"Кадры птицефабрик стареют"

5028

Американская компания Alltech запускает в Казахстане лопастную технологию подготовки кормов.

"Кадры птицефабрик стареют"

В среду, 14 марта, в Астане стартовала XIII Международная специализированная сельскохозяйственная выставка AGRITEK/FARMTEK Astana 2018. О текущей ситуации в сельском хозяйстве, а также перспективах американской компании Alltech на рынке Казахстана abctv.kz расспросил главу казахстанского представительства компании Азиза Смагулова.

– Азиз, для начала какие проблемы в сельском хозяйстве Казахстана Вы сейчас видите?

– Большая проблема – это нехватка квалифицированных кадров. Думаю, в первую очередь потому что, наверное, для молодежи это не очень привлекательный сектор экономики. Происходит отток молодежи, маленькие зарплаты. Из-за этого мы наблюдаем такой процесс, как старение кадров. На всех практически птицефабриках мы видим, что очень большой возраст у специалистов, и нужно что-то на государственном уровне менять, проводить какие-то реформы. Я сам выпускник программы "Болашак", и мне видится сектор сельского хозяйства очень привлекательным, здесь можно очень хорошо развиваться.

– В Америке, говорят, у фермеров средний возраст 60 лет. Здесь на птицефабриках совсем нет молодых специалистов?

– Есть, но не столько, сколько хотелось бы. Мы даже по мере роста компании локально здесь, в Казахстане пытались искать специалистов, которых мы бы взяли к себе, очень трудно найти молодого специалиста с опытом работы по кормлению или ветврача. У нас на многих фабриках, в том числе на Усть-Каменогорской птицефабрике, очень много специалистов из Украины, России, потому что своих нет. Очень мало из молодежи, кто по своему желанию идет учиться на эти специальности и потом остаются работать по этой специальности.

– У KazBEEF, по-моему, были проблемы с ветеринарами, они нанимали из Беларуси специалистов?

– Да, у них тоже проблемы. Это все завязано под определенный населенный пункт, если это рядом с каким-то селом Мамай в Акмолинской области, то у них нет больше ресурсов. Если человека они увольняют, то новый не приедет из города работать, ограниченные ресурсы.

– Свиноводство сейчас развивается в Актюбинской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. Но это мало показывают, потому что считается, что это не совсем чисто.

– Один из наших клиентов – это очень хорошая компания – "Парижская коммуна" из Актобе. Я неоднократно ездил к ним на ферму, у них очень высококлассное производство, все очень чисто, мне очень понравилось. Они выдают довольно неплохие показатели – экспортируют мясо в Россию и на местный рынок.

– По каким направлениям сельского хозяйства работает ваша компания?

– Наша компания в Казахстане работает именно в кормлении животных. Мы предоставляем кормовые добавки для крупного рогатого скота, птицефабрик, а также свиноводства. Помимо этого, в 2016 году глобальная компания Alltech приобрела компанию Keenan – это ирландский производитель кормораздатчиков для КРС-хозяйств. В них используется новая технология, вообще не похожая на существующие. В мире на данный момент две основные технологии – с вертикальным шнеком и с горизонтальным шнеком перемешивания кормов. А у нас абсолютно новая технология – она лопастная. Есть своя запатентованная технология MechFiber, то есть мы нарезаем волокна определенного размера, идеального для переваривания в рубце животного. Мы это не голословно утверждаем, у нас компания научная, и все наши продукты поддержаны исследованиями и патентами.

– Такая технология уже внедряется в Казахстане?

– Нет, пока в Казахстане ее нет. Мы законтрактовались с некоторыми хозяйствами, вот ожидаем первые поставки Keenan, так как мы относительно недавно начали работать в этом направлении. Основная наша деятельность – это кормовые добавки. Мы работаем с крупнейшими птицефабриками Казахстана, потому что наши птицеводы более технологичны, чем, допустим, КРС-хозяйства, ведь птицеводство – это такая индустрия, где все очень быстро меняется. Генетика птицы меняется, нужно вовремя реагировать производителям, и это все отражается на конечном продукте – на мясе и на яйце.

– В отчетности Усть-Каменогорской птицефабрики за 2016 год говорится, что килограмм бройлера в среднем стоит 500 тенге. Как ваши корма могут удешевить продукцию птицефабрик?

– Мы производим не корма, а кормовые добавки. Компания Alltech вообще знаменита тем, что мы производим лучшие абсорбенты микотоксинов. Что такое микотоксины? Это вещества, которые образуются на полях, это от плесени и грибковых образований. Есть микотоксины, которые образуются при хранении по причине неточного температурного режима, влажности. Там появляется плесень и продуцируются микотоксины. Любой стресс, если растение получает, допустим, засуха, из-за этого тоже могут образовываться микотоксины.

Проблема в том, что мы не можем глазом определить наличие микотоксинов. Даже если плесени нет, там могут быть микотоксины. Плюс растения научились защищаться – они покрывают микотоксины глюкозой и скрывают их, обычные лаборатории не могут определить, есть ли внутри них микотоксины или нет. При попадании в организм животного сахар расщепляется, а птица очень нежная и очень сильно реагирует на микотоксины – это падение продуктивности, иммунитета, поражение внутренних органов, желудочно-кишечного тракта, падеж птицы.

Вообще, микотоксины всегда есть. Бывает, иногда чище сырье приходит, бывает, иногда нет, но они всегда там есть, нужно постоянно от них защищаться. Еще одна проблема микотоксинов – что даже если в кормах они присутствуют в небольших количествах, в предельно допустимой концентрации, но несколько, то в синергии они дают еще больше проблем.

Что мы делаем для наших фермеров сейчас? Моя задача, как главы представительства Alltech в Казахстане, – обеспечить нашего фермера казахстанского теми же технологиями, что обладают американские и европейские фермеры. У нас есть суперсовременная лаборатория в Ирландии, США, которая может определить свыше 41 микотоксина. Вообще, известно около 500 и более микотоксинов, но ни одна лаборатория в мире не может вам дать больше, чем наша лаборатория. Мы даем раскладку по основным 41 микотоксину и говорим, что делать с этим, как защищаться, что нужно предпринимать. Такой тест стоит 250 долларов, но для наших фермеров мы предоставляем эту услугу абсолютно бесплатно.

– То есть вы можете нейтрализовать эти микотоксины у птиц?

– У нас есть продукт, который мы кладем в корм, и даже если там присутствуют микотоксины, то, попадая в организм птицы, мы в течение 10 минут обезвреживаем их влияние без вреда для птицы.

– Это больше по яичным или мясным птицефабрикам?

– Без разницы. Это и птицы, и коровы, и свиньи, и лошади, в целом домашние животные, даже аквакультура. Наша компания приобрела голландскую компанию Coppens, которая производит корма именно для рыб, так что мы этим тоже занимаемся.

– У нас в Караганде и Усть-Каменогорске есть рыбные заводы, вы с ними работаете?

– На сегодняшний день мы начинаем работу в этом направлении, потому что, до того как Alltech выкупила Coppens, эта компания уже была представлена на рынке Казахстана через дистрибьютора, который не так активно ведет свою работу, так как для него это больше дополнительный продукт. Но у нас аквакультура, рыбное хозяйство не так сильно еще развито, однако потихонечку развивается. Нам интереснее масштабные производства – птицеводство и КРС.

– С какими отечественными птицефабриками вы сотрудничаете?

– Мы работаем с крупнейшими: "Алель-Агро", Усть-Каменогорской птицефабрикой, птицефабрикой "Алсад", "Шымкент Кус", "Когер ЛТД". По мясу, откорму КРС мы работаем с KazBEEF. У нас есть большие планы на этот год, будем увеличивать работу с нашими, казахстанскими фермерами.

– Мясными фермерами?

– Молочными тоже. Мы работаем с компанией "Айс", начинаем работу с "Родиной", ведем переговоры с "Зенченко".

Я работаю на Alltech в Казахстане с 2015 года, мы больше концентрировались на птице, но с прошлого года мы привлекли нового дистрибьютора именно по направлению КРС, и оно развивается с того времени.

– Вы можете работать со средними фермерами?

– Без проблем. Мы можем работать и с мелкими, но Alltech – это немножко компания премиум-сегмента ценового, если так можно сказать. У нас также есть продукты на удешевление – ферменты, которые при добавлении в корм будут удешевлять его стоимость в целом. Большинство компаний используют неорганические микроэлементы, которые очень трудно усваиваются животным.

Поэтому нам приходится в больших объемах класть микроэлементы, и они будут где-то на 80-90% просто проходить через организм, осваиваться будет только 10-20%. У нас же вся технология основана на ферментации дрожжей, например, тот же абсорбент микотоксинов состоит из внутренней стенки клетки дрожжей.

Да, они по цене будут дороже, чем неорганика, но, используя органические микроэлементы, можно добиваться очень хороших показателей. И птица, и животные – они очень хорошо это усваивают, потому что наши микроэлементы защищены аминокислотами с помощью коротких пептидов.

– В целом наши крупные молочные и мясные хозяйства, птицефабрики, свиноводы готовы применять технологии, которые вы предлагаете?

– В основном мы делали акцент на крупные птицефабрики, которые уже дошли до того момента, когда они должны увеличивать свое производство и производительность птиц. У них есть свой опыт и подручные средства, но с помощью глубоких технологий, которые мы предлагаем на основе научных исследований, мы можем добиться еще большего. Компании, которые беспокоятся о своих показателях, да, несмотря даже на наш ценовой диапазон, они знают нашу продукцию, с нами работают.

– Мы больше сейчас говорим о проблемах в животноводстве. Какие видите проблемы в растениеводстве?

– На сегодняшний день в Казахстане проблема с удобрениями. В Казахстане очень мало используются удобрения. Согласно основам агрономии, урожай собирает питательные элементы из почвы, которая нуждается в восстановлении. Частично это можно компенсировать нетоварным сырьем, которое остается на поле. Но, чтобы в полной мере возместить дефицит питательных элементов, нужно использовать минеральные удобрения. На сегодняшний день в стране используют до 4 кг на гектар, в то время как в России этот показатель равен 38 кг на гектар, в Голландии – 750 кг на гектар. У нас по нормативу 48 кг на гектар только на 6% земли используется, а в среднем – 3-4 кг на гектар.

– У вас органические удобрения?

– У нас органические удобрения разные: для почвы, корневой системы. Есть органические микроэлементы, которые мы сверху орошаем, уже на листе. Наши удобрения нацелены на корнеплоды, овощи, фрукты, зерновые, кукурузу, для всех культур.

– Какие-то ориентиры можете дать по объему продаж по удобрениям?

– Я не могу сказать по удобрениям вообще ничего, потому что мы только в процессе регистрации. По кормам, добавкам в России я могу сказать, что мы лидеры среди компаний, которые их продают. Там мы продали в прошлом году на 30 миллионов долларов.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться