Некогда учительница математики, а ныне крупный байер, попавшая в 2015 году в список "500 самых влиятельных людей, формирующих индустрию моды", сформированный авторитетным интернет-изданием Business of Fashion. Сотрудничая с известными модными домами, она продолжает привносить свежий взгляд в fashion-индустрию Казахстана.
О том, каким она видит казахстанский мир моды, о жизненных принципах, которые помогают ей в ведении бизнеса, она рассказала в интервью нашей редакции.
- Лилия Робертовна, сегодня о вас много говорят как о самом крупном байере Казахстана. Но ведь когда-то вы заканчивали педагогический институт по специальности физик-математик, даже какое-то время проработали учителем математики. И вдруг такой поворот. Как получилось, что вы попали в fashion-бизнес?
- В моду я попала не случайно. Любовь к ней с детства привила мне мама, несмотря на то, что имела всего лишь два класса образования. Она все шила и вязала самостоятельно, всегда старалась одеть нас с сестрой как-то по-особенному, так, чтобы мы выделялись из толпы. Некоторые вещи она украшала огромными пуговицами, что смотрелось весьма необычно, на некоторых делала яркие аппликации. В деревне мало кто тогда задумывался о моде, однако помню, как мы с сестрой в одно время щеголяли в кипельно-белых шубах, которые мама сшила своими руками.
Наверное, эта ее любовь к ручной работе и стремление создать что-то яркое повлияли на мое мировоззрение и породили во мне индивидуальность. Так что крутого поворота, как такового, не было: мода всегда была частью моей жизни, хотя осознала я это позднее.
- Ваша байерская карьера, судя по некоторым источникам, начиналась в далеком 1988 году. Где и как? Какой тогда была fashion-индустрия, насколько легко тогда было попасть в этот бизнес и раскрутиться в нем?
- Совсем нелегко. Начиналось все с Москвы: оттуда я начала завозить первые коллекции. Мне хотелось, чтобы все самое передовое, модное и эксклюзивное, что на тот момент там было, появлялось и у нас. Байерская карьера началась с небольшого города Талдыкорган. Постепенно появились клиенты из Алматы, которые на выходные приезжали в мой небольшой бутик, чтобы подобрать для себя эксклюзивные наряды.Честно сказать, на тот момент, я ничего не знала о профессии байера, но так как мне приходилось делать отборку вещей, я, по сути, им уже тогда являлась.
На сегодняшний день я горжусь тем, что освоила эту профессию. И если оценка моего скромного труда уже заслуживает внимания и таких эпитетов, как "лучший" или "крупный" байер Казахстана, значит, мои усилия были не напрасными. Мне важно, чтобы люди, которых я одеваю, становились особенными – самыми модными, стильными, элегантными и красивыми. На это и заточена моя работа как байера.
"Байер – это художник, а не челночник!"
- Многие считают, что байеры – это бывшие челночники. Можете здесь что-то возразить?
- Абсолютно не согласна! Байер-стилист – это в первую очередь художник, который пишет картину. Образно говоря, мольбертом в данном случае является человек, а кистями и красками – инструменты, которыми байер способен его украсить. Вот мы сейчас с вами находимся не просто в бутике – для меня это своего рода храм моды. Здесь множество модных винтажных вещей, актуальность которых не теряется по прошествии сезона. Поэтому, я считаю, нельзя сравнивать байеров с челночниками, ведь если цель последних заключается в получении прибыли от перепродажи товара, то для меня, как для байера, это не только бизнес, это творческий процесс, в котором каждой вещи я отдаюсь душой.
- Если не ошибаюсь, на рынке Казахстана вы работаете с 1996 года. Почему не за рубежом или не в России, ведь в те годы многие стремились за кордон. Почему остались на этом рынке? Была ли возможность уехать?
- Наверное, потому что я люблю свою родину. В душе я так и осталась заядлым октябренком, пионером и комсомольцем. И, открывая двери своих шоу-румов, я говорила всем, что из Казахстана. Я стремилась показать миру, что люди из нашей страны способны на многое в fashion-индустрии и не только.
Да, в период, когда я начинала, многие уезжали из страны, и у меня была такая возможность. Но я очень преданный своей родине человек, и мне хотелось, чтобы люди, живущие именно на этой земле, были модными и стильными.
- Байер для Казахстана – явление новое. Сегодня практически каждый второй в этом бизнесе называет себя таковым. Что подразумевает под собой эта профессия, что нужно для того, чтобы стать байером? Какими качествами должен обладать человек этой профессии?
- Сегодня каждый второй называет себя дизайнером, а каждый третий – байером. На самом деле, это очень обидно. Быть байером – это большая ответственность. Человек этой профессии должен вмещать в себя навыки других профессий. Как учитель, он передает мысли людей, создающих моду, другим людям. Как психолог – ему необходимо понять человека, который перед ним, и дать ему то, что он хочет. Как медик, он в какой-то степени излечивает человека, даря ему новый образ. Ведь если человек находится в гармонии со своим образом, это помогает ему обрести душевный комфорт.
Только лет семь назад я смогла сказать: "Да, я байер!" До этого я не могла себя назвать таковым, так как не считала, что до конца освоила эту профессию. Наверное, постичь ее мне помогло то, что я по специальности учитель, и то, что я самостоятельно изучала азы психологии. Ну и, безусловно, стать байером мне помогла безграничная любовь к людям и моде. И, как бы пафосно это ни звучало, я уверена, что только тот человек, который ратует всей душой за людей, может привезти те вещи, каждая из которых будет по-своему уникальна. Взглянув на мои коллекции, вы поймете, что для меня это не просто бизнес. Неслучайно многие называют меня коллекционером, наверное, так оно и есть. Но я это делаю для людей: хочу донести до них красоту в каждой детали.
На сегодняшний день пока нет каких-то памяток или учебных пособий, чтобы постичь эту профессию. Просто, наверное, нужно наблюдать за тем, как работают крупные байеры, и учиться у них. По крайней мере, для меня весь процесс обучения был ко всему прочему истинным наслаждением.
- Нужен ли стартовый капитал, чтобы стать байером?
- Нет, нужны только познания. Если у вас есть талант и стремление развиваться, Вселенная вам ответит, и найдутся люди, которые будут платить вам за эту работу и помогут отдать ваши познания людям.
Помогли узы дружбы и команда
- В одном интервью вы говорили, что вы росли без отца, и мама никогда с вами не сюсюкалась, она была женщиной сильной и вас воспитывала также. О каких качествах идет речь? Насколько они помогли вам в жизни, в карьере?
- В первую очередь это работоспособность. Моя мама была очень такой, и я очень благодарна ей за то, что она приучила меня к этому. Она научила меня делать все: я не боюсь никакой работы и стараюсь в день успеть сделать как можно больше дел. И мне это нравится, я получаю удовольствие от этого. Возможно, это многих раздражает, но мне комфортно жить в таком ритме.
Мама умела придавать особенность любой детали и приучила к этому меня. Она всегда делала то, что отличало меня от других, но это было не с целью выделиться, а происходило как-то неосознанно. Просто, чтобы было красиво.
- Вы говорили, что после развала Советского Союза помогли вам выжить дружба и помощь людей этой профессии друг другу. На самом деле раньше было так, люди не чувствовали друг в друге конкурентов? Как обстоит ситуация сейчас?
- Когда я переехала в Алматы в 1996 году, это был "семейный" город: было ощущение, что ты находишься в одной большой семье. Поначалу, конечно, был страх, но когда я поняла, что алматинцы приняли меня, распахнулись крылья за спиной. Мы все поддерживали друг друга, в то время каждый из нас строил свой бизнес. А как иначе я бы могла стать байером, если бы в меня не верили близкие по духу люди?
Сегодня люди стали более жесткими. С этим ничего не поделать: мир меняется, и это касается каждого из нас.
- На сегодняшний день у вас под управлением 10 модных магазинов, из них 7 монобутиков, в которых представлены самые модные бренды мира. Скажите, насколько тяжело управлять такой крупной сетью?
- Я не управляю, все в руках команды: людей, которые научились управлять. В моде существует особая система работы, и отработать ее достаточно сложно. В каждом регионе она своя. Некоторые правила приходится адаптировать под казахстанские реалии. Всю эту работу проделала наша команда. Не зря же говорят – один в поле не воин.
Без риска нет развития!
- Как вам удается завозить сюда те бренды, которые даже не рассматривали рынок Казахстана? Где вы ищете свои коллекции? Брендовые вещи ведь стоят недешево. Как часто вам удается продать свежую коллекцию?
- Как я уже говорила, байер – это учитель, и я отчетливо понимаю свое предназначение – привносить в жизнь людей что-то новое. И, несмотря на то, что не всегда удается заработать на некоторых брендах, я продолжаю путь проб и ошибок. Ведь без риска становится скучно, и нет развития. Невозможно из года в год возить одни и те же брючки и блузки, и преуспевать при этом. Чтобы быть успешным в бизнесе, нужно, как и на войне, иногда отступать, уметь терять и признавать свои ошибки, и тогда можно рассчитывать на успех в дальнейшем. Доходность, я считаю, напрямую зависит от таланта стилиста, продавца и шопера.
- Кто ваши клиенты - люди преуспевающие, или среди них есть и простые казахстанцы?
- Говоря о бренде, мне хочется отметить, что любой бренд в мире моды имеет разный статус, соответственно, брендовая вещь не всегда стоит баснословных денег. Поэтому каждый человек имеет возможность создать собственный образ без особых затрат, а может и потратить внушительную сумму на какой-то элемент одежды. Все зависит от ваших возможностей. Наши клиенты - это люди, которые хотят быть стильными, используя моду, независимо от материального положения.
Изначально, когда я пришла в мир моды, не стала разделять вещи новых коллекций и коллекций прошлых сезонов. Мода – это целая жизнь, а из жизни невозможно вычеркнуть то, что было 10 лет назад. То, что вам дорого, остается с вами навсегда. Любая кофточка из коллекций прошлых сезонов имеет право быть в вашем гардеробе. Для меня в моде нет прошлого, но, к сожалению, не все казахстанцы осознают, что некоторые вещи не теряют своей актуальности, позволяя сформировать индивидуальный стиль. Но я уверена, в дальнейшем ситуация поменяется.
- Что вы можете сказать о казахстанской fashion-индустрии в сравнении с зарубежьем? С какими казахстанскими дизайнерами работаете?
- В каждой стране свой культурный код, соответственно, и моду воспринимают по-разному. В Казахстане, к примеру, людям больше нравится шик, здесь больше приверженцев классики. В США больше ценят удобство и комфорт. В России же предпочитают более яркие, вызывающие наряды. Исходя из этого дизайнеры и байеры строят свою работу.
Из казахстанских дизайнеров на сегодняшний день я сотрудничаю с Алексеем Чженом и Айгуль Куандыковой.
- Как был устроен бизнес-механизм тогда и сегодня? Насколько мир высокой моды изменился за эти годы?
- Бизнес того времени можно охарактеризовать как хаос. Каждый строил его так, как понимал. Сегодня многие компании пытаются перенять существующую систему работы мировых компаний. Но можно создать собственную систему и внедрить ее в современные реалии. Мне подошел второй подход.
В fashion-индустрии Казахстана в последнее время появилось много дизайнеров. Но для дизайнера важно не просто уметь что-то повторить, необходимо иметь свой почерк. К сожалению, сегодня большинство казахстанских дизайнеров его не обрели. Конечно, есть исключения, и это уже радует.
- В 2015 году вы попали в список интернет-издания Business of Fashion "500 самых влиятельных людей, формирующих индустрию моды". Как изменилась жизнь после этого?
- Изменений как таковых не произошло. Конечно, я была приятно удивлена и очень благодарна за то, что мои старания заслужили подобной оценки. Я продолжила жить, работать и получать удовольствие от того, чем я занимаюсь. Как бы вас ни назвали, нужно оставаться человеком и быть правильным и достойным учителем. Ведь каждый человек – по-своему учитель: мы преподаем друг другу жизненные уроки в течение всей жизни. И даже если вы не достигли высот, но живете честно и порядочно, тоже можете стать учителем для кого-то.
Пресса должна активно поддерживать моду
- С какими модными домами сегодня вы водите дружбу?
- За 19 с половиной лет мы успели поработать с более чем 400 брендами. Многие из них стали моими учителями, и я им очень благодарна. Я преклоняюсь перед байерами Maxfield, Colette, Antonio.
Кроме того, я любила и продолжаю вдохновляться творениями Джанфранко Ферре – для меня он был и остался вечно модным дизайнером и человеком с большой буквы. Меня вдохновляют работы Джона Гальяно и для меня остается безупречным то, что сделал Ив Сен-Лоран.
С какими-то модными домами мы сотрудничаем до сих пор, с кем-то больше не работаем. Но мы всегда открыты для сотрудничества с новыми брендами. Время не стоит на месте, появление новых дизайнеров рождает здоровую конкуренцию и способствует формированию хорошего вкуса.
- Были ли какие-то открытия в плане брендов в этом сезоне? К каким новым маркам вы бы посоветовали присмотреться повнимательнее?
- Я открыла для себя грузинские бренды Djaba, Datuna, которые мне очень понравились. Кроме того, мы начали работать с Centre de Plongée en Portofino и Calvin Klein.
- Как вы считаете, оказывают ли социальные медиа влияние на вашу жизнь и на мир моды в целом в Казахстане?
- Хотелось бы больше. Пресса должна активно поддерживать моду, ведь это часть культуры государства. В Казахстане с этим ступор – о нашей моде мало говорят. Нужно во всеуслышание заявлять о появляющихся талантливых дизайнерах и новых казахстанских брендах. Только это способно дать толчок к развитию.
- На ваш взгляд, может ли женщина выглядеть роскошно, не тратя на одежду баснословных денег?
- Как я уже упоминала, мода – это не обязательно дорого. Модно и стильно можно выглядеть даже за небольшой бюджет. Мне в этом плане очень импонируют грузины. Грузия – небогатая страна, и все те невзгоды, что она пережила, – это очень страшно. Но даже во время войны многие байеры оттуда, с которыми я проводила встречи, выглядели очень стильно.
Стиль идет от ума, а не от денег, и я всегда об этом говорила. Я не отрицаю, что, имея финансы, можно оплатить услуги стилиста, который подберет вам подходящий стиль. Однако чтобы его сохранить и отточить, не нужны бюджеты, а нужны в первую очередь мозги. Уметь подобрать нужный элемент гардероба, который будет удачно сочетаться с другой одеждой, поверьте, может не каждый. Кроме того, нельзя забывать, что неотъемлемая составляющая стиля – аккуратность. Порой в образе важнее не то, какие на тебе вещи, а аккуратно ли они сидят и выглажены ли они. А если ты себя не любишь, не ценишь и не работаешь над собой, то и говорить об образе и каком-то стиле не приходится.
Вот, к примеру, моя стрижка позволяет мне быть в гармонии с собой. Поверьте, если бы у меня сейчас были длинные волосы, наверное, я бы не говорила с вами так легко. Я к тому, что каждый должен найти свой образ, который отразит его внутреннее состояние, то, что он чувствует и о чем хочет сказать. И только тогда этого человека можно назвать стильным.
Татьяна Киселёва