанским нормам и СНИПам, и после этого можно приступать к строительству", – отметил предприниматель.
Оборудование будет заказываться в Китае, но не за "живые" деньги, а по безотзывному аккредитиву, то есть поставщик получит их, когда будет подписан акт приемки.
На заводе будут работать 900 человек, 500 – на строительстве.
"Три года назад мы начали писать письма в акимат, Центр занятости, нам отвечали, что нет денег на обучение специалистов. Я тогда вышел на министра труда и соцзащиты Серика Абденова, который запомнился всем своей фразой "потому что". Но надо отдать ему должное, он доказал Минфину необходимость финансирования обучения тем профессиям, которых нет в Казахстане. Начальник Центра занятости на координационном совете заявил, что вопрос по обучению стекольным профессиям решен, но 20% придется оплачивать работодателю. Я был согласен на это. Мы прождали денег полгода, а потом выяснилось, что их секвестрировали на областном уровне. А я уже под эти средства подписал договор с Гусь-Хрустальным, Российским химико-технологическим университетом им. Д. И. Менделеева, был заключен трехсторонний договор между обучающей стороной, нашим предприятием и Департаментом занятости. Пришлось просить извинения. Теперь после получения средств сами займемся обучением", – подытожил директор ТОО "ИнтурСервис-Пульс".
А еще "содовой" подавай
По информации предпринимателя, 18 мая подписан меморандум между американской компанией Vladvix.Inc, акимом Жамбылской области и ТОО "Сода KZ" (один из учредителей Кенес Жумабеков. – Прим. автора) о строительстве завода по производству кальцинированной соды проектной мощностью 400 тыс. тонн в год. Стоимость проекта – 400 млн долларов.
"Данный регион выбран не случайно, здесь расположено Саркольское месторождение соли с запасами в 1,5 млрд тонн. В течение трех лет завод должен быть построен", – говорит Кенес Жумабеков.
"Дело в том, что в себестоимости стекла на соду приходится 30%. На сегодня монополисты "Башхимия", Китай и Иран душат ценовой политикой, стоимость доходит до 350 долларов за тонну. Согласно нашим расчетам, цена будет составлять 180 долларов за тонну. Строить завод меньшей мощности экономически нецелесообразно: низкий уровень рентабельности, высокий срок окупаемости. Кстати, по уровню потребления кальцинированной соды судят об уровне развития страны. Если на человека приходится в год 20 килограммов соды – это развивающаяся страна. Если 30 и выше – это развитая страна. Потому что на соде завязана металлургия, химическая, медицинская, пищевая отрасли. И еще. Уже сегодня "СтеклоСоюз" России готов подписать с нами договор на приобретение 300 тыс. тонн соды в год. Они готовы подписать стейк-контракт на три-пять лет вперед, пока запустим завод", – поделился предприниматель.
Марина Попова, Павлодар