Вагоны в "единое окно"

4023

Как решить острую проблему с простоями вагонов на подъездных путях, рассказали руководители Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок.

Вагоны в "единое окно" Фото: Ольга Ушакова

15 ноября в Службе региональных коммуникаций ВКО они провели специальный брифинг. На нём шла речь об организации перевозок социально значимых грузов. Это уголь, зерно, мука и продукты перемола.

Уголь или смерть

По сравнению с прошлым годом прибытие угля на железнодорожные станции Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок увеличено в сравнении с прошлым годом больше, чем на 3 тыс. вагонов, или на 8%.

Тема снабжения населения Восточного Казахстана углём по-прежнему настолько актуальна, что журналисты задали железнодорожнику вопрос: если всё так хорошо, угля приходит навалом, то почему ажиотаж на него не утихает?

Более того, в СМИ прошла информация о том, что на угольном разрезе "Каражыра" 13 ноября 2018 года произошло убийство жителя Семейского региона Жасулана Абиева в очереди за углём. По информации, он регулировал очереди автомашин за твёрдым топливом, в ходе перепалки ему проломили голову и применили холодное оружие. Сейчас полицейские ведут досудебное расследование.

Как отметил в ответе на вопрос директор Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок Магауия Уразкулов, железнодорожники не виновны в "угольной" проблеме. По его данным, ежесуточно на ВКО без учёта Семейского региона приходит 50 вагонов бытового угля. В том числе 20-30 вагонов для Усть-Каменогорска каждые сутки приходит на станции Оскемен-1 и Новоустькаменогорск. К слову, технический уголь на Усть-Каменогорскую, Согринскую, Риддерскую ТЭЦ ежесуточно поступает в объёме 100-150 вагонов.

"По заявкам "Каражыра" железная дорога обеспечивает угольный разрез порядка 420 вагонами в сутки в среднем по станции Дегелен. Помимо нашего отделения, АО "Каражыра" грузит уголь по другим направлениям", – дополнил заместитель директора Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок по логистике Талгат Зияданов.

Всего с начала 2018 года в адреса станций Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок поступило больше 2,3 млн тонн угля, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 292,9 тыс. тонн, или 14%. Технического угля получено 1,9 млн тонн. Это больше на 12% за аналогичный период прошлого года. Бытового угля получено 470,7 тыс. тонн. Это больше на 87,8 тыс. тонн, или 23%, в сравнении с 2017 годом.

Вырос экспорт в дальние страны

По Восточно-Казахстанскому отделению грузовых перевозок среди перевозок основная часть зерновых культур приходится на подсолнечник, семена масличных культур и рапс.

По данным Талгата Зияданова, погрузка зерна за истекший период 2018 года составила больше 147 тыс. тонн. И это на 20% больше аналогичного периода 2017 года. При этом зерна стали отправлять с востока больше и в другие регионы Казахстана, и на экспорт. По межобластному сообщению ушло 82 тыс. тонн зерна (увеличение составило 6%), а на экспорт – 65 тонн (увеличение на 44%).

Погрузка муки и продуктов перемола составила 61 тыс. тонн и также показывает увеличение к аналогичному периоду прошлого года на 14%. Это 110 вагонов, 7,4 тыс. тонн. При этом эти грузы уходят в основном на экспорт.

Если на другие регионы страны погружено 376 вагонов общим весом 26 тыс. тонн (увеличение на 18%), то в экспортном сообщении – 532 вагона весом 35 тыс. тонн (увеличение на 11%).

В этом году сбор урожая в ВКО начался с запозданием. За октябрь обеспечена перевозка зерна общим весом более 32 тыс. тонн, что на 61% больше аналогичного периода 2017 года. Муки и продуктов перемола погружено 8,3 тыс. тонн, что на 23% выше, чем за прошлый год. К увеличению объёмов перевозок зерна и муки привели хорошие количественные и качественные показатели урожая 2018 года. Изменилась структура экспорта эти грузов.

"Увеличился экспорт в дальние страны: Афганистан, Таджикистан, Монголию, Иран, что, в свою очередь, привело к росту дальности перевозок, – отметил Талгат Зияданов. – Помимо погрузки зерна и муки, у нас грузят переработанные масличные культуры на предприятиях ВКО – масло подсолнечника, шрот, жмых. Погрузка подсолнечного масла сохраняется на уровне прошлого года и составляет более 85 тысяч тонн".

В том числе на экспорт идёт 26 тыс. тонн подсолнечного масла, или 30% от общего объёма перевозок. К аналогичному периоду прошлого года погрузка на экспорт увеличена на 11 тыс. тонн. В адреса производителей масла подсолнечного прибыло под выгрузку более тысячи вагонов. Это 62 тыс. тонн груза. К аналогичному периоду прошлого года выгрузка зерновых грузов увеличена на 5%.

Увеличили объёмы своей продукции на экспорт такие предприятия из Восточного Казахстана, как ТОО Grain Pool, ТОО "Сей-Нар", ТОО "Астана-Бизнес", ТОО "Восток-Экспорт.

Всего в границах Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок находятся четыре подъездных пути элеваторов, 10 перерабатывающих пунктов. На восьми станциях идёт погрузка зерна и продуктов перемола – это Неверовская, Шемонаиха, Оскемен-1, Усть-Каменогорск, Новоустькаменогорск, Зыряновск, Коршуново, Третьяково.

Простаивают вагоны

О том, что грузоотправители и грузополучатели не придерживаются норм погрузки и выгрузки, сообщил заместитель начальника Агентства Защита АО "KTZ Экспресс" – "KTZE Южный" Олжас Ахметнабиев, представитель компании-собственника и оператора крытых вагонов в ВКО.

"Есть нормативное время погрузки на Афганистан – одни сутки, – привёл он пример. – Фактически оно составляет свыше восьми суток. Время выгрузки вагонов должно быть сутки, а занимает четверо суток. Вагоны грузополучателей и грузоотправителей простаивают на подъездном пути. Если бы наши клиенты вовремя проводили операции по погрузке и выгрузке, то мы бы обеспечили наибольшее число грузоотправителей крытыми вагонами".

По данным Талгата Зияданова, за 10 месяцев условные потери по Восточно-Казахстанскому отделению грузовых перевозок составили 1200 вагонов. За месяц восток потерял 120 вагонов. К перевозкам угля это не относится.

"Например, на станцию Зыряновск зерновозы назначением на станцию Алматы-1 были поданы 6, 7 и 11 ноября, но они были оформлены только 12 ноября. Вообще, полный оборот вагонов между этими станциями составляет 10 суток. А вагоны только на подъездном пути стоят пять-шесть суток из-за больших затрат времени на их оформление, погрузки и выгрузки", – говорит Талгат Зияданов.

По его словам, оставляет желать лучшего техническое оснащение предприятий – клиентов железной дороги, очень много времени предприниматели тратят на оформление документов в органах фитосанитарии, ветеринарного контроля, таможни.

"У всех клиентов по ВКО такая проблема. По Зыряновску и Шемонаихе таможня не работает, предприниматели едут в таможенные органы Усть-Каменогорска", – говорит Талгат Зияданов.

По его информации, вопросы простоя крытых вагонов и зерновозов рассматривали в Палате предпринимателей ВКО. В частности, там отметили, что железная дорога работает круглые сутки, а госорганы только в дневное время. Необходимо создание единой круглосуточной службы для предпринимателей – клиентов железной дороги по принципу одного окна. С таким предложением Палата предпринимателей обратится в акимат области.

"Мы предложили предпринимателям находить собственный подвижной состав и самое главное – сопровождать свой груз. По Узбекистану сложилась ситуация, когда поезд приходит в эту страну, грузополучатели устраивают из вагонов склад на колёсах. Они там долго стоят в ожидании выгрузки. В это время вагонов не хватает другим клиентам".

Помимо социально значимых грузов, железнодорожники Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок стали больше выгружать цветной руды, флюсов, гранулированного шлака, грузов в контейнерах. В среднем каждые сутки этот филиал АО "КТЖ – Грузовые перевозки" выгружает 495 вагонов, что больше к аналогичному периоду прошлого года на 21 вагон.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться