/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 325,12 Пшеница 465,40
Погода:
-4Нур-Султан
+4Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 325,12 Пшеница 465,40
Бюджетный дисбаланс

Бюджетный дисбаланс

Перевод на четвертый уровень бюджета вскрыл проблемы местного самоуправления в Костанайской области. 

14 Сентябрь 2019 10:25 7097

Бюджетный дисбаланс

Автор: Татьяна Шестакова Фото: Татьяна Шестакова

Новости

Все новости

В Костанае, говоря о бюджетах местного самоуправления, отмечают их дисбаланс, дефицит кадров и считают необходимым укрупнять сельские округа.

45 сел и сельских округов с численностью населения более 2000 человек каждый перешли в 2018 году на четвертый уровень бюджета (бюджеты местного самоуправления) в Костанайской области.

Несмотря на подготовку, акимы на местах столкнулись с проблемами собираемости налоговых поступлений, устаревшими базами данных по недвижимости и транспорту. Некоторые чиновники лишились должностей из-за провала работы по исполнению бюджета. Практика уже показала, что многое зависит от специфики поселка или сельского округа, его расположения, наличия крепких предприятий.

С начала 2020 года в Костанайской области, по данным областного акимата, на бюджеты местного самоуправления перейдут еще 195 сел и сельских округов. Эта цифра к концу года должна стать меньше. Регион пошел по пути укрупнения административных единиц за счет оптимизации сельских округов и, как следствие, сокращения штатов акиматов на местах. Это, по мнению специалистов областного акимата, позволит решить вопросы с эффективным использованием бюджетов, своевременным проведением госзакупок, дефицитом кадров и так далее.

Кадровый вопрос

Дефицит квалифицированных специалистов в сельских акиматах можно назвать одним из самых острых на сегодня. По данным, озвученным руководителем управления экономики и бюджетного планирования Костанайской области Гульбарам Мусагазиной, на 1 сентября в тех 45 селах, что уже перешли на бюджеты четвертого уровня, 27 вакансий. Речь идет о нехватке квалифицированных бухгалтеров, юристов и специалистов акиматов. Наибольшее количество вакансий – четыре – в сельском округе Айет района Беимбета Майлина. По три вакансии еще в нескольких райцентрах: Федоровке, Денисовке и Убаганском (Алтынсаринский район).

Аким Карасуского района Виктор Ионенко отметил довольно высокую текучку кадров. По его данным, с 1 января 2018 года по нынешний день в тех селах, где введен бюджет самоуправления, сменились два акима, пять бухгалтеров (два – в селе Карасу, еще двое – в селе Октябрьское), два специалиста по налогам. С бухгалтерами действительно непросто, потому что многие из тех, что работают в сельской местности, не имеют высшего образования. Их квалификации порой недостаточно для качественной работы с налогами и госзакупками.

Акимам тех 195 сел, что должны перейти на бюджеты местного самоуправления, необходимо закрыть 34 вакансии. По шесть работников нужно в Карасуский и Денисовский районы. В специалистах также нуждаются Аулиекольский, Мендыгаринский, Федоровский, Житикаринский, Алтынсаринский районы и район Беимбета Майлина. Усложняет ситуацию и то, что теперь ответственность акимов сел и сельских округов за освоение бюджета повысилась.

«Согласно последним изменениям в Реестре политических должностей акимы городов, городов областного значения, районов областей отнесены к политическим должностям. При этом ответственность за коррупционное преступление, совершенное акимом сельского округа, возлагается на акима района. Далее – на акима области. Прорабатывается вопрос об ответственности за коррупционное преступление политических государственных служащих», – отметил руководитель департамента Агентства РК по делам госслужбы по Костанайской области Салауат Муксимов.

Учитывая планы по сокращению численности госслужащих, акимам сел и сельских округов настоятельно рекомендовали закрыть вакансии как можно быстрее. Как отметил заместитель акима Костанайкой области Ерлан Спанов, вполне возможно, что будет объявлен мораторий на принятие на работу новых сотрудников.

Реорганизовать

По официальным данным, сегодня в Костанайской области 142 сельских округа, 89 самостоятельных сел и пять поселков. Наибольшее количество самостоятельных сел расположено в Аркалыке, Камыстинском и Житикаринском районах. В их числе 38 сел с населением менее 500 человек. 10 из них расположены в Аркалыке. Если брать сельские округа, то в 12 из них проживают меньше 500 человек.

«Например, в Алтынсаринском районе Приозерный сельский округ с населением 347 человек состоит из двух сел: Приозерное с населением 266 человек и Кубековка – 81 человек. В Амангельдинском районе Кабыргинский сельский округ с населением 264 человека тоже состоит из двух сел: село Кабырга – 264 человека и село Жанатай – 85. Совместно с акимами районов и города Аркалыка проведена работа по объединению малочисленных сельских округов и самостоятельных сел. В результате предложено сократить 53 административно-территориальных единицы, в том числе сельских округов – на шесть, самостоятельных сел – на 47 единиц», – отметила Гульбарам Мусагазина.

С предложениями не согласны госслужащие южных районов области. Они отмечают, что расстоянии между поселками одного сельского округа огромные и у них просто не будет возможности регулярно перемещаться между ними. На что получили ответ от заместителя акима Костанайской области Ерлана Спанова, который подчеркнул, что реорганизация коснется всех районов. Однако особенности расположения поселков будут учтены, равно как и перспектива их дальнейшего развития.

Присоединение ряда сел к более крупным селам и сельским округам позволит частично решить вопрос дефицита кадров и наравномерной нагрузки на специалистов. Районные акимы привели примеры: в сельском округе с численностью населения 450 человек и в сельском округе, где живут более 1200 человек, одинаковое количество госслужащих – по три.

Поручение по реорганизации сел и сельских округов получили все районы области. В пилотном режиме схему работы апробировали в Карасуском районе. Местным специалистам понадобился почти год, чтобы объединить села Койбагор и Амангельды. Работу с населением начали в июле 2018 года, а окончательный документ об объединении сел в единый сельский округ с центром в Койбагоре получили лишь в феврале 2019-го.

«В связи с реорганизацией освободилось четыре единицы государственных служащих и пять единиц внештатных сотрудников: водитель, истопник, техничка, сторож, методист. Экономия в целом составляет 7,3 млн тенге. В том числе по заработной плате – 5,3 млн тенге, по коммунальным услугам – 198 тыс. тенге, ГСМ – 876 тыс. тенге, канцелярские и хозяйственные товары – 234 тыс. тенге, командировочные расходы – 184 тыс. тенге, прочие расходы – 524,7 тыс. тенге», – обозначил Виктор Ионенко.

По данным управления экономики и бюджетного планирования, сходы о реорганизации сельских округов уже проводят в Камыстинском, Мендыгаринском, Узункольском районах. Карасуский, Аулиекольский и район Беимбета Майлина уже направили необходимые документы для рассмотрения в областной акимат.

Учитывая нынешний реалии, акимы районов просят область поспособствовать ускорению процесса. Ведь впереди только в Карасуском районе планы по реорганизации 12 сельских округов и сел. Как отметил Виктор Ионенко, все они расположены недалеко друг от друга. Главной сложностью при принятии решения о реорганизации стало противоборство с населением. Люди того населенного пункта, который будет присоединен, сильно противятся принятию этого решения. При этом, по словам акима Карасуского района, не могут объяснить причину нежелания проводить реорганизацию. Виктор Ионенко отметил, что было принято решение оставить одного специалиста в селе для оказания части госуслуг. Но впоследствии эти штатные единицы гослужащих будут убраны.

«Всего бюджет сокращаемых администраторов составляет 61,7 млн тенге. С учетом выравнивания нагрузки на специалистов сел и сельских округов и распределения части высвобождаемых штатных единиц экономия бюджетных средств составит 49,7 млн тенге, в том числе по заработной плате – 34,1 млн тенге. Данная реорганизация позволит уменьшить количество сельских округов с 19 до 13, улучшить качественный состав кадров, привести в соответствие нагрузку между специалистами сел и сельских округов», – пояснил Виктор Ионенко.

Финансовая зависимость

Одна из проблем, которые ждут акимов сел, переходящих на бюджеты самоуправления, – дисбаланс поступлений в местный бюджет. Как отмечают специалисты, налоговые поступления приходятся на второе полугодие: налог на транспортные средства с физических лиц уплачивается до 31 декабря текущего года, налог на имущество физических лиц и земельный налог с физических лиц – до 1 октября. В связи с этим как минимум первое полугодие акиматы «живут» на субвенции.

При этом по ряду местных бюджетов реальные доходы значительно превысили плановые. В среднем показатели были превышены на 13,8%, или на 118 млн тенге больше, чем планировали. Экономисты называют причину – слабую отработку списков налогоплательщиков. Пока в области нет сельских округов, чьи доходы бы полностью перекрывали собственные потребности. Однако ситуация может измениться: планируется передать на места еще часть доходных статей. Тем не менее остается вопрос увеличения налогооблагаемой базы, особенно в исключительно аграрных поселках, которые расположены далеко от оживленных трасс и не имеют промышленности. Именно подобные села часто можно было видеть в аутсайдерах по доходам и исполнению плановых показателей по итогам работы за полугодие или год. Акимы поселков видят возможность повышения налогооблагаемой базы лишь в развитии бизнеса. Говоря об эффективном использовании коммунальной собственности, которая имеется в каждом сельском округе, стоит учитывать ее малую доходность на фоне других прибыльных статей местного бюджета.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: