О перспективах казахстанского искусства за пределами страны abctv.kz поговорил с организатором первой в Казахстане международной арт-бизнес конференции "Керемет" Жибек Карамановой.
- Жибек, ни для кого не секрет, что казахстанский арт-рынок сейчас находится тени. Что на ваш взгляд надо сделать, чтобы он перешел на "светлую" сторону?
- Купля-продажа предметов искусства в основном происходит в теневом рынке из-за боязни, что при продаже иностранным покупателям работу зарубеж просто могут не выпустить. В связи с этим необходимо пересмотреть определение культурной ценности в Законе "О культуре". Сейчас определение звучит так: культурные ценности - материальные и нематериальные ценности светского и религиозного характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Как известно, вывоз культурных ценностей зарубеж запрещен, а с таким нечетким, хотя бы в отношении даты изготовления работы, определением есть вероятность, что работы даже современных казахстанских художников могут запретить к вывозу, значит и к продаже зарубеж, что и будет мешать развитию казахстанского арт-рынка.
- Говоря об экспорте, какие перспективы у казахстанского искусства на мировом рынке?
- В Казахстане настолько огромная концентрация талантливых людей, что перспектив быть замеченными и признанными на мировом арт-рынке - много. Другое дело, это - работа не одного художника. Художник может быть талантливым, но, если у него нет рядом целой машины партнеров, которые бы создали бренд или маркетинговую стратегию по популяризации работ художника, команды консультантов, работы такого талантливого художника могут так и остаться известными только узкому кругу людей. В Казахстане, к сожалению, я заметила, что многие уже состоявшиеся художники, а иногда и молодые, не могут в силу некой гордыни, самолюбия или не всегда оправданных амбиций обратиться к другим за помощью, как грамотно построить продвигать свои работы зарубежом, либо просто не понимают рыночных основ сотрудничества - делиться солидной частью дохода с партнером или так называемым продюсером. Но это необходимо, это нормальная практика во всем мире.
- Какие шаги для этого должно сделать государство? Галеристы? Художники? Что для этого необходимо изменить в законодательстве?
- Прежде всего, я считаю, необходимо пересмотреть Закон "О Культуре", Концепцию культурной политики, разработать Закон о меценатстве, и внести новые положения в законв части оценки стоимости работ именно искусства. Другой помощи ждать не нужно. Да, у государства есть деньги на реализацию творческих проектов, однако, это будет разовой помощью. Проекты на государственные деньги будут разово реализованы, а для системности развития нужен системный подход и сплоченность частных инициатив. Поэтому здесь необходима синергия художника и галереи или художника и профессиональных арт менеджеров, способных одновременно смотивировать художника и продать его работы.
- О необходимости пересмотра законодательной базы сейчас говорят практически все арт-менеджеры. Скажите, на данный момент в Казахстане есть правовое поле, в рамках которого решались бы вопросы, связанные с арт-рынком?
- Да, конечно. Объекты арт-рынка, картины, скульптуры, антиквариат, это предметы, регулирование которых подпадает под гражданско-правовое регулирование. Несмотря на специфику, картины, например, это в первую очередь, предметы торгового оборота, как и мебель, машины, квартиры или ювелирные изделия. Поэтому нельзя говорить, что арт-рынок в Казахстане абсолютно стихиен и нерегулируем.
- Не так давно в Алматы прошла Международная арт бизнес конференция КЕРЕМЕТ. Это было первое настолько масштабное событие в казахстанском арт-пространстве. Подводя итоги прошедшей конференции, что можно сказать по ее результатам?
- На мой взгляд и по мнению ее участников, конференция прошла очень успешно. В Конференции приняло участие более 150 делегатов из 11 стран, многие из которых приехали в Казахстан впервые. Образовался диалог между казахстанскими участниками и экспертами из других стран. Диалог, а иногда бурное и где-то эмоциональное обсуждение различных вопросов между галеристами, художниками и музеями, бизнесменами и государством. Во-первых, важность рассматриваемых вопросов как кредитование под залог объектов искусства или страхование арт объектов привлекли внимание определенных компаний в лице коллекционеров, которые уже обратились за услугами к спикерам, представляющим соответствующие сегменты услуг. Во-вторых, конференция четко показала, в чем конкретно казахстанский арт-рынок уступает другим странам, и необходимые способы, методы и инструменты для каждого из участников арт-рынка в достижении своих целей. Для международных экспертов, которые впервые приехали в Казахстан, Конференция была шансом оценить привлекательность казахстанских объектов искусства в качестве актива, а для художников – возможностью показать свои работы известным арт кураторам и экспертам. Помимо того, что Конференция образовала площадку для обсуждения и взаимодействия, некоторые делегаты конференции назвали мероприятие просто целым образовательным курсом, который смог многим делегатам за один день расширить понимание мирового арт-рынка, учитывая уровень предоставляемой информации и компетенцию всех спикеров.
- Как вы думаете, изменят ли подобные мероприятия что-то для казахстанского арт-рынка?
- Конференция как площадка взаимодействия, сотрудничества и диалога - это лишь инструмент привлечения внимания к вопросам и проблемам. Решение этих проблем зависит только от самих участников арт рынка. Вопросы не решаются просто так. Нужно действовать, предлагать, и зачастую самим реализовывать свои предложения по решению. Так, например, в данный момент KEREMET Holding по результатам Конференции разрабатывает поправки в законодательство по вопросам культуры и меценатства, которые мы в ближайшее время планируем отправить на рассмотрение соответствующим государственным органам. Без дополненной законодательной основы очень многие инструменты, которые бы помогли развить казахстанский арт-рынок, не приживутся в нашей стране.
Элла Лисс