Впервые глава недавно восстановленного в Казахстане министерства информации и коммуникаций Даурен Абаев появился на парламентской трибуне. На "правительственном часе" министр рассказал депутатам, как, по видению его ведомства, казахстанские СМИ будут повышать свою конкурентоспособность.
Министр твердо убежден - чтобы быть конкурентоспособными и завоевывать аудиторию, отечественным СМИ, необходимо изменить контент. Проще говоря, стать интересными. Кстати, именно с неинтересностью он связывает снижающуюся популярность печатных изданий и надеется, что ситуация изменится к лучшему.
"По газетам, у нас видение очень простое, мы понимаем, что издания, наверное, такими темпами, как раньше, тираж наращивать не будут, скорее всего. Это естественный процесс, поэтому мы ставим перед нашими изданиями очень простую задачу – это повышение аналитической составляющей, обратить внимание на регионы, вести журналистские расследования. Как только эта система будет налажена, появятся интересные материалы, аудитория сама придет к этим газетам. Тут все очень просто, и, наверное, со временем... оно и сейчас уже приобретает какой-то оттенок элитарности, но со временем он еще больше примет элитарность. Я надеюсь, читать газету станет хорошим трендом, показателем того, что люди являются вдумчивыми. То есть социальный статус будет повышаться у людей, которые будут читать газеты. И к этому надо стремиться, чтобы наши люди шли".
Депутаты, впрочем, напомнили министру, что идти людям некуда - киоски, распространяющие печатную продукцию, в Казахстане стремительно сокращаются, а значит, и купить газету людям попросту негде. Вице-спикер мажилиса Гульмира Исимбаева даже посетовала: мол, сами депутатам, когда им нужны государственные газеты "Казахстанская правда" и "Егемен Казахстан", вынуждены ехать в редакцию и там покупать номера, поскольку в киоске их попросту нет. Господин Абаев объяснил: газеты и сами не стремятся отдавать свои тиражи на продажу в киоски - потому что невыгодно.
"К сожалению, тут вопрос стоит таким образом, что в случае непродажи этих газет в киоске, киоски выставляют штрафные санкции газете. Тут такой очень деликатный вопрос. Если не продан хоть один экземпляр "Казправды", "Казправда" обязана заплатить штрафные санкции за распространение. Такой, очень сложный механизм, и газеты сами уже где-то боятся, а вдруг не продадут, тогда придется платить штрафные санкции. Штрафные санкции - это дополнительные расходы. Поэтому этот механизм мы знаем и над этим механизмом мы работаем", - заявил он.
Киоскам тоже не выгодна реализация только печатных изданий. В ответ на замечания депутатов о том, что в европейских странах газетные киоски датируются государством, Даурен Абаев также сослался на зарубежный опыт - но с другой точки зрения.
"В той же Франции газеты продаются только в специальных киосках, там, где разрешено продавать только табак, или продают только проездные билеты. То есть, человека вынуждают в той или иной степени приходить в эти киоски. Он приходит и покупает газеты, и покупает разные вещи. (...) То есть здесь экономическая стимуляция идет, когда киоск выгодно держать, потому что он продает очень высоколиквидный продукт, допустим, проездные билеты, плюс - продают газеты. Поэтому мы этим вопросом занимаемся, и в ближайшее время, наверное, придем к вам с определенными изменениями в законодательство, чтобы поддержать продажу газет на должном уровне. Но еще раз повторю, нужно, чтобы газеты искали люди, а для того чтобы они искали, они должны быть интересными. То есть, экономический стимул мы конечно сделаем, но в то же время надо, чтобы, должна быть такая интересная аналитика, чтобы все, прочитав газеты, сказали: "О, это действительно так", - заявил он.
Над содержательной составляющей контента государственных СМИ, по словам министра, работа идет полным ходом, и уже разработаны "проекты по модернизации и систематизации национального информационного пространства". Работа ведется и по созданию новых программ, и кадровой подготовке, и даже по языку. Министр заверил, что "на основных каналах" в лице "Хабара" и "Казахстана" будет "образцовый язык".
По данным МИК, в Казахстане зарегистрировано 3014 СМИ, из которых 84% составляют печатные СМИ, 9% электронные СМИ, 7% информационные агентства.
Ирина Севостьянова