На сегодня, согласно Уголовному кодексу, в компаниях квазигосударственного сектора к субъектам коррупционных правонарушений относятся только лица, выполняющие управленческие функции, то есть первые руководители.
"В настоящее время подготовлена концепция законопроекта, на прошлой неделе она была одобрена на межведомственной комиссии в Министерстве юстиции, в которой предлагается расширить состав субъектов коррупции и добавить туда должностных лиц квазигосударственного сектора, не только первых руководителей, но и других, имеющих возможность влиять на принятие решений при проведении закупок, распределении бюджетных средств", – сообщил зампред Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Олжас Бектенов в мажилисе, где обсуждались поправки в закон о госзакупках.
По его словам, в ближайшее время начнётся процесс согласования с госорганами. В целом данные нормы планируется ввести в Уголовный кодекс и закон о противодействии коррупции. Внесение на рассмотрение в правительство планировалось в мае 2019 года и в июне – в мажилис. Но спикер мажилиса Нурлан Нигматулин предложил ускорить сроки введения данной нормы.
"Необходимо установить историческую справедливость или устранить историческую несправедливость. Получается, что любой сотрудник, начиная с бухгалтера, технического работника госорганов, министерств, ведомств, которые участвуют при тендерной конкурсной процедуре, может нести уголовную ответственность. На квазигосударственный сектор это не распространяется. Там и кашу варят, надо, чтобы люди, которые занимаются закупками в квазигосударственном секторе, понимали, что в случае, если будет нарушение, будет и спрос. Депутатский корпус готов вас поддержать", – резюмировал Нигматулин.
Напомним, в настоящее время согласно Уголовному кодексу и закону о противодействии коррупции к субъектам коррупционных правонарушений относятся исключительно лица, исполняющие управленческие функции национальных холдингов и компаний, при этом отдельные работники квазигоссектора, такие как руководители структурных подразделений, бухгалтера, юристы не несут никакой ответственности, тогда как такие же сотрудники госорганов несут уголовную и адмответственность.
В целом новый министр финансов Алихан Смаилов рассказал в мажилисе о работе, которая ведётся в целях упрощения процедур закупок.
Так, увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП – с 240,5 тыс. тенге до 1,202 млн тенге. В рамках введения четвёртого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3 тыс. МРП (6,807 млн тенге.).
Второе, в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 тыс. МРП, или до 2,405 млн тенге) заказчикам даётся право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.
Также вводится понятие "электронный кошелёк", что позволит автоматически возвращать обеспечение заявки на счёт потенциального поставщика. Тем самым будет снижена нагрузка на участников закупок по затратам на услуги банка.
Кроме того, законопроектом предусматривается совершенствование системы централизованных закупок. Централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровнях на базе действующих единых организаторов. Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. В целях единообразного подхода теперь закупки единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут чётко разграничены закупки централизованных служб.
Кроме того, законопроектом предусмотрены нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объёмы.
В рамках повышения квалификации и ответственности участников законопроектом предлагается следующее: вводится компетенция Минфина по определению способа закупок. Это позволит осуществлять закупки в сфере строительства только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
"Такой подход ускорит и повысит качество строительства, так как в закупках будут участвовать только квалифицированные и зарекомендовавшие себя поставщики", – отметил министр.
Также МФ предлагает установить новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда. Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов.
Майра Медеубаева