Появились международные агрегаторы такси, новые дополнительные услуги, комфортабельные, экономные поездки по выбору модели авто. В крупных городах сократилось время подачи такси, есть прописанные тарифы, которые меняются в зависимости от загрузки, увеличилось число поездок, совершаемое одним водителем. В мегаполисах клиент может найти свое "зеленоглазое такси", причем не в часы пик это порой дешево и сердито. А отдельные компании давно уже пересадили своих работников на такси, поскольку это прозрачно, по затратам в какой-то мере выгодно. В небольших городах сегмент вызова такси по звонку все еще сохраняет свои позиции.
Сколько зарабатывают таксисты мегаполисов? Чем привлекателен Казахстан для зарубежных сервисов? Появятся ли в Алматы электромобили? На эти и другие вопросы в интервью inbusiness.kz ответил председатель Ассоциации транспортников города Нур-Султана Медет Курманов.
– На рынке Казахстана присутствует несколько иностранных агрегаторов, в этом году к ним присоединился китайский DiDi. Сейчас мы наблюдаем сильную рекламную кампанию, демпинг цен среди них, борьбу за водителей. Скажите, чем так привлекателен наш рынок, неужели его объем так велик, что к нам "заходят иностранцы"?
– Объем рынка перевозок такси в Казахстане в денежном выражении составляет порядка 120 млрд тенге, 195 млн поездок. 70% перевозок приходится на 3 города республиканского значения.
Более 90% рынка находится в теневом секторе, который не регулируется государством и осуществляет деятельность без регистрации. IT-гиганты появились в городах с населением 10 млн и выше, с многомиллиардными инвестициями в продукты и маркетинг.
Заняв позиции на национальных рынках, их очередной шаг – это экспансия международных рынков. Казахстан рассматривается как развитие в регионе СНГ, и у нас есть города-миллионники, которые им интересны. К тому же отсутствие госрегулирования позволяет легко зайти на рынок путем демпинга цен для клиентов и одновременных доплат для водителей. Мировая тенденция – это создание экосистем, объединения различных сервисов (доставка еды, продуктов, такси, курьерские услуги, грузоперевозки) в один суперапп. И на этом пути IT-гиганты используют методы слияния, поглощения, демпинг на слабых рынках, тем самым увеличивая долю присутствия на рынках.
– Ранее говорилось о том, как они ставят бизнес местных служб под угрозу банкротства. Как сейчас обстоят дела? Какие нормы необходимо принять, чтобы рынок стал с четкими правилами?
– С функциями организации, регулирования, контроля перевозок такси государство не справилось, за эти годы проблемы накапливались и не находили решения. Так или иначе пассажиры нуждаются в передвижении, и, соответственно, эти услуги кто-нибудь предложит. В основном это частные автовладельцы, не соблюдающие транспортное законодательство, а бизнесу здесь места практически нет, когда никто не обеспечивает справедливые правила и их реализацию.
Выходом из ситуации может стать передача госфункции по организации перевозок такси в конкурентную среду, тогда заинтересованный бизнес начнет формировать необходимые для современных реалий правила игры и будет расти, но уже в цивилизованном формате.
– Что изменилось на рынке за полтора года пандемии? Можно ли сказать, что услуги такси показывают рост? Как оцениваете новый сегмент услуги "доставка?
– Рынок такси из года в год растет ввиду нескольких факторов: рост населения и урбанизация, рост цен на автомобили и его эксплуатация, развитие интернет-технологий делают доступными услуги такси. Услуги по доставке становятся популярными у потребителей, зачастую цены такие же, как в кафе или ресторане, а то и ниже. Также время доставки с ростом рынка сокращается. У потребителя формируется культура, он заказывает доставку еды и экономит свое время.
– Какой сейчас средний чек на примере столицы либо Алматы?
– В последние месяцы цены не стабильны, поскольку спрос и предложение не сбалансированы. Это объясняется малым количеством транспортных компаний с собственным транспортом, которые могут выводить на линию нужное количество автомобилей, также сезоном отпуска, путешествий. Это касается как потребителей, так и частных автовладельцев, режим работы которых сложно прогнозировать и регулировать, и последнее – это вход нового игрока DiDi с доплатами для водителей. Все эти факторы либо увеличивают спрос, либо уменьшают, соответственно, за ними меняется цена и сбалансировать это никто не в состоянии.
– Какая сейчас зарплата у таксистов Нур-Султана – от/до?
– Доход водителей в месяц составляет от 150 000 до 450 000 тенге.
– Как сейчас складывается взаимодействие государства со службами такси? Пару лет назад акимат столицы пилотно пользовался услугами в рамках проекта Astana Taxi, сэкономив только за месяц более 20 млн тенге, если не ошибаюсь. Президент как-то говорил, что нужно продолжать такой опыт в других городах.
– В столице ввиду того, что есть столичные правила перевозок пассажиров и багажа и в них есть договорные отношения между акимом и перевозчиком, утвержден эскиз автомобиля такси, предоставлены преференции. Рынок получил развитие, количество официальных перевозчиков выросло до 30, а число автомобилей с регистрацией составило более 1500. Все они проходят раз в полгода техосмотр, страхуют пассажиров. В других городах рынок в большинстве самоорганизован и официальных перевозчиков нет.
Проект обслуживания акимата столицы успешно реализуется, экономия от проекта порядка 45% для бюджета. Есть ряд преимуществ. Во-первых, это проезд по BUS LANE, сотрудники экономят время и деньги. Во-вторых, увеличение количества пользователей транспортом ввиду того, что нет привязки "должностное лицо – автомобиль", распределяются денежные лимиты и километры пробега, а это возможность пользования неограниченному кругу пользователей услуг. Кроме того, одновременная подача нужного количества такси; такси работает 24/7, пользование услугой в ночное время и в выходные дни (объезды, праздничные мероприятия и др.); мультиканальность, различные способы заказа: контактный центр, мобильное приложение, сайт.
– В Алматы скоро появятся электромобили в парке таксомоторных компаний. Это позитивный тренд на самом деле. Как думаете, они хорошо пойдут в городе?
– Да, на протяжении года Ассоциация транспортников проводит работу по организации рынка сферы такси в городе Алматы. Одним из решений был запуск электротакси. Здесь ориентиром для нас является Китай, где в такси работают более 1,6 млн электромобилей, и это огромный опыт по эксплуатации в такси. Конечно, электромобили стоят очень дорого и экономика такси сегодня не позволяет окупить их, поэтому много будет зависеть от того, готово ли государство субсидировать покупку электромобилей, развивать инфраструктуру зарядных станций, а они дорогостоящие, порядка 8 млн тенге за одну станцию зарядки. Если в ближайшее время найдем ответы на эти вопросы, возможно, к концу года первая партия электромобилей появится в такси в городе Алматы.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!