Экибастузская ГРЭС-2 , 50% долями акций которой владеют ОАО "Интер РАО ЕЭС" и АО "Самрук-Энерго", вложило 2 млрд 238 млн тенге в разработку экологического проекта. Речь идет о производстве золы-уноса – масштабных отходов компании, которые при определенных технологиях можно применять в строительстве.
"Зола, образуемая в результате сжигания угля, улавливается электрическими фильтрами с дымовых газов. Для ее утилизации используется система золоотвала, куда зола попадает через трубопровод. Если проще, то мы скидывали золу в озеро на открытую поверхность. Для транспортировки ее до накопителя используется вода. В год при номинальной нагрузке двух энергоблоков отгружается до миллиона тонн золы, для ее транспортировки используется около шести миллионов кубометров воды. После того как проект заработает на полную мощность, потребность в использовании этих кубометров отпадет", – рассказал abctv.kz начальник управления планирования ремонтов и капитального строительства станции Арстанбек Абейльдинов.
Утилизация золы требует постоянной реконструкции и расширения площадей, используемых под золоотвалы, и, таким образом, ведет к повышению операционных издержек станции и неэффективному использованию территорий. В прошлом году, по данным департамента экологии, станция затратила 63 млн тенге на пылеподавление зольных пляжей на площади 32 гектара, 30 млн тенге – на замену и ремонт изношенных участков водоводов подачи воды из канала имени Сатпаева на электростанцию и 45 млн тенге – на ремонт внутренней системы гидрозолошлакоудаления. По информации начальника управления планирования ремонтов и капитального строительства станции:
"Экологический проект реализован за счет собственных средств. Его разработкой занималась павлодарская компания "ТОО "КазСтройПроект-ПВ". В производстве используется немецкое оборудование фирмы "Мюллер".
Реализацией продукта, в данном случае золы-уноса, сегодня и занимаются специалисты станции.
"Сейчас ведутся опытные отгрузки золы. Мировой опыт показывает, что ее используется много на производстве. Например, китайские станции ориентированы на безотходное производство, у них зола в расход не уходит, все задействовано в дело. Наши предложения направлены на цементные заводы Семея, Капчагая. Интерес проявляют многие, но, чтобы поставить это на промышленную отгрузку, необходимо время. На нас вышла украинская компания "ООО "Юмджи ресурс", крупнейший в Украине оператор по реализации золошлаковых материалов ", – говорит Арстанбек Абейльдинов.
В месяц при номинальной нагрузке станции проект рассчитан производить 196560 тонн золы. Как рассказала abctv.kz ведущий инженер по охране труда станции Татьяна Кондратенко:
"На сегодня мы имеем договор на отгрузку 50 тысяч тонн. Даже такой объем даст снижение оплаты за эмиссию на три миллиона тенге. По году плата за эмиссию в окружающую среду составляет до 800 млн тенге. Сейчас золу у нас покупает дорожная компания, которая использует ее при укладке дороги, добавляет в бетон. Говорят эффект очень хороший, на прочность покрытия влияет".
Судя по предложениям, выставленным в Интернете, о реализации золы-уноса, спрос на продукт большой, это целая индустрия. Теперь Павлодарский регион в нее входит. К слову, в европейских странах и Японии доля полезного использования золы (в основном в строительстве) достигает 90-95%. С применением золы-уноса построены такие объекты, как самый большой небоскреб в мире "Бурдж-Халифа" в ОАЭ, один из самых длинных мостов в мире – Большой Бельт в Дании, тоннель под Ла-Маншем, а также ряд крупных плотин, градирен электростанций, аэродромов и прочих ответственных инженерных сооружений и промышленных зданий.
Марина Попова