/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 309,03 Пшеница 465,40
$ 388.7 € 428.7 ₽ 6.08
Погода:
+1Нур-Султан
+7Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 309,03 Пшеница 465,40
АБР может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана

АБР может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана

Международный финансовый институт собирается выделить до 225 тысяч долларов на техническую помощь для трансформации «КазТрансГаза».

04 Ноябрь 2019 09:05 4158

АБР может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана

Азиатский банк развития (АБР) может посодействовать реформе газовой отрасли Казахстана. Об этом говорится в документе по малому техническому содействию, размещенном на сайте международного финансового института. В нем предлагается к реализации инициатива по поддержке трансформации газового сектора Казахстана с бюджетом до 225 тыс. долларов, которые будут предоставлены банком на грантовой основе.

Реформа в газовой отрасли связана с экономическим ростом, что признается правительством страны, указывается в выкладке. В этом году кабмин запросил у АБР техническую поддержку с учетом регионального опыта реформирования газовой отрасли в Узбекистане. Правительство и «КазТрансГаз» («КТГ») относят к числу приоритетных задач выделение активов нацкомпании из «КазМунайГаза» («КМГ»), при этом она останется во владении «Самрук-Казына». В ходе отделения газовому оператору может понадобиться фондирование, чтобы снизить издержки реформ и улучшить его эффективность, говорится в документе.

Сейчас «КазТрансГаз» является наиболее прибыльной и ликвидной «дочкой» среди всех активов «КМГ». Доля вклада «КТГ» в консолидированную прибыль «КМГ» достигает около 35%, где большая часть (85%) генерируется за счет экспорта в КНР и транзита. Чтобы сохранить прибыльность и финансовую устойчивость «КазТрансГаза», необходимо срочно создать ряд стимулов для монетизации газовых активов, поддерживающих экспортный потенциал. В перспективе «КТГ» будет расширять свои объемы экспорта и выполнять социальные обязательства на внутреннем рынке, если существующие и новые запасы будут разрабатываться на коммерческой основе, отмечают в АБР.

Доказанные запасы газа в Казахстане рассчитаны на уровне примерно в 3,3 трлн кубометров, потенциально объем на продажу может превысить 75 млрд кубов ежегодно. Однако его производство зависит от добычи нефти, и цена на него внутри страны низка. В 2018 году было добыто 57 млрд кубометров газа, но почти половина из них была потреблена по нулевой стоимости на нефтяных месторождениях для поддержания добычи через повышение падающего давления в пластах. Три мегапроекта – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган поставляют более 85% всех объемов газа в стране с возможностью их удвоения. В то время как экономический потенциал производства газа может достигать 5% казахстанского ВВП, посчитали в международном финансовом институте.

Однако в стране существует проблема сжигания попутного газа. Согласно оценкам АБР, объемы такой неэкологичной утилизации могут достигать 10% от добычи на устье скважины.  Отметим, что, по официальным данным, за последнее десятилетие сжигание газа на нефтегазовых месторождениях упало в разы. Однако специалисты утверждают, что нефтяники нередко умышленно занижают его объемы.

«В отличие от нефтяной отрасли, нормативная база не поддерживает централизованные измерение и учет для всего производимого, закачанного и использованного на производстве газа со стороны нефтяных компаний и связанных с ними лиц. Вся статистика по производству и сжиганию в основном предоставляется производителями нефти, «КазТрансГаз» не имеет доступа, чтобы подтвердить или оценить правильность газовых объемов. Приоритеты и операционные KPI «КазМунайГаза» основаны на добыче и разведке нефти, в то время как природный газ является побочным продуктом. В итоге производственные показатели «КазТрансГаза» ограничены недостатками разведки и добычи, качеством запасов, планированием поставок и скудными возможностями для привлечения частных инвестиций для повышения прибыльности и использования продвинутых технологий», – констатируется в документации.

По просьбе правительства в сентябре делегация АБР посетила столицу Казахстана и встретилась с Премьер-министром, чтобы обсудить с кабмином вопросы по реформам в энергетике и необходимость диагностики устойчивости газовой отрасли, а также подготовку плана мероприятий в рамках реформы для «КазТрансГаза». Техническая поддержка позволит составить такой план, чтобы помочь правительству выделить «КТГ» и трансформировать газового оператора в отдельное юрлицо с управленческими и экономическими стимулами для самостоятельной деятельности и эффективности, включая реализацию программы капитальных затрат.

Техническое содействие предполагается осуществить в два этапа. На первом будет проведена диагностика устойчивости газовой отрасли, он продлится до декабря этого года, по его итогам будут представлены рекомендации. Вторая стадия помощи, чье завершение намечено на конец марта 2020 года, включает в себя подготовку плана корпоративной реформы на последующие несколько лет, который предполагает юридическую, деловую и финансовую реструктуризацию «КазТрансГаза», указывается в документе.

Ожидается, что для оказания технической поддержки будут наняты международные консультанты по энергетике, газу и корпоративным финансам. Их гонорары и командировочные вкупе могут достигать 180 тыс. долларов, 33 тыс. долларов заложены в бюджете содействия на международные командировки, 2 тыс. долларов выделены на отчеты и коммуникации, 10 тыс. долларов могут быть потрачены на непредвиденные расходы, детализируются в техзадании.

Стоит отметить, что в начале октября Комитет по защите конкуренции Минэкономики провел заседание рабочей группы по проведению анализов состояния конкуренции на ключевых рынках. На встрече выяснилось, что в случае полного дерегулирования газовой отрасли цены на товарный газ могут вырасти в четыре-пять раз, иначе голубое топливо полностью уйдет на экспорт, в частности в Китай. К слову, в конце сентября аналитическое агентство Wood Mackenzie распространило сообщение о том, что у Казахстана есть риски не выполнить свои обязательства перед КНР по поставке туда 10 млрд кубометров газа в год из-за недостатка коммерческих стимулов на внутреннем рынке и закачки значительных газовых объемов в пласт на крупных нефтегазовых проектах.

Кроме того, на октябрьском заседании в Минэкономики рассматривался вопрос об отделении розницы газа от транспортировки. Однако без конкуренции на оптовом уровне свободный рынок в розничном сегменте не заработает, говорил inbusiness.kz президент Центра развития и защиты конкурентной политики Алдаш Айтжанов. Отметим, что ранее в СМИ также обсуждался вопрос о приватизации «КазТрансГаз-Аймак», который контролирует распределительные газовые сети по стране и часто становится объектом внимания Антимонопольного комитета.

Данияр Сериков

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: