Предприниматели считают внедрение новых систем учета дублированием прежних, просят провести их независимый аудит, а также считают, что за годы пандемии вводятся пилотные проекты, давящие на бизнес, передает inbusiness.kz.
"К сожалению, в условиях пандемии департамент государственных доходов взял курс на тотальный контроль и увеличение финансовой нагрузки на микробизнес. За эти неполных два года нам ввели идею снижения порога на НДС, который уводит розничную торговлю в серую зону. Далее – разного рода запреты на выкладку товаров, теперь новый "пилот" – маркировка. И, соответственно, бизнес на сегодняшний день не выдерживает. Поэтому мы вынуждены были писать письма в правительство, неоднократно мы писали в министерство финансов. Во всех регионах мы встречались с комитетом госдоходов, однако понимания и поддержки не нашли", – говорит президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева.
Председатель ассоциации предпринимателей "Вместе мы сила" Эдиль Казакпаев отметил, что магазины "у дома" ввели "пилот" СНТ. Теперь им вводят систему ISMET, где будет маркировка всех товаров. В данный момент ожидаются маркировка алкоголя, сахаросодержащих напитков, молочной продукции.
"Как это все будет выглядеть на самом деле?" – задается он вопросом.
"По маркировке сигарет мы имеем все кассовые аппараты, с передачей фискальных данных. Теперь мы должны зарегистрироваться в системе ИС МПТ (маркировка прослеживаемости товарных изделий). Мы до сих пор не можем понять, что там прослеживать? Эта система дублирует информационную систему электронных счетов-фактур", – говорит он.
По словам спикеров, все их доводы остаются не услышанными в минфине.
"Наоборот, они нам рекомендуют обучаться в этой системе, создали при министерстве финансов рабочую группу. Маркировка приведет нас к дополнительным затратам. Нужно будет привлекать бухгалтеров, IT-специалистов. Рабочая программа по маркировке очень сырая, идут частые сбои. Наши кассовые аппараты пятилетней давности требуют перепрошивки. А это не просто так, что вызвал и центр технического обслуживания тебе за 5 минут все сделает. Обычно перепрошивка занимает 3-5 дней, некоторые аппараты – и до месяца. Получается, мы, как магазин, парализованы, потому что не можем выбивать чеки", – говорит он, отмечая, что все это в конечном итоге приводит к удорожанию цен.
Эдиль Казакпаев подчеркнул, что обращался к минфину, минторговли с предложением провести независимый аудит всех этих информационных систем.
"Все эти информационные системы будут дублировать информационную систему электронных счетов-фактур. Идет прямое дублирование. Зачем создавать систему над системой? Поэтому наше предложение было интегрировать все эти модули в одну систему электронных счетов-фактур, использовать одну платформу, отказаться от этих актов приема-передачи. Это просто парадокс", – говорит он.
Президент Масложирового союза Константин Невзоров выразил мнение, что список маркировочных товаров расширяется без экономического учета, также его смущает тот факт, что деньги идут не в бюджет, а в карман частной компании.
"Наше консолидированное мнение от альянса по маркировке следующее: инициатива дублирует полностью уже имеющийся у нас учет. Вместо этого нам нужно совершенствовать имеющиеся отечественные разработки, такие как контрольные приборы учета. Необходимо сохранить добровольный порядок маркировки, как это делается во всех цивилизованных странах", – говорит он.
Также он рассказал, как на практике происходит маркировка.
"Прямое нанесение маркировки снижает скорость производственных фасовочных линий в среднем до 10 раз по причине несовместимости высокотехнологичного оборудования с этими надстраиваемыми компонентами, которые нам предлагают для проведения маркировки. Уже говорилось, что у нас нестабильная связь с Интернетом, неполное покрытие. А для производителя любой сбой чреват тем, что придется полностью останавливать всю линию, будет большой брак, вплоть до того, что всю партию придется утилизировать. Это просто может обанкротить бизнес и производство", – говорит он.
Алия Мамытбаева, директор ОЮЛ "Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК", отмечает, что сейчас идет давление на индустрию – наряду с маркировкой вводится акциз.
Она считает безосновательным исследование Всемирного банка, в котором утверждается, что в Казахстане очень высокое потребление сахаросодержащих напитков. По ее данным, оно в разы меньше чем в Германии и США. Последствия для индустрии очень серьезные.
"Они выражаются в том, что произойдет сокращение числа занятых, банкротство средних и мелких предприятий. Мы посчитали, что в результате, например, введения 20% акциза (что предполагается в 2023 году с последующим повышением до 45%), снижение производства ожидается в пределах от 26,4% до 80%. Нам непонятно, почему демонизируются сахаросодержащие напитки, так как вклад этих напитков в калорийность рациона казахстанцев всего около 2%", – говорит директор ассоциации.
Она привела мнение ВОЗ о том, что в Казахстане высокое потребление соли, казахстанцы мало двигаются и мало пьют воды.
Резюмируя своих коллег, Жибек Ажибаева сообщила, что они потребуют отставки министра финансов.
"Я, как президент ассоциации, вынуждена заявить, что сегодня члены правительства, министры непосредственно, они не слышат не только народ, они не слышат и нашего президента. Он конкретно и ясно сказал: "Давайте создадим условия для малого и среднего бизнеса" – и вышел с инициативой в Евразийскую комиссию о том, что маркировка в данной ситуации неуместна, давайте подождем. В связи с этим я говорю о том, что наши представители предпринимательского сообщества, связанные с торговлей, мы категорично заявляем: оградите нас от этого неслышащего, глухонемого министерства финансов. И мы требуем отставки министра Жамаубаева и Султангазиева (вице-министр, ранее занимавший пост главы КГД МФ РК)", – говорит она.
По ее словам, соответствующее письмо уже подготовлено президенту.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!