Эксперты приглашают к обсуждению новых стандартов работы медиа в Казахстане

4604

Будет ли медиасообщество саморегулируемым? Что изменится с принятием базовых принципов медиа в Казахстане?

Эксперты приглашают к обсуждению новых стандартов работы медиа в Казахстане

За комментариями мы обратились к медиаменеджерам, принимавшим участие в числе других экспертов в разработке базовых принципов медиа в Казахстане – гендиректору ТОО MEDIA HOLDING "ATAMEKEN BUSINESS" Канату Сахария, издателю журнала Forbes Kazakhstan Арманжану Байтасову, главному редактору информационно-аналитического интернет-портала Informburo.kz Михаилу Дорофееву.

Новый документ предусматривает создание общественного комитета, рассматривающего претензии к СМИ, правила по рекламе, стандарты редакционной политики и многое другое.

В настоящее время базовые принципы еще обсуждаются, эксперты призывают принять активное участие в дискуссии. Сбор предложений объявлен до 15 ноября.

Разъясним несколько важных норм документа. К слову, он не несет за собой каких-либо санкций и скорее является руководством к действию, мерилом журналистских ценностей.

В чем их отличие от Этического кодекса?

"В базовых принципах заложены не только этика, но, к примеру, взаимоотношения между собственником и редакцией, захватывается и блогосфера. Поднимаются вопросы функционирования комитета по рассмотрению информационных споров, плагиата. Деятельность медиа охвачена гораздо шире, чем в Этическом кодексе", – говорит Канат Сахария.

По его словам, медийное поле, споры по поводу тех или иных материалов не всегда регулируются нормами закона.

"Иногда суть вопроса в том, этично ли поступает журналист, редакция или нет. Возьмем те же самые карикатуры на Пророка или использование в СМИ и соцсетях изображений детей. Одним словом, есть вопросы, которые требуют регуляции со стороны медийного сообщества", – говорит он.

Арманжан Байтасов считает, что и кодекс, и базовые принципы нужны, особенно сейчас, когда бурно развиваются электронные массмедиа, соцсети.

"Эти принципы не в виде закона, их создание говорит о зрелости медиасообщества. Раз мы к этому пришли, значит, мы хотим, чтобы журналистика и медиапространство были чистыми, свободными от фейков, от черного пиара, чтобы наша аудитория, наши читатели, зрители понимали, кому можно больше доверять. Мы хотим, что в обсуждении приняли участие все участники медиаиндустрии, блогеры в том числе. Чтобы внесли свои коррективы. Там все расписано, каждый пункт важный. Есть очень тонкий вопрос взаимоотношений между владельцами СМИ и журналистами. Лично я, как владелец медиа и профессиональный журналист, уделяю этому большое внимание и понимаю ситуацию и с той, и с другой стороны", – говорит он.

По его словам, со временем они еще будут дополняться, так как жизнь не стоит на месте.

"И тогда был нужен кодекс, и сейчас принципы. Никакого противоречия нет", – считает эксперт.

По мнению Михаила Дорофеева, в документе неспроста прописывается пункт, касающийся взаимоотношений редакции с собственником.

"Если собственник с редактором не договорились о том, как разделять сферу влияния, то это будет ежедневно влиять на работу журналистов. У нас не принято об этом задумываться, но на самом деле мы каждый день ощущаем это на себе. И второе отличие. Базовые принципы говорят о работе медиа в целом, не только о СМИ и журналистах, но и блогерах", – говорит он.

По его словам, в документе понятие "редакция" подразумевает не только массмедиа, но и коллектив авторов или человека, производящего массовый продукт.

Кто будет рассматривать споры?

И кто войдет в общественный комитет?

По словам экспертов, это будут представители медиасообщества, пользующиеся доверием в нашей отрасли.

"Вполне возможно, что и самовыдвиженцы. Медиальянс не решает, кто войдет или не войдет в этот комитет, это будет отдельный орган, отдельная структура", – отмечает Арманжан Байтасов.

В Казахстане ранее не было такого института, как общественный комитет, говорит Михаил Дорофеев, но во многих странах такие комиссии, комитеты, коллегии, советы существуют, они по-разному везде называются. Это общественная организация, которая не связана ни с местными организациями, ни с государством. В нее войдут люди, избранные гражданским обществом, представителями журналистской общественности. Главная задача – рассматривать жалобы на СМИ. Может пожаловаться читатель или зритель, компания, организация, если они посчитали, что какое-то СМИ нарушило базовые принципы.

"Комиссия выносит решение, оно никого ни к чему не обязывает. У нее нет таких рычагов, чтобы кого-то наказать, уволить или оштрафовать, но идея заключается в том, что это профессиональное осуждение. Опыт многих стран показывает, самое сильное наказание – это когда тебя порицают твои же коллеги. Это самый действенный метод. Есть еще одна цель – это снижение количества судебных дел. Чем больше таких конфликтов мы будем рассматривать внутри сообщества, тем меньше будет у нас судебных разбирательств. И самое главное, задача саморегулирования заключается в том, что, если мы внутри решаем все проблемные ситуации, государство не вмешивается. А государство, вы знаете, как только оно влезает, оно как слон в посудной лавке. Крушит, ломает, придумывает законодательные запреты, которые все только усложняют.

Это будет новая организация. Любой желающий поучаствовать в этом процессе, заявить, что он готов стать учредителем", – продолжил Михаил Дорофеев.

По словам Каната Сахарии, зарубежная практика показывает, что судебные органы при рассмотрении информационных споров часто обращаются в такие комитеты за консультацией.

"Здесь можно провести аналогию с судом присяжных. Представители народа выносят свой вердикт, а уже санкции объявляет судья. При этом он вопреки решению народных заседателей может вынести другой приговор", – говорит собеседник, отмечая, что авторитетность решений этого комитета напрямую зависит от общего культурного и гражданского развития нашего общества.

В развитых обществах нарушители так или иначе отреагируют на решение комитета, перестроят свою работу и принесут личные извинения. По его мнению, в комитете должны быть не только представители медиа, но представители из других сфер. Для сохранения паритета.

Соцсети и журналисты. Что личное, а что нет?

Соцсети стали уже неотъемлемой частью работы медиа. В некоторых ситуациях остро встает вопрос, являются ли страницы в соцсетях личным пространством журналиста или все же он должен соотносить их с редакционной политикой.

По мнению Каната Сахарии, журналист в своих личных аккаунтах должен придерживаться редакционной политики.

"Это нормальная практика. Если же на своей странице он пишет одно, а в газете, к примеру, обратное, значит, он лжет. Обществу либо в своем аккаунте. Есть некоторые деятели, сложно их назвать журналистами, работают в редакции, и, выполняя госинформзаказ, пишут о росте экономики и прочих достижениях, а в соцсетях – о падении".

Михаил Дорофеев отметил, что много было споров по этому поводу. Есть разные точки зрения.

"Я считаю, что если человек работает в СМИ, если он считает себя журналистом или придерживается каких-то принципов, он должен в публичной своей деятельности и в личном общении и в первую очередь в соцсетях придерживаться тех же самых принципов. Очень сложно относиться серьезно к человеку, который возглавляет какую-то редакцию и там у него одни принципы, а в соцсетях – другие. Здесь речь не идет о мелких вещах, материться – не материться. Речь идет об объективности, о том, что нельзя использовать слухи, опираться на недостоверные, не заслуживающие доверия источники информации. Этих принципов журналист должен придерживаться в своей работе всегда. Независимо от того, пишет ли он в свою газету, условно говоря, или в телеграм-канал", – говорит он.

По его словам, если журналистская общественность скажет, что это слишком высокая планка, то эта формулировка будет изменена.

"Но мне кажется, что это нужная вещь, потому что, как говорится, "назвался груздем – полезай в кузов". Раз ты занимаешься массовыми коммуникациями, то будь добр нести за это ответственность", – заключил он.

О госзаказе и рекламе

В документе говорится о том, что госзаказ и реклама, в том числе нативная, должны помечаться значком.

"Важно помечать любой контент, который кем-то оплачен, какой-то третьей стороной, – считает Михаил Дорофеев. – Аудитория должна понимать, что, возможно, на содержание контента было оказано влияние. И для этого нужна пометка, что это оплачено. Практика показывает, что помеченные материалы, которые содержат рекламные сообщения или продвигают какие-то интересы, в принципе, вызывают такой же интерес аудитории, как и любые другие материалы, если они сделаны по профессиональным стандартам и содержат какую-то информацию, которая релевантна аудитории.

То есть думать, что из-за значков можно потерять аудиторию, ошибочно. Читатель понимает, что если ему полезно и важно, он прочитает с пометкой или без", – говорит он.

По его словам, пометка госзаказа в Казахстане особенно важна еще и потому, что государственные деньги занимают большую часть на рынке.

"И государство должно играть по нормальным правилам. А они таковы: если ты заказываешь какой-то материал, то ты должен сказать, что ты за этим стоишь, ты за это заплатил. Это неплохо и не хорошо, это просто констатация факта. (…) Без пометок, к сожалению, аудитория все чаще воспринимает даже редакционные материалы как какой-то заказ, как будто за этим кто-то стоит. Это очень плохо, это снижает в целом уровень доверия к нам", – говорит он.

По словам экспертов, документ не "является застывшей конструкцией", он будет еще дорабатываться.

"Мы получаем много предложений добавить какие-то статьи, где-то поменять акценты, подумать над формулировками", – говорит Дорофеев.

По словам Каната Сахарии, спорные вопросы, с которыми будет не согласно сообщество, не будут утверждаться, потому как нужен не мертворожденный проект, а действующий, отвечающий интересам медийного общества.

"Конечно, казалось бы, сейчас для медиа это не самая насущная проблема, медиа в Казахстане на сегодня, как и во всем мире, столкнулись с более серьезными вызовами и проблемами. Кризис из-за пандемии испытывают все медиакомпании. Нужно решать вопросы зарплаты, оплаты текущих расходов, и руководителям медиа и главным редакторам не до этого. Но это наша работа, за нас ее никто не сделает", – говорит Арманжан Байтасов, отвечая на вопрос об активности обсуждения проекта.

Это человеческие, понятные принципы, потому что от информации, которую мы распространяем как журналисты, может зависеть принятие решений в обществе, отмечает он.

Эксперты надеются, что до конца года базовые принципы медиа будут уже приняты. Ознакомиться с ними подробнее можно, пройдя по этой ссылке.

Сбор предложений до 15 ноября.

Айгуль Тулекбаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться