Ближайшей датой запуска цементного завода в Рудном называют лето 2017 года. Как отмечает директор ТОО "Рудненский цементный завод" Николай Ведерников, это событие может произойти и раньше, если найдут средства. Главный кредитор компании АО "Сбербанк" отказал в выделении дополнительного финансирования. Сегодня по словам Ведерникова средства ищут, где, директор не уточнил. Однако в акимате Рудного в качестве потенциального кредитора называют АО "Евразийский банк".
Проблема с нехваткой средств, по признанию специалистов ТОО "Рудненский цементный завод", возникла в том числе из-за того, что проект, который изначально был предложен разработчиками, пересчитали. В итоге стоимость, выведенная специалистами этого ТОО, была уменьшена с первоначальных 16,4 млрд тенге до 13,6 млрд тенге. Именно эта сумма была указана в кредитном договоре, который предприятие заключило с банком. Позже проект подорожал до 14,7 млрд тенге. Но, по словам финансового директора ТОО "Рудненский цементный завод" Ларисы Савиной, в текущем году пришлось провести актуализацию проекта из-за роста цен. Сегодня озвучивается сумма нехватки средств — порядка двух млрд тенге.
Проблема нехватки средств на завершение проекта была поднята в последний раз в сентябре 2016 года. Именно тогда уже стало ясно, что если Сбербанк денег не выделит, то пуск производства придется отложить. Потому на встречу акима Костанайской области Архимеда Мухамбетова с инициатором проекта Мухамеджаном Турдахуновым (экс-президент АО "Соколовско-Сарбайское горнообогатительное производственное объединение" - прим. авт.) приехал и директор департамента среднего бизнеса АО "Сбербанк" Павел Кулагин. По информации, которую он предоставил оказалось, что кредитор выполнил все свои обязательства по выделению средств, предусмотренных договором. И на просьбы о выделении недостающей суммы в размере 2,1 млрд тенге рудничане получили от Сбербанка категоричный отказ. "Лимиты по финансированию исчерпаны", - отметил Кулагин.
Еще одной серьезной проблемой, связанной с завершением проекта в ТОО "Рудненский цементный завод" называют отсутствие внеплощадочных железнодорожных путей. Их так и не построили, хотя изначально данный вид работ был предусмотрен. Причем расходы в этом случае должен был понесли республиканский бюджет, а не ТОО.
Как рассказывал Николай Ведерников летом 2014-го, необходимо было выделение дополнительных 646 млн тенге на подведение внеплощадочных железнодорожных путей. Дело в том, что в смете на проведение этого вида работ были допущены ошибки. По факту рыночная стоимость рельсов оказалась в три раза выше предусмотренной расчетами. Однако в комитете по строительству быстро получить одобрение на увеличение сметы не получилось.
Что же касается внеплощадочных железнодорожных путей, то в Костанайском областном акимате отмечают, что принципиальное решение по этому вопросу уже принято. Как пояснил заместитель акима области Сергей Карплюк, если бы проект завершали в этом году, то и необходимые на сегодня порядка 500 млн тенге рудничане бы получили сейчас. Теперь, скорее всего, средства будут выделены уже в 2017 году.
В итоге в конце года в акимате Рудного рапортуют: "Общая стоимость проекта 14,8 млрд тенге. На первое ноября освоено 14,7 млрд. тенге. Строительно-монтажные работы выполнены на 96%, монтаж оборудования – на 90%".
Это, не считая тех двух млрд тенге, которых не хватает. В этой сумме, по словам Мухамеджана Турдахунова есть и те деньги, которые предприятие уже должно за выполненный объем работ.
В акимате Костанайской области признают, что этот проект с каждым годом теряет свою актуальность. В республике уже введен в эксплуатацию ряд аналогичных производств. Поэтому считают, что чем позже рудничане выйдут на рынок, тем сложнее им будет конкурировать.
Татьяна Шестакова