/img/tv1.svg
RU KZ
АБР может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана

АБР может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана

Международный финансовый институт собирается выделить до 225 тысяч долларов на техническую помощь для трансформации «КазТрансГаза».

09:05 04 Ноябрь 2019 8231

АБР может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана

Автор:

Данияр Сериков

Азиатский банк развития (АБР) может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана. Об этом говорится в документе по малому техническому содействию, размещенном на сайте международного финансового института. В нем предлагается к реализации инициатива по поддержке трансформации газового сектора Казахстана с бюджетом до 225 тыс. долларов, которые будут предоставлены банком на грантовой основе.

Реформа в газовой отрасли связана с экономическим ростом, что признается правительством страны, указывается в выкладке. В этом году кабмин запросил у АБР техническую поддержку с учетом регионального опыта реформирования газовой отрасли в Узбекистане. Правительство и «КазТрансГаз» («КТГ») относят к числу приоритетных задач выделение активов нацкомпании из «КазМунайГаза» («КМГ»), при этом она останется во владении «Самрук-Казына». В ходе отделения газовому оператору может понадобиться фондирование, чтобы снизить издержки реформ и улучшить его эффективность, говорится в документе.

Сейчас «КазТрансГаз» является наиболее прибыльной и ликвидной «дочкой» среди всех активов «КМГ». Доля вклада «КТГ» в консолидированную прибыль «КМГ» достигает около 35%, где большая часть (85%) генерируется за счет экспорта в КНР и транзита. Чтобы сохранить прибыльность и финансовую устойчивость «КазТрансГаза», необходимо срочно создать ряд стимулов для монетизации газовых активов, поддерживающих экспортный потенциал. В перспективе «КТГ» будет расширять свои объемы экспорта и выполнять социальные обязательства на внутреннем рынке, если существующие и новые запасы будут разрабатываться на коммерческой основе, отмечают в АБР.

Доказанные запасы газа в Казахстане рассчитаны на уровне примерно в 3,3 трлн кубометров, потенциально объем на продажу может превысить 75 млрд кубов ежегодно. Однако его производство зависит от добычи нефти, и цена на него внутри страны низка. В 2018 году было добыто 57 млрд кубометров газа, но почти половина из них была потреблена по нулевой стоимости на нефтяных месторождениях для поддержания добычи через повышение падающего давления в пластах. Три мегапроекта – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган поставляют более 85% всех объемов газа в стране с возможностью их удвоения. В то время как экономический потенциал производства газа может достигать 5% казахстанского ВВП, посчитали в международном финансовом институте.

Однако в стране существует проблема сжигания попутного газа. Согласно оценкам АБР, объемы такой неэкологичной утилизации могут достигать 10% от добычи на устье скважины.  Отметим, что, по официальным данным, за последнее десятилетие сжигание газа на нефтегазовых месторождениях упало в разы. Однако специалисты утверждают, что нефтяники нередко умышленно занижают его объемы.

«В отличие от нефтяной отрасли, нормативная база не поддерживает централизованные измерение и учет для всего производимого, закачанного и использованного на производстве газа со стороны нефтяных компаний и связанных с ними лиц. Вся статистика по производству и сжиганию в основном предоставляется производителями нефти, «КазТрансГаз» не имеет доступа, чтобы подтвердить или оценить правильность газовых объемов. Приоритеты и операционные KPI «КазМунайГаза» основаны на добыче и разведке нефти, в то время как природный газ является побочным продуктом. В итоге производственные показатели «КазТрансГаза» ограничены недостатками разведки и добычи, качеством запасов, планированием поставок и скудными возможностями для привлечения частных инвестиций для повышения прибыльности и использования продвинутых технологий», – констатируется в документации.

По просьбе правительства в сентябре делегация АБР посетила столицу Казахстана и встретилась с Премьер-министром, чтобы обсудить с кабмином вопросы по реформам в энергетике и необходимость диагностики устойчивости газовой отрасли, а также подготовку плана мероприятий в рамках реформы для «КазТрансГаза». Техническая поддержка позволит составить такой план, чтобы помочь правительству выделить «КТГ» и трансформировать газового оператора в отдельное юрлицо с управленческими и экономическими стимулами для самостоятельной деятельности и эффективности, включая реализацию программы капитальных затрат.

Техническое содействие предполагается осуществить в два этапа. На первом будет проведена диагностика устойчивости газовой отрасли, он продлится до декабря этого года, по его итогам будут представлены рекомендации. Вторая стадия помощи, чье завершение намечено на конец марта 2020 года, включает в себя подготовку плана корпоративной реформы на последующие несколько лет, который предполагает юридическую, деловую и финансовую реструктуризацию «КазТрансГаза», указывается в документе.

Ожидается, что для оказания технической поддержки будут наняты международные консультанты по энергетике, газу и корпоративным финансам. Их гонорары и командировочные вкупе могут достигать 180 тыс. долларов, 33 тыс. долларов заложены в бюджете содействия на международные командировки, 2 тыс. долларов выделены на отчеты и коммуникации, 10 тыс. долларов могут быть потрачены на непредвиденные расходы, детализируются в техзадании.

Стоит отметить, что в начале октября Комитет по защите конкуренции Минэкономики провел заседание рабочей группы по проведению анализов состояния конкуренции на ключевых рынках. На встрече выяснилось, что в случае полного дерегулирования газовой отрасли цены на товарный газ могут вырасти в четыре-пять раз, иначе голубое топливо полностью уйдет на экспорт, в частности в Китай. К слову, в конце сентября аналитическое агентство Wood Mackenzie распространило сообщение о том, что у Казахстана есть риски не выполнить свои обязательства перед КНР по поставке туда 10 млрд кубометров газа в год из-за недостатка коммерческих стимулов на внутреннем рынке и закачки значительных газовых объемов в пласт на крупных нефтегазовых проектах.

Кроме того, на октябрьском заседании в Минэкономики рассматривался вопрос об отделении розницы газа от транспортировки. Однако без конкуренции на оптовом уровне свободный рынок в розничном сегменте не заработает, говорил inbusiness.kz президент Центра развития и защиты конкурентной политики Алдаш Айтжанов. Отметим, что ранее в СМИ также обсуждался вопрос о приватизации «КазТрансГаз-Аймак», который контролирует распределительные газовые сети по стране и часто становится объектом внимания Антимонопольного комитета.

Данияр Сериков

Актюбинцы жалуются на дефицит сжиженного газа на заправках

В профильном управлении не драматизируют ситуацию, хотя и не отрицают, что только на 66% АГЗС голубое топливо есть в наличии.

29 Сентябрь 2020 08:00 1658

Фото: zakon.kz

Ситуацию со сжиженным газом в ходе брифинга прокомментировал руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Актюбинской области Айбек Кайыр.

В регионе два производителя сжиженного газа. Это АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ТОО «Казахойл-Актобе». В регионе насчитывается восемь газосетевых организаций, поставляющих топливо, и 180 АГЗС (автогазозаправочная станция). Установлена предельная цена реализации конечному потребителю на сжиженный газ в Актюбинской области – 54 тенге за литр.

«Эта цена установлена с 3 апреля текущего года согласно приказу минэнерго РК. В настоящее время в регионе она варьируется в ценовом коридоре 49-54 тенге за литр. То, что касается дефицита сжиженного газа, о котором говорят жители Актобе. Общая потребность региона составляет 13 тыс. тонн. Мы планировали поставку 10 836 тонн газа, в том числе было утверждено, что 1152 тонны газа будет поставлено из Атырауского НПЗ. Но наши ГСО (газосетевая организация) не закупили атырауский газ, потому что за счет железнодорожных перевозок он обошелся бы дороже потребителям, что могло отразиться на ценовой политике в целом. Согласно заключенным договорам 9836 тонн газа уже закуплено, сейчас завозят 96 тонн газа, данный объем будет распределен по районам области», – рассказал руководитель управления.

На вопрос, есть ли сейчас дефицит автомобильного газа, Айбек Кайыр ответил:

«Дефицита газа нет, но он есть в наличии на 119 АГЗС из 180. То есть на 66% действующих автогазозаправочных станциях. На 22% заправок газ выдается по талонам. Без талона газ можно приобрести на 45% АГЗС. Думаю, жалобы горожан связаны с тем, что они привыкли, что газ есть на всех заправках. На следующий месяц мы планируем поставку 12 082 тонн газа, проблем со сжиженным газом тогда не будет. Я вас заверяю, что проблем со сжиженным газом не будет».

Напомним, что ситуация с нехваткой сжиженного газа, особенно в самом областном центре, методично повторяется каждый год. К примеру, дефицит автомобильного газа наблюдался в Актобе чуть больше года назад, когда в августе два завода-производителя вставали на плановый ремонт: ТОО «Казахойл Актобе» – на 10 дней, с 10 по 20 августа, и АО «СНПС-Актобемунайгаз» – на четыре дня, с 19 по 23 августа.

Семен Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Бесценный газ

Газификация Карагандинской области идет полным ходом, однако стоимость услуги еще не определена министерством экономики.  

31 Август 2020 11:00 5550

Вопрос газификации шахтерско-металлургического края уже который год тревожит умы как руководителей региона, так и потенциальных потребителей. Трубопровод есть, подводящие сети проводят, однако, сколько будут платить владельцы частных домов и предприятия за «голубое удовольствие», еще не известно.

Как сообщили Inbusiness.kz в акимате Карагандинской области, на сегодняшний день заключены договоры с ТОО «Алия-Сервис» и ведется строительство газораспределительных сетей в городах Караганде, Темиртау и Жезказгане.

В областном центре газифицируются 1865 домов (4515 потребителей, объем потребления – 5,5 млн. м3/год). В Темиртау подключают 506 домов (1012 и 1,5 млн м3/год). В другом городе металлургов – Жезказгане – природный газ получат 550 домов (1483 и 1,6 млн м3/год).

В целом по городам Темиртау и Жезказгану строительные работы завершены на 90%. На сегодня важный вопрос – это подготовка домов к пуску газа с установкой приборов учета. Сейчас подготовлены 70 счетчиков для апробации и установки в первых домах.

28 августа на онлайн-совещании с министром экологии Магзумом Мирзагалиевым директор департамента развития газовой промышленности министерства энергетики РК Зияш Киякбаев озвучил следующую информацию:

«АГРС-Темиртау имеет мощность 50 тыс. кубометров в час, что позволит полностью обеспечить газом Темиртау с учетом его перспектив развития. Акиматом полностью подготовлена проектно-сметная документация, а сам процесс газификации разбит на три очереди и восемь пусковых комплексов. Реализация этих трех очередей позволит подключить к газу более 12 700 потребителей.

По первому пусковому комплексу, который предусматривает газификацию 448 домов Соцгорода, строительно-монтажные работы выполнены на 98%. Первая очередь будет профинансирована полностью. В сентябре строительно-монтажные работы будут завершены полностью. Второй пусковой комплекс будет завершен в следующем году, третий – в 2025 году, а вторая и третья очереди будут завершены в 2028 году. Может быть, и пораньше, все будет зависеть от финансирования».

Но архиважный вопрос – это конечная цена на газ для индивидуальных потребителей.

«Газификация, согласно договору, должна завершиться до конца ноября, но вместе с тем уже к 572 домам трасса подведена, – поясняет аким Темиртау Кайрат Бегимов. – Тариф утверждается не нами, а миннацэкономики. По предварительным данным, в Нур-Султане утвержден тариф порядка 45 тенге за куб. У нас пока не утвержден».

Что же касается газификации комбината «АрселорМиттал Темиртау», о которой так много говорят в последнее время, то и здесь не все так однозначно.

На том же совещании Магзум Мирзагалиев обратился к Зияшу Киякбаеву:

«Генеральный директор АМТ Биджу Наир заявил, что из предполагаемого 30-процентного снижения выбросов 22% даст именно газификация производственных процессов. У меня вопрос – сроки. Для нас это крайне критично, потому важно, чтобы «Арселор» как можно скорее перешел на газ».

Но сроки, по словам Зияша Киякбаева, в первую очередь зависят от достижения договоренностей между «АрселорМитттал» и нацоператором «КазТрансГаз»:

«В начале августа техническая группа специалистов была на комбинате, техническая сторона более или менее выработана, тем более АМТ выразил готовность финансировать строительство АГРС и подводящего газопровода. Сейчас вопрос стоит о цене на газ».

Министр настойчиво гнул свою линию:

«У меня вопрос, Зияш Калдыбекович, у меня большая просьба к Вам – подключиться к этому вопросу, это крайне важно. И, пожалуйста, доведите до внимания своего руководителя – министра энергетики господина Ногаева, что это крайне важный вопрос, который темиртаусцев очень сильно беспокоит».

Директор департамента развития газовой промышленности МЭ РК ответил министру экологии, что на 1 сентября запланировано большое совещание с участием АМТ, акимата области и нацоператора «КазТрансГаз» и что этот вопрос на постоянном контроле.

А вот что по поводу газификации АМТ думает экспертное сообщество Карагандинской области:

«Ты не можешь привезти трубу и сразу перевести котлы на газ, – поясняет источник Inbusiness.kz. – Это температурные режимы, это режимы горения. Они могут уголь вместе с газом использовать, это около восьми лет окупаемости. Но для этого нужно выкинуть старые и поставить новые котлы. Пойдут они на это? Нет. Даже на карагандинской ТЭЦ-3 склоняются к тому, чтобы сделать смешанный угольно-газовый котел, уголь в разы дешевле.

Много Миттал наинвестировал в Казахстан в последние годы? Только на бумаге. Так что вопрос с газификацией они затянут. Сначала закажут технико-экономическое обоснование (ТЭО) чисто на газ, оно покажет лет 10-12 окупаемости. Долго. На следующий год закажут ТЭО на газ-уголь. Там окупаемость 8-10 лет. Скажут – дорого. Затем закажут ТЭО на реконструкцию имеющихся котлов, и там тоже будет долго и дорого. Помяни мое слово: они будут играть лет пять. По тому, как Миттал здесь работает, как угробили комбинат, я не верю в великую индийскую компанию, которая сюда будет что-то инвестировать и перейдет на природный газ. Поэтому гораздо проще и в три-четыре раза быстрее – это поставить на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-ПВС электрофильтры, чем ждать, когда они наиграются в газификацию. На это властям и надо давить».

Олег И. Гусев

Подпишитесь на наш канал Telegram!