Профицит консолидированного бюджета Казахстана по итогам первого полугодия текущего года составил 10,3 млрд тенге против дефицита годичной давности в 923,5 млрд тенге. Об этом свидетельствует свежая отчетность Министерства финансов. Казалось бы, налицо улучшение финансовых метрик. Однако за внешней положительной динамикой есть нотки тревоги.
Для начала стоит отметить, что существенный дефицит, наблюдавшийся в первом отрезке 2018 года, был в большей части вызван укреплением тенге, вылившимся в рекордный инвестубыток Нацфонда (785 млрд тенге), который и осел в бюджетной отчетности.
Позже, во II и III кварталах прошлого года, тенге плавно девальвировался, встретив 2019 год 20%-ным обесценением к значениям на конец I квартала 2018 года. В результате инвестиционные доходы Нацфонда более чем втрое превзошли прогнозы (1,84 трлн тенге, против годового плана в 596 млрд). В итоге профицит консолидированного бюджета превысил 1,6 трлн тенге.
Что же мы наблюдаем в текущем году? Доходы консолидированного бюджета составили за полугодие 6,3 трлн тенге, что на 43% больше показателя годичной давности. Из них налоговые доходы выросли на 14%, до 5,74 трлн тенге (4,2 трлн тенге – поступления в госбюджет, остальное – Нацфонд РК). Другой ключевой компонент – инвестдоходы Нацфонда, составившие на 1 июля 2019 года 405 млрд тенге против убытка в 785 млрд годом ранее. Вот, собственно, в целом и вся магия цифр этого года.
Средняя цена барреля нефти сорта Brent за январь-июнь текущего года составила 66 долларов против 72 годом ранее, и на фоне сокращения на 1,5% физического объема добычи черного золота налоговые поступления Нацфонда в тенговом выражении выросли, и, по-видимому, за счет более слабого курса тенге.
Говоря о налоговых поступлениях в госбюджет, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они за полугодие выросли на 15,3%, или 560 млрд, до 4,2 трлн тенге. Основной рост шел за счет налогов, идущих в республиканский бюджет (+19%, или 498 млрд, до 3,1 трлн тенге).
Однако в структуре налогов наблюдается очень интересная тенденция. Месячные доходы по КПН и НДС в течение полугодия имели нисходящую тенденцию к прогнозным значениям. Другими словами, если в январе при плане в 485 млрд тенге в республиканскую казну пришло 565 млрд, то к июню соотношение цифр составило 576 и 554 млрд соответственно.
Как результат, на 1 июля текущего года доходы по КПН и НДС не были исполнены на 100% к прогнозу, хотя и превзошли прошлогодний результат на 17% и 27% соответственно. Тем не менее, размер недополученных поступлений составил свыше 61 млрд, но был нивелирован сверхплановыми доходами (плюс 68 млрд тенге) от внешней торговли, и в первую очередь за счет экспортной пошлины на нефть.
Говоря о торговле, стоит отметить ухудшение положительного сальдо торгового баланса, вызванного слабым ростом экспорта и укрепляющимся импортом на фоне растущих господдержки и дотаций населению со стороны Правительства за бюджетный счет. Безусловно, это краткосрочно повысило реальные доходы домохозяйств, но динамика торговых потоков указывает, что такие денежные интервенции государства ушли на финансирование чужой экономики за счет растущего импорта.
Заключительным аккордом является рост нефтяных доходов в структуре поступлений консолидированного бюджета. За первое полугодие текущего года доля поступлений в Нацфонд и экспортная пошлина на сырую нефть суммарно составили почти 2,5 трлн тенге, или свыше 39% всех поступлений. К слову, по итогам 2017-2018 годов эта доля составляла 29% и 36% соответственно.
Налицо нелицеприятная тенденция растущей зависимости бюджета от нефтедобывающей отрасли. Нетто-поступления в Нацфонд за полугодие составили минус 307 млрд тенге, что говорит о снижении чистого размера внешних активов государства и одного из основных гарантов платежеспособности страны в целом. Уровень долговой нагрузки Правительства в текущем году вплотную приблизится к красной черте; 80% госрасходов по итогам полугодия являлись текущими, из которых половина – прямые денежные выплаты по зарплате и соцподдержке населения; доля капзатрат в бюджете сократилась до 8,3%. На фоне стагнирующих цен на черное золото, торпедируемыми торговыми войнами, и, как следствие, слабеющего спроса на сырье перед управляющими госфинансами стоит непростой выбор между проеданием резервов и поиском новых источников дохода.
Майра Медеубаева, Султан Биманов