В новый год директор ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" (КВК) смотрит с оптимизмом. В очередной раз будет предпринята попытка реанимации производства железнодорожных полувагонов.
Планы на завтра
Пока речь идет об одной тысяче вагонов. Правда, по словам директора предприятия Берикбая Амержанова, еще не ясно, весь ли заказ будет отдан его предприятию или частично. Но он рад любому объему, если учесть, что более двух лет в цехах завода гробовая тишина.
"Все наши сотрудники, а это 300 человек, которые находятся в отпуске без содержания, готовы вновь вернуться в цеха. Предварительно с ними уже разговаривал. Осталось лишь получить заказ, но, уверен, это дело времени – речь идет о январе-феврале следующего года", – сообщил inbusiness.kz руководитель предприятия.
Согласно аналитической справке управления индустриально-инновационного развития Павлодарской области, в январе текущего года проблема предприятия, которое простаивает не первый год, обсуждалась на личных встречах депутатов парламента РК с руководителями предприятий. Акимат области направил письма в МИИР РК и АО "НК "КТЖ" с просьбой рассмотреть возможность поддержки казахстанских производителей. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, в феврале 2020 года АО "ЭСК KazakhExport" организовало рабочую поездку делегации министерства развития дорог и транспорта Монголии, ГК "Монгольская железная дорога", АО "Улан-Баторская железная дорога" на предприятия железнодорожного кластера Экибастуза. Побывали они и на КВК. По словам директора предприятия, гостям понравилось производство, высказывалось пожелание направить на предприятие своих специалистов для обучения. Но на том все и закончилось, возможно, в связи с пандемией.
И наконец, в целях возобновления производства на КВК Банк развития Казахстана (БРК) выделил 20 млрд тенге для лизингового финансирования выпуска грузовых полувагонов. Финансирование возможно после погашения прежним владельцем предприятия имеющегося долга перед БРК. Говорят, что цифра эта небольшая. Но вот озвучить ее никто не смог. Известно лишь, что на момент остановки завода – летом 2018 года – основной долг предприятия составлял около 3 млрд тенге, который планировалось погасить до 2021 года.
Российская зависимость
Немаловажный вопрос – это стоимость полувагонов, которая напрямую зависит от литья, которое приобретается на металлургических заводах России. Несмотря на наличие производства стали в Казахстане и развитого металлургического сектора, литейное производство практически отсутствует, и местные производители железнодорожной техники закупают крупное и частично среднее литье за рубежом, тогда как на него приходится до 60% добавленной стоимости. К слову, железнодорожное литье планировалось восстановить в Усть-Каменогорске, как это было при Союзе, но попытки пропали втуне, поскольку не удалось добиться требуемого качества.
Согласно мнению кандидата экономических наук Инновационного Евразийского университета Зульфии Арыновой, ситуацию с отсутствием заказов усугубляет и узкий продуктовый портфель.
"Так, ТОО "КВК" производит всего два вида грузовых вагонов – полувагоны и крытые вагоны, при этом количество моделей полувагонов ограничено тремя единицами. Для сравнения, изделия подвижного состава российского "Уралвагонзавода" включают полувагоны шести видов, хопперы трех видов, вагоны-платформы семи видов, вагоны-цистерны 15 видов, а также тележки и различные комплектующие детали и узлы. Дополнительные трудности для развития отрасли в области создает отсутствие полноценного сертифицирующего органа на территории РК. Казахстанские производители вынуждены обращаться в Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте в Россию, в результате чего процесс может занимать до нескольких месяцев", – отмечает экономист в своем исследовании.
К слову, в 2012-2013 годах российский "Уралвагонзавод" предпринимал попытку создания в Казахстане совместного предприятия по производству вагонов, куда бы вошли "Востокмашзавод" (Усть-Каменогорск) – литье и КВК. Но по каким-то причинам не удалось договориться с КТЖ. А затем и интерес пропал. В итоге имеем, что имеем.
Вагоностроительная компания в Экибастузе была создана на базе одного из самых крупных на тот момент (начало нулевых) ремонтных депо. Но возникла проблема с объемами заказов, и в 2011 году появилась вагоностроительная компания, где планировалось производить до 2 тыс. полувагонов и 500 крытых вагонов. В создание нового производства было вложено 7,6 млрд тенге. Вернуться сегодня на прежние позиции тоже невозможно: в Казахстане более 20 депо, и не все они обеспечены объемами работы.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!