Тема закупок государственных и национальных компаний на прошлой неделе вновь оказалась в фокусе внимания общественности.
В национальной палате предпринимателей "Атамекен" состоялась видеоконференция в режиме on-line, в которой приняли участия все компании "дочки" и "внучки", входящие в холдинг "Самрук-Казына". Здесь были подведены промежуточные итоги деятельности рабочих групп и презентована новая информационная программа, позволяющая вести мониторинг закупочной деятельности всех компаний.
Проблема №1
Однако сам факт совместного обсуждения НПП и нацкомпаний состоялся только благодаря долгой и упорной работе "Атамекена" по сближению позиций бизнеса и квазигосударственного сектора. Отметим, что, несмотря на существование специально созданной и финансируемой из госбюджета (в отличие от НПП, содержащейся на членские взносы бизнеса) структуры, - АО "Национальное агентство по развитию местного содержания (NADLoC)", - масштабную работу по инвентаризации всех существующих в Казахстане отечественных предприятий-производителей, анализу их предложений, деятельности и места в системе закупок провела именно палата.
О ее результатах еще в мае прошлого года председатель правления НПП Аблай Мырзахметов рассказал на расширенном заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса парламента Республики Казахстан. В своем отчете он коснулся и самой болезненной для бизнеса темы – закупок государственных и национальных компаний.
"Наш анализ показал, что существует, примерно, пять ключевых проблем. Главная из них - квалификационные требования заказчика затачиваются под определенного поставщика. У нас простое и понятное предложение: нужно внести норму, чтобы квалификационные требования публиковались не менее чем за десять дней до конкурса. И это – минимум! Анализ также показывает, что нередко заявки отечественных производителей отклоняют без указания причин. При этом отсутствуют эффективные меры обжалования: пока предприниматель обжалует действия заказчика, тот уже выдал аванс…", - рассказал депутатам Аблай Мырзахметов.
Эксперты НПП "Атамекен" совершенно точно установили: 70% информации о госзакупках, размещаемой на веб-ресурсах, абсолютно недостоверно.
Тогда же впервые была затронута наболевшая проблема сертификатов СТ-KZ. Каждый год на тендерах отечественные производители пожинали урожай проблем, связанных с выдачей сертификата "независимыми экспертными компаниями". В результате их деятельности, крупнейшие казахстанские производители проигрывали на тендерах счастливым обладателям "СТ-KZ", выправленных по всем правилам, и свидетельствовавших о стопроцентном казахстанском содержании. Выборочная проверка их деятельности, проведенная в прошлом году рабочей группой НПП "Атамекен" с участием экспертов из числа членов отраслевых ассоциаций привела к неожиданному результату. Компании, уличенные в том, что под видом продукции отечественного производства продавали импортируемую зарубежную технику, бросились отзывать сертификаты. Системная проблема, существовавшая не один год, вскрылась благодаря активным действиям палаты предпринимателей.
"Мы пришли к пониманию с министерством по инвестициям и развитию, что нужно пересмотреть формулу исчисления казахстанского содержания, которая не менялась с 2009 года. Нужен механизм аудита деятельности компаний по сертификации, на основе которого можно будет принимать решение об отзыве "СТ-KZ",- сказал Аблай Мырзахметов.
"Объем закупок в стране составляет 9 трлн тенге, из которых 6 трлн – госзакуп и закупки национальных компаний. Это очень хорошая сумма, которая могла бы быть подспорьем для наших отечественных производителей", - констатировал председатель правления НПП "Атамекен".
"Лед тронулся…"
В декабре прошлого года произошло знаковое для отечественного бизнеса событие. Председателем президиума национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тимуром Кулибаевым и председателем правления фонда национального благосостояния "Самрук - Казына" Умирзаком Шукеевым было подписано соглашение о взаимодействии в вопросах поддержки отечественных производителей. Цель документа - увеличение доли местного содержания и реализация программы импортозамещения в условиях, не противоречащих принятым нашей страной обязательствам в рамках ВТО и ЕАЭС. А 19 мая аналогичное соглашение, но уже с конкретными обязательствами сторон, было подписано с каждой из восьми дочерних компаний ФНБ "Самрук-Казына". В их числе такие локомотивы отечественной индустрии, как АО "КазМунайГаз", АО "Қазақстан темір жолы", АО "KEGOC", АО "Самрук-Энерго", АО "Казахтелеком" и другие компании.
С целью расширения контактов компаний с отечественными предприятиями, в 16 регионах страны созданы рабочие комиссии с участием акимов областей. Эти структуры осуществляют мониторинг цен на товары, работы и услуги поставщиков и определяют круг казахстанских предприятий, которые потенциально могут выступать поставщиками в тендерах. Стоит отметить активность казахстанского бизнеса: в заседаниях комиссий приняли участие свыше 700 отечественных предпринимателей. Эксперты отмечают, что такой подход не противоречит соглашениям в рамках ВТО и ЕАЭС, поскольку все участники рынка действуют в конкурентной среде и рабочие группы лишь помогают определять тех из них, кто реально соответствует критериям "цена-качество", обеспечивая тем самым необходимую транспарентность процессу закупок.
"Мы продолжаем традицию еженедельных встреч производителей-поставщиков и компаний ФНБ "Самрук-Казына" на площадке национальной палаты. Здесь поставщики и потребители могут без посредников обменяться информацией о планируемых к закупу компаниями товаров, работ, услуг. В рамках этой работы, проведен ряд встреч с представителями отечественного машиностроения и нефтехимии. Об их эффективности позволяют судить следующие показатели: в июне было заключено 5537 долгосрочных договоров на сумму 6,7 трлн тенге. Из этого числа договоров 955 договоров на 410 млрд тенге были заключены при поддержке Нацпалаты" - рассказал корреспонденту abctv.kz заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Ельдос Рамазанов.
Здесь нужно допустить одну оговорку. Общая ситуация на мировом рынке не могла не вызвать корректив. Компании внесли изменения, оптимизировав бюджет. В частности, в государственном секторе было запланировано проведение госзакупок на 2,3 трлн тенге, а компании группы "Самрук-Казына" планируют к освоению 3,2 трлн тенге. Однако даже скорректированная сумма представляет собой интерес для отечественных производителей.
Защитные меры
Для того, чтобы максимально исключить негативные факторы, по инициативе НПП "Атамекен" был предпринят ряд мер защитного характера.
В частности, упомянутое соглашение между НПП "Атамекен" и ФНБ "Самрук-Казына" содержит норму о наблюдателях, которые будут отслеживать прозрачность тендеров на заявленную сумму свыше 250 млн тенге.
В начале года национальной палатой утвержден пул из 63-х наблюдателей. В него вошли представители отраслевых ассоциаций. В этом есть своя логика: кому как не отраслевикам хорошо известно что, где, кем и по какой цене производится? Кроме того, присутствие наблюдателей обеспечивает прозрачность процедур и объективность принятия решений.
Серьезные барьеры на пути возможных проявлений волюнтаризма со стороны конкурсных компаний заложены в новой редакции закона "О государственных закупках". Вводится механизм предварительного обсуждения проектов технической спецификации. Отныне за пять дней до объявления конкурсов все данные о техспецификациях размещаются на портале государственных закупок. Это дает потенциальным поставщикам возможность обсуждения технических параметров закупаемых товаров, работ и услуг. Как говориться, "шила в мешке не утаить", и если техспецификации будут сформированы под конкретного поставщика, это очень сложно будет скрыть. В таких случаях потенциальные поставщики имеют право подать жалобу организатору конкурса, который либо согласится и изменит технические параметры закупаемого товара, работ или услуг, либо даст мотивированный отказ. (Примечательно, что аналогичная норма, инициированная Нацпалатой, зеркально отражена в Правилах закупок ФНБ "Самрук-Казына", которые действует с 18 апреля этого года).
Помимо нормы о техспецификациях, обновленный закон "О госзакупках" содержит немало других прогрессивных новаций. В частности, установлена ответственность заказчика за задержку оплаты поставленной продукции и произведенных работ. Теперь заказчик будет обязан выплатить неустойку (пеню) в размере 0,1% от причитающейся суммы за каждый день просрочки. При этом общая сумма неустойки не должна превышать 10% от общей суммы договора.
В новой редакции закон содержит норму о пересмотре механизмов обжалования процедур государственных закупок. Теперь заключение договора приостанавливается на период рассмотрения итогов конкурса на предмет нарушения до вынесения финансовым контролем окончательного заключения.
Еще одна важная новация: в законе закреплено участие представителей национальной палаты при проведении предварительного квалификационного отбора.
На достижение полной прозрачности закупочных процедур направлено активное участие НПП "Атамекен" в обсуждении новой системы закупок холдинга "Самрук-Казына". В частности, было поддержано предложение атамекеновцев о введении института независимых отраслевых экспертов, которые будут принимать участие в разработке проектов тендерной документации, сумма которых превышает 250 млн тенге. По мнению юристов НПП, этот механизм обеспечит добросовестную конкуренцию среди поставщиков. Сегодня национальная палата уже ведет работу по формированию Реестра отраслевых независимых экспертов, кандидатуры которых будут представлять комитеты президиума НПП "Атамекен".
Индустриальный сертификат придет на смену CT-KZ
Даже проблема псевдопроизводства отечественной продукции не смогла бы спасти скомпрометировавший себя сертификат СТ-KZ, поскольку международные обязательствами в рамках ВТО и ЕАЭС отменяют все преференции в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора, которые предоставляет наличие этого документа.
Сертификат СТ-KZ действует только в закупках недропользователей - до 1 января 2021 года, и в специальных экономических зонах (СЭЗ) – до 1 января 2017 года.
НПП "Атамекен" предлагает куда более эффективный инструмент - индустриальный сертификат. Это документ, основанный на добровольной сертификации, подтверждающей наличие у заявителя технической, технологической и ресурсной возможности производить продукцию, выполнять работу, оказывать услугу в объемах, согласно заявленному перечню товаров, работ и услуг.
Применение индустриального сертификата предполагается в государственных закупках и закупках национальных компаний в конкурсе с предварительным квалификационным отбором. Таким образом, в госзакупках одним из квалификационных критериев для участия в предварительном квалификационном отборе будет наличие индустриального сертификата. Что же касается закупок нацкомпаний, планируется, что индустриальный сертификат выступит документом, подтверждающим статус товаропроизводителя.
Также индустриальный сертификат может выступать инструментом ранжирования субъектов предпринимательства по уровню конкурентоспособности производства. В частности, индустриальный сертификат может быть использован как один из инструментов определения целевой группы в государственных программах поддержки предпринимательства.
В настоящее время прорабатывается вопрос внедрения этого документа. Отраслевыми ассоциациями ведется работа по разработке критериев отнесения заявителя к статусу производителя товаров, поставщика работ и услуг. Сам статус будет устанавливаться в рамках индустриальной экспертизы, которую будут проводить независимые эксперты из числа отраслевых ассоциаций.
В ногу со временем
Было бы недальновидным в наш век информатизации не воспользоваться продуктами IT-технологий. Сегодня три крупные нефтегазовые компании ТОО "Тенгизшевройл", "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" и Северо-Каспийский консорциум (NCOC) приняли на вооружение портал "Алаш", разрабатанный компанией "Algoritmi Казахстан". Портал содержит базу данных о потенциальных поставщиках нефтегазовых компаний-операторов в Казахстане. Настоящий портал одинаково полезен как для поставщиков, так и для заказчиков. Поставщики, зарегистрированные в "Алаш", могут пройти предварительную квалификационную оценку и продемонстрировать свое соответствие минимальным критериям, предъявляемым операторами отрасли. Заказчики могут обратиться к системе "Алаш" для поиска поставщиков требуемой продукции и услуг.
В свою очередь, национальная палата прорабатывает вопрос участия в работе, проводимой компанией "Algoritmi Казахстан", в целях создания условий для функционирования базы на принципах открытости, доступности, содействия развитию и привлечению местных компаний.
Кроме того, "Центр мониторинга и экспертизы рынка", - дочерняя организация национальной палаты "Атамекен", - запустила новую интернет-площадку для бизнеса. "Бизнес-реестр" ориентирован на работу в формате "B to B" - буквально, "бизнес для бизнеса". Цель - помогать предпринимателям выстраивать горизонтальные связи, налаживать взаимодействие и сотрудничество.
Бизнес-реестр содержит общие сведения обо всех предпринимателях, действующих в Казахстане, а также максимально широкий перечень товаров, работ, услуг, предлагаемых в Казахстане. Реестр наполняется как из баз данных государственных и квазигосударственных компаний, так и непосредственно самими предпринимателями. Предполагается расширение бизнес-реестра в зависимости от пожеланий предпринимателей. Национальная палата возлагает большие надежды на данный продукт и надеется, что он станет серьезным подспорьем в работе казахстанского бизнеса.
Очевидно, что национальной палатой предпринимателей "Атамекен" прилагаются все необходимые усилия для обеспечения транспарентности процесса закупок, его приведения в цивилизованный вид. Что ж, дорогу осилит идущий…
Алексей Банцикин