Очередную порцию поправок по вопросам информации готовит Министерство информации и общественного развития Казахстана. Концепция законодательных новшеств была опубликована на площадке "Отрытое правительство" в апреле текущего года.
Новеллы касаются телерадиовещания, рекламы, госзаказа, доступа к информации, налогов.
Так, предлагается установить административные санкции за распространение и незаконную установку зарубежных спутниковых приемных устройств. Данное изменение, как отмечают авторы, вызвано необходимостью вовлечь жителей приграничных территорий в казахстанское информационное пространство, расширив, таким образом, зону покрытия OTAU TV. Сегодня охват незарегистрированными зарубежными в РК спутниковыми операторами остается на высоком уровне.
В целях развития конкуренции инициируется внедрение новых подходов в сфере СМИ, под которыми подразумевается наделение уполномоченного органа полномочием по принятию решения касательно деятельности вещания теле-, радиоканалов с государственной долей участия в уставном капитале.
Самыми ожидаемыми со стороны участников медиаотрасли стали нормы по возврату рекламы в эфир слабоалкогольных напитков, а также предоставления операторам телерадиовещания права "заменять черные/пустые экраны на рекламу".
Предусматривается вывод регионального государственного информзаказа на двухлетний период из системы госзакупок, закрепление процедуры согласования местными исполнительными органами тематических линий; а также расширение категорий лиц, обязанных размещать информацию на портале "Открытые данные".
Проект предполагает внесение изменений в действующие законы РК: "О рекламе", "Телерадиовещании", "О доступе к информации", "О СМИ", "Об информатизации", в Налоговый кодекс.
Законодательные метаморфозы в сфере СМИ можно назвать уже устоявшейся традицией. Если проследить всю историю редакции, например, только Закона "О СМИ" со дня его вступления в силу, 23 июля 1999 года, то можно увидеть, что документ перекраивали 43 раза. То есть в среднем поправки в него вносились каждые полгода. В таких условиях о стабильности медиаотрасли речи идти не может. Противоположная ситуация наблюдается с Законом РК "О Правительстве", который за 24 года менялся всего восемь раз. Вывод напрашивается сам за себя – разработчик и инициатор наибольшего числа законопроектов в стране, коим и является кабмин, не заинтересован менять правила своей игры.
А теперь вернемся к действующему Закону "О СМИ" и проследим уклон его преобразований. За 20 лет СМИ претерпели значительные изменения. С распространением сети Интернет появились новые каналы, форматы и методы работы. Однако понятийный аппарат в законе за все это время пополнился всего десятью "терминами". Отражает ли современные реалии документ, регламентирующий целую отрасль, – вопрос с неоднозначным ответом. В результате редакций Закон РК "О СМИ" увеличился в три раза. И в большей степени дополнения несут репрессивный характер. К примеру, в главе 5 Закона "О СМИ" добавились лишь обязанности журналистов, прав же не стало больше.
Также в закон включена целая глава, посвященная государственному регулированию СМИ. В ней содержатся компетенции Правительства РК в области СМИ, уполномоченного органа, местных исполнительных органов областей и государственный контроль за соблюдением законодательства РК о СМИ.
Пополнился документ и статьей о предоставлении журналистам информации, не входящей в официальные сообщения. В ней предусматривается семидневный срок ответа на официальные запросы журналистов. Если запрос касается разъяснений предоставленных официальных сообщений, то обладатель информации обязан предоставить ответ не позднее двух рабочих дней со дня регистрации запроса. Однако одновременно ответчик вправе продлить время для предоставления информации или совсем отказать, для чего прописано шесть причин.
Карина Алимова