Филармония Жамбыла отпраздновала юбилеи выдающихся солистов-трубачей

8725

Первым в этом году в ее стенах концертом отметили 85-летие Юрия Клушкина и 100-летие Тимофея Докшицера.

Филармония Жамбыла отпраздновала юбилеи выдающихся солистов-трубачей Фото: Ольга Власенко

Тимофей Докшицер и Юрий Клушкин – две знаменательные личности в духовой музыке СНГ, солисты-трубачи и педагоги. Своим исполнительским мастерством они доказали, что труба, обладая богатым тембром, может звучать мелодично и нежно, как скрипка. Музыканты внесли огромный вклад в школу игры на медных духовых инструментах.

На сцене Государственный духовой оркестр РК под руководством Каната Ахметова и ведущие духовики Казахстана сыграли специально подготовленную программу MASTERWORKS, куда вошли произведения зарубежных и отечественных мастеров, написанные для духовых инструментов: Хиндемида, Скрябина, Симидзу, Дастенова, Федянина, Маркина. Имениннику вручили множество наград: медаль ветерана труда, грамоты, три чапана. Но главным подарком стала музыка, исполненная коллегами и учениками.

У Юрия Степановича более сорока учеников. Все концертируют, играют в симфоническом и духовом оркестрах Казахстана. Кто-то иммигрировал за границу и выступает там. Он сам на протяжении всей жизни является концертирующим музыкантом, как солистом, так и оркестрантом. Выступал в различных концертных залах как Казахстана, так и стран дальнего и ближнего зарубежья (России, Армении, Кыргызстана, Узбекистана, Румынии, Испании, Франция и многих др.). Неоднократно был председателем и членом жюри республиканских, международных и всесоюзных конкурсов. В 1962-1979 годы работал артистом Государственного симфонического оркестра РК в Казахской Государственной филармонии им. Жамбыла.

– Юрий Степанович, как развивается современная духовая школа Казахстана?

– Развивается, как всегда. Но есть проблемы. Раньше в каждом училище было большее количество духовиков. На первый курс принимали с учетом, чтобы создать духовой оркестр, минимум 10-15 человек. Сейчас все объединилось, и духовиков поступает очень мало. И к нам в консерваторию идет такой же маленький контингент. Хотелось бы расширить контингент духовиков в музыкальных школах и училищах. Тем более, у нас уже два музыкальных вуза в стране. Есть трудности с преподавателями. Преподавание не везде ведется на достаточном уровне. На духовые инструменты идут те, у кого не получилось на других специализациях. Берем всех в надежде, что они выправятся. Стараемся воспитать. Не всегда получается. Не всегда поступившие на духовые инструменты относятся к учебе добросовестно. В этом проблема воспитания. Я объездил весь Казахстан. В духовиках большая нужда. В духовых оркестрах требуются музыканты, особенно трубачи.

В консерватории ежегодно проводятся олимпиады духовой музыки. Там участвуют музыканты широкого спектра, высшего и среднего звена и даже юные музыканты. Формируются разные программы, собираются разные слушатели, и берут музыкантов на заметку.

– В чем, на Ваш взгляд, заключается современное звучание духовой музыки?

– Моей задачей было пополнить репертуар для трубы. Я обращался ко многим композиторам. Например, к Куддусу Ходжамьяровичу Кужамьярову. В работе с ним я был очень настойчив. В итоге он написал очень сложный концерт, чтобы его сыграть, надо знать особенности исполнения восточной музыки. Потом с этим концертом мы объездили много стран. Есть еще замечательный концерт Еркегали Рахмадиева. Концертное скерцо тоже сейчас набирает обороты популярности. Его играют студенты. Но есть и концерты, непосильные нашим выпускникам.

– В чем состоит сложность исполнения?

– Если говорить о концерте Кужамьярова – там используются полутоновые и четвертьтоновые украшения. Я вырос на Востоке, поэтому восточные напевы мне даются легко.

– Вы были знакомы с легендарным Тимофеем Докшицером?

– Тимофей Докшицер – мой большой друг. Мы с ним часто встречались, в том числе в Алма-Ате. Сегодня ему бы исполнилось сто лет. Этот человек создал целый ряд духовых произведений. И множество было написано специально для него. Это первый трубач мира. Его называли Хейфецем на трубе. Докшицера часто спрашивали:

– Когда можно начинать играть на трубе?

– Когда зубы сформируются, – отвечал он.

– А когда заканчивать?

– Когда они выпадут, – шутил музыкант.

Ольга Власенко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться