Болат Хусаинов: "Евразийская интеграция может стать решающей в формировании новой модели мирохозяйственной системы"

6793

Каковы основные механизмы Brexit, что ждать от его последствий, спровоцирует ли он принцип "домино" рассказал abctv.kz профессор, доктор экономических наук Болат Хусаинов.

Болат Хусаинов: "Евразийская интеграция может стать решающей в формировании новой модели мирохозяйственной системы"

- Что можно сказать о первоначальных последствиях, которые следует ожидать после выхода Великобритании из ЕС?

- Прежде всего рассмотрим вероятные причины положительного голосования за выход Великобритании из Евросоюза.

Во-первых, это суверенное право каждого государства, находящегося в интеграционном объединении. 51,9% граждан Великобритании высказались за. Новый премьер-министр Тереза Мэй недавно заявляла, что страна намерена начать выход из Евросоюза до конца марта 2017 года. Это соответствует статье 50 Римского договора о Европейском союзе.

Многие эксперты полагают, что Брюссель взял на себя слишком много функций как наднациональный орган. Солидаризуюсь с таким мнением. После того как стали известны результаты Brexit, я позвонил своему другу, профессору Оксфордского университета Питеру Оппенгеймеру, который первой причиной также назвал высокий уровень бюрократии наднационального органа Евросоюза. Добавлю, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на ХХ Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года сказал: "…Многие интеграционные межгосударственные надстройки забюрократизировались настолько, что стали барьером для национальных экономик".

К тому же в Еврокомиссии были выявлены финансовые нарушения. Чиновники Еврокомиссии обнаружили, что Греция задолжала немалую сумму денег. Ведь существует Маастрихтское соглашение, по которому дефицит бюджета стран - членов ЕС не должен быть более 3%, а также ряд других параметров, которые нарушались. Греция в свое время вошла в зону Евросоюза, взяв на себя определенные обязательства, в том числе и по параметрам внешнего долга.

Во-вторых, серьезная причина - это огромный поток мигрантов, которых граждане Великобритания не намерены содержать за счет своей страны, о чем неоднократно заявлял ее бывший премьер Дэвид Кэмерон.

В-третьих, Великобритания является 10-й экономикой в мире, если брать показатель ВВП по паритету покупательной способности. По некоторым оценкам они перечисляют 14 с половиной млрд. долларов в бюджет Евросоюза на содержание чиновников. Естественно, у них, как у страны с сильной экономикой, нет желания кормить раздувшийся аппарат еврочиновников и более слабые экономики.

Теперь о последствиях. Конечно, очень сложно сказать, какие будут последствия, как впрочем, нельзя однозначно утверждать, что будет с британской экономикой после выхода из Евросоюза. Оценки по поводу последствий сильно разнятся. Одни эксперты и аналитики утверждают, что что из-за ослабления торговых связей с ЕС экономика Великобритании будет нести постоянные убытки, другие имеют диаметрально противоположное мнение и полагают, что выход из интеграционного объединения поможет сделать страну еще более процветающей.

Сразу после Brexit Шотландия и Северная Ирландия заявили о своей готовности к отделению. Некоторые высказывают, что Шотландия не может проводить референдум раньше чем через 5 лет. Мне думается, что ясно одно: выход Великобритании из Евросоюза в обозримом будущем может повлечь за собой серьезные трансинформационные изменения по всей Европе. В то же время географически Англия была и остается в Европе. Утром 24-го числа было шоком для всех.

Объемы торговли с 27 странами Европейского союза были выражены в перманентно нарастающем отрицательном сальдо в течение последних 15 лет, за исключением 2014 и 2015 годов. Когда у них было положительное сальдо, доля экспорта в 27 странах сократилась в общем объеме британского экспорта, то есть с 59 до 43,7%. Тем временем импорт, наоборот, увеличился. Это явление можно объяснить тем, что Великобритания - страна импортер, то есть объем импорта всегда больше экспорта.

Если же брать весь внешнеторговый оборот, то только на Германию и Францию приходится половина этого показателя, это 50% из 27 стран. Понятно, что ЕС как объединение многие годы было эталоном интеграции. Однако членство в интеграционном объединении ряда стран из Центральной и Восточной Европы было политизировано, что повлекло за собой отрицательный результат. Здесь большую роль сыграли политические решения, нежели экономическая целесообразность. Многие знают, что я сторонник интеграции, и в условиях глобализации страна не может жить вне интеграционных процессов. Но Великобритания, занимая 10-е место в мире по объему своей экономики, сможет преодолеть трудности.

- Если заглянуть в ближайшее будущее, как вы считаете, может ли выход Великобритании из ЕС отразиться на Казахстане?

- Сомневаюсь в этом. Ведь наш торговый объем с Великобританией довольно небольшой. В период с 2001 по 2015 год доля Великобритании в казахстанском экспорте колебалась в интервале 1,1-3,2%, в импорте - от 1,3 до 4%. Для Казахстана основным экспортным рынком является ЕС, доля которого в 2015 году составила 53,5%. А среди стран Евросоюза нашими основными партнерами являются Италия и Нидерланды. Поэтому полагаю, что выход Великобритании из ЕС никак не повлияет на наши торговые отношения. Как я говорил ранее, сейчас пока не могу давать кратко- или долгосрочные прогнозы.

Однако глубинные недостатки европейской модели интеграции были вскрыты текущим глобальным финансово-экономическим кризисом, а также рядом внутренних причин. Повторю, в Великобритании большое недовольство вызывают деятельность наднациональных органов, а также огромные потоки мигрантов. Многие эксперты полагают, что будущее за глобальным партнерством между интеграционными объединениями.

То, что произошло, - беспрецедентный случай. В 1985 году Гренландия (как автономная территория Дании) вышла из ЕС. Поскольку экономика данной страны мала в составе ЕС, по этой причине процесс выхода прошел незамеченным.

- Глядя на такие развитые страны, как Франция или Швеция, можно ли ожидать принцип "домино"? 

- Не исключено. Напомню, что самая сильная экономика среди стран - членов ЕС в Германии, затем во Франции, третье место занимает Великобритания. Отныне основная нагрузка ляжет на Германию. Есть страны, присоединившиеся последними, которым просто невыгодно покидать ЕС, к примеру, Центрально-Восточная Европа и страны Балтии. Ведь у них большие преимущества в свободном перемещении, нахождении работы и так  далее. Что касается британцев, то, возможно, у них сохранятся какие-либо преференциальные условия перемещения, трудоустройства и ряд других особых условий.

Гадать и строить воздушные прогнозы на эту тему считаю бессмысленным. Как только будут согласованы условия выхода Великобритании из ЕС и подписано соответствующее соглашение, многое станет понятным.

- Сегодня мы являемся свидетелями весьма упаднических настроений, некий евроскепсис к объединению. Может ли это перерасти в мировой процесс? Возьмем, к примеру, ЕЭАС: появятся ли желающие, которые попросят выйти из этого объединения?

Конечно, в странах евразийской интеграции есть скептики, число которых, возможно, увеличилось после Brexit. Объединение стран с разным историческим прошлым, разными национальными традициями и культурой, далеко неодинаковым уровнем социально-экономического развития, показало свою хрупкость в кризисной ситуации. Речь идет о Евросоюзе.

Теперь о нашей интеграции. Если страны - члены регионального блока хотят максимально сохранить свой суверенитет в общепринятом сейчас смысле, то возникает необходимость поступиться частью своих интересов в пользу защиты интересов более высокого порядка - регионального образования. Это уже относится к области этических аспектов межгосударственного взаимодействия, когда государственные интересы в узком смысле должны отступить перед интересами более высокой структуры. Если региональная интеграция осуществляется в соответствии с этическими принципами межгосударственного сотрудничества, то решение совместных проблем будет проводиться на долговременной основе, а население каждой страны будет знать, что они получат в результате такого сотрудничества.

Объективная необходимость региональной интеграции - это естественный ответ на вызовы доминирующей модели глобализации современной мирохозяйственной системы под эгидой США. Интеграция - необходимое условие максимального сохранения национального суверенитета малых и средних стран. Естественно, что процесс региональной интеграции не может быть спонтанным. Он не должен исходить только из сиюминутной выгоды. Интеграция должна быть сознательным и управляемым процессом, направленным на достижение долговременных социально-экономических целей и реализацию геополитических интересов, которые являются общими для стран - участников региональных образований.

Углубление интеграционных процессов на основе евразийской модели является знаковым и может сыграть решающую роль в формировании новой модели мирохозяйственной системы. Действительно, в процессе своей трансформации мирохозяйственная система оказалась в состоянии перехода к качественно новому состоянию на фоне современных тенденций развития мирового сообщества.

Ильяс Омаров

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться