/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Как борцы с коррупцией на онкологов ходили

Как борцы с коррупцией на онкологов ходили

В Костанайской области специальная мониторинговая группа при антикоррупционной службе вынесла на обсуждение вопрос взяточничества в онкодиспансере, оперируя непроверенными данными.

08:00 10 Февраль 2020 4928

Как борцы с коррупцией на онкологов ходили

Автор:

Татьяна Шестакова

Вопрос законности и эффективности работы костанайской онкологической многопрофильной больницы подняли блоггеры в соцсетях. Они предложили своим подписчикам написать о нарушениях, допускаемых в костанайских онкологических поликлинике и больнице, чем вывали волну жалоб со стороны населения. Часть сообщений пользователей была опубликована в Сети, часть легла в основу претензий, выдвинутых специальной мониторинговой группой Костанайской области, которая призвана отслеживать факты бытовой коррупции.

ФАКТические разборки

Глава антикоррупционной службы Костанайской области Куаныш Бекбасов отметил, что с 2017 по 2020 год ими были зарегистрированы 16 досудебных расследований в сфере здравоохранения. Часть из них – в текущем году. Громким делом 2019-го стал суд над главврачом костанайской онкобольницы Муслимом Наурзовым и его заместителем Даулетом Бупежановым. Их осудили к четырем и трем годам колонии соответственно за получение взятки в размере 4,4 млн тенге от директора ТОО за беспрепятственную приемку реактивов по заключенным договорам госзакупок.

Коррупционную тему предложили обсудить на заседании мониторинговой группы, в которой приняли участие сами общественники, руководство департамента по борьбе с коррупцией, управления здравоохранения, а также главврачи больниц региона и онкодиспансера. Среди участников оказалось немало и пациентов онкологической больницы. Главными претензиями, озвученными общественниками, стали очереди в онкополикинике, а также взятки за запись к врачу и проведение операций. Свою позицию члены мониторинговой группы подкрепили анонимными сообщениями в соцсетях, а также видео, на котором люди говорят о том, что вынуждены приходить в поликлинику к 07:30, чтобы взять талоны на прием к нужному специалисту.

Часть сообщений член республиканской мониторинговой группы Алдан Менкеев, как человек, который собирал жалобы в Сети, зачитал. Прозвучала информация о том, что врач-онколог взял у пациента 80 тысяч тенге за проведение операции, кто-то заплатил 3000 тенге за запись к врачу, среди прочего была и жалоба на длительное ожидание госпитализации для прохождения химиотерапии. К ответу призвали заместителя главврача онкологической многопрофильной больницы Максима Бобожко.

– По данному факту вы разбирались, по поводу обращений, попыток вымогательства, взятки? – задал вопрос врачу замруководителя специальной мониторинговой группы по Костанайской области Дастан Жумабаев.

– За период моей работы официальных заявлений не поступало, – ответил Максим Бобожко.

– По данному факту вы разбирались?

– Этот факт анонимный, и разбираться по нему достаточно сложно, потому что знать изнутри эту ситуацию не представляется возможным.

– Человек, который простаивает в очередях часами и даст две-три тысячи тенге, поверьте, никогда не скажет. Это единицы, которые будут жаловаться. Поэтому, если мы решим проблему с очередями, они не будут давать, – высказал свое мнение член республиканской специальной мониторинговой группы Алдан Менкеев.

– Максим Юрьевич, дабы не наступить на грабли, как Ваш предшественник, я сегодня приводил пример в части получения взятки. Какие конкретно будете принимать меры, потому что сигналы поступают 80 и три тысячи тенге (взятки за проведение операций на запись к врачу, о которых писали пользователи в Сети – Прим. авт.)? Одними посадками мы сегодня выход из положения не найдем. Посадим одного, значит, на его место придут три-четыре, но проблема-то останется. Сегодня мы избирательно к этому вопросу подходим. Мы сегодня собрались, у Вас должен быть конкретный ответ. Мы привели конкретные примеры, – вмешался в диалог руководитель антикоррупционной службы по Костанайской области Куаныш Бекбасов.

– Если поступит такое заявление, которое афишируется в данный момент, – ответил Бобожко, – у нас есть служба внутреннего контроля, внутренний отдел по противодействию коррупции…

– Не каждый человек придет к вам с жалобой, потому что они зависимы от вас. Как улучшить ситуацию? У вас есть какой-то действенный план? Мы уже привели пример, что в предыдущем году Ваш коллега был задержан за получение взятки. Не было бы этого примера, другой бы был. Кроме того, поступают устные сообщения. Вы на эти сигналы должны реагировать, делать мониторинг. Люди, жалуются, – прервал врача глава антикоррупционной службы региона.

ДостоВЕРНОе информирование

На вопрос журналистов о том, были ли проверены озвученные в соцсетях факты, члены мониторинговой группы признали, что этого сделано не было. Со стороны антикоррупционной службы подтверждения достоверности озвученной информации также не прозвучало. Важно, что часть описываемых пользователями событий произошла год и более назад. Заплативший за операцию в переписке с членом мониторинговой группы признал, что человек, получивший деньги, в больнице больше не работает.

«Критика – вещь хорошая, но она должна быть конкретная. Нужен фактологический анализ, прежде чем делать какие-то заключения. Факты, какие они есть, самые плохие, должны быть обоснованы цифрами, фамилиями. Никакой анонимности. Не надо делать медиков козлами отпущения», – высказал свое мнение журналист с многолетним стажем, почетный гражданин Костанайской области Сергей Харченко.

Поддержали работников онкологической больницы профсоюзные лидеры и пациенты. Часть из них живет с онкологией не первый год, прошли больше 10 курсов химиотерапии, пережили несколько операций. «Благодаря врачам я получила возможность поднять детей и увидеть внуков», – звучало в зале. В итоге встреча, инициированная специальной мониторинговой группой и антикоррупционной службой Костанайской области, продлилась больше двух часов и оказалась малоконструктивной. Борцы с коррупцией признали, что изначально «что-то пошло не так».

Корреспондент inbusiness.kz в рамках подготовки материала побывал в онкологической многопрофильной больнице, побеседовал с пациентами, врачами, понаблюдал за работой регистратуры. Выяснилось, что претензии к работе онкослужбы есть. И если это взяточничество, то инициированное самими пациентами и их близкими, пытающимися быстрее пройти диагностику и лечение.

ОЧЕРЕДные всплески

Проблемы с очередями в онкополиклинике видны невооруженным взглядом. Есть те, кто приходит в 5-6 утра, чтобы занять очередь за талонами. Пациенты отмечают, что ежедневная запись – около 20-25 человек. К некоторым врачам запись проводят раз в две недели. Самыми дефицитными называют специалистов «голова-шея», маммологов, радиологов. Люди утверждают, что если не успел к восьми утра, то, скорее всего, талонов не хватит. Общественные активисты в качестве одного из вариантов решения проблемы предлагают разграничить очередь на две: тех, кто приходит на консультацию и тех, кому положено лечение.

Отвечая на вопросы корреспондента inbusiness.kz, руководители онкобольницы признали, что проблема с очередностью это следствие нехватки специалистов. На приеме сидят те же врачи, что оперируют пациентов в больнице. Сегодня в больнице всего четыре радиолога из необходимых семи. Не хватает химиотерапевтов, маммологов. По словам руководителей больницы, ежедневно только к маммологу не получают талоны 3-5 человек. Именно дефицит врачей вынуждает руководство медзаведения отправлять на прием дополнительные «руки». Так в ближайшей перспективе могут удлиниться очереди на прием к специалистам по желудочно-кишечному тракту, так как обращений к врачам этого профиля все больше.

При этом объявления возле регистратуры онкополиклиники сообщают о возможности записи по телефону или через специалиста поликлиники по месту жительства. «Талоны, выдающиеся с утра, будут сокращены. Предварительная запись открывается за две недели», – гласит объявление в холле поликлиники. Тут же по телефону сотрудница регистратуры записала пациента по ИИН, вторая – выдала талон на прием женщине к одному специалисту и предупредила, чтобы она в восемь утра не приходила, потому что очередь 26-я, а значит, в кабинет она зайдет лишь к обеду. Еще одного человека вовсе не записали. Это оказался как раз случай с дефицитным специалистом.

Статистика по работе поликлиники за 2019 год, предоставленная руководством онкобольницы, показала, что на прием пришли более 54 тысяч человек, не считая тех, кто проходил диагностику. Это в среднем около 200 человек в день. Годом ранее число посетителей было на тысячу меньше. Поликлиника рассчитана на 300 посещений в день. Еще около 200-300 человек в среднем ежедневно проходит диагностические процедуры: компьютерную томографию, рентген, обследования желудочно-кишечного тракта и т. д.. Максимальное количество посетителей за день, зафиксированное официально, 900 человек, включая прием и диагностику. Наибольший наплыв, как правило, наблюдается в периоды выдачи препаратов, а также перед праздниками. Все визиты пациентов зафиксированы в системе КМИС – комплексной медицинской информационной системе.

Набросить сеть

«По годовой статистике 40% обращений – первичные. Часть из них переходит в категорию постоянных. В 2019 году было выявлено 2500 новых случаев рака. Около 70% людей, обратившихся к нам впервые, уходят со снятым диагнозом. Есть те, у кого найдено доброкачественное образование. Они могут пройти лечение у нас», – рассказала заведующая онкологической поликлиникой Ксения Дисаенко.

На уровне управления здравоохранения признают, что часть направлений на обследование в онкологию не оправданы. Это подтверждают и результаты дальнейших обследований. И. о. главврача онкологической многопрофильной больницы Игорь Дженджара в свою очередь отметил, что сегодня идет работа по выстраиванию цепочки от районных больниц к онкобольнице.

«В районах нужны онкологи при ПМСП (первичная медико-санитарная помощь – прим. авт.), а не совместители. Мы хотим службу оптимизировать. Некоторые пациенты приезжают к нам в больницу, чтобы получить гормонотерапию или другие лекарства. Мы хотим организовать все так, чтобы они получали препараты на местах. Но мы над этим только начали работать. Хотим также взять поликлиники Костаная и врачей-онкологов принять в наш штат и вести прием на местах. Хотели задействовать Аркалык, Лисаковск, Житикару, Рудный. Сейчас открывается ситуационный центр, где мы будем мониторить пациентов, которым уже на уровне ПМСП ставят подозрение на онкологию. Будем его видеть и отслеживать в динамике. Этот год будет довольно плодотворным», – сказал Игорь Дженджара.

Свою эффективность в раннем выявлении онкозаболеваний показывают скрининговые программы. Врачи констатируют факт: случаев рака, выявленных на начальных стадиях все больше. А это значит, что и смертей от этой болезни становится меньше. Пятилетняя выживаемость, по данным управления здравоохранения, по Костанайской области составляет 52%. Всего на учете в местной онкобольнице состоит 13162 человека, из которых половина – оздоровленные. Еще около 4000 – периодически приезжают в диспансер на лечение, около 500 – люди, которым онкологи уже не в силах помочь. По уровню заболеваемости Костанайская область находится на третьем месте в республике.

Пациенты же отмечают, что в ряде случаев врачи в городких и районных больницах не могут выявить онкологическое заболевание и, как следствие, ставят человеку неверный диагноз. Каждое такое заявление требует отдельного изучения, но люди просят повысить онконастороженность врачей в поликлиниках и местных больницах, а также скорректировать содержание некоторых диагностических процедур. К примеру, при проведении бронхоскопии брать анализы на атипичные клетки.

В рамках встречи мониторинговой группы с антимонопольной службой и врачами со стороны одного из костанайцев прозвучало предложение искать деньги на расширение поликлиники. В реальности вопрос практически риторический. Новый шестиэтажный корпус диагностического и поликлинического отделений был введен в эксплуатацию в 2016 году. Тогда на учете в онкологии состояло 11 тысяч человек. Выделит ли государство еще несколько миллиардов на строительство дополнительных кабинетов, несмотря на растущий уровень заболеваемости?

Сами пациенты предлагают создать платное отделение, где можно будет пройти анализы в срочном порядке за деньги, минуя длинные очереди. Это особо важно, если человек готовится к какой-либо срочной операции. Пациенты говорят, что в любом случае это делают, только за пределами страны, либо в частных клиниках за большие деньги.

Стационарные койки

Два года назад в онкобольнице было упразднено гинекологическое отделение, которое объединили с общей хирургией. Тогда причиной стала нехватка врачей: в больнице работал лишь один гинеколог. Сегодня гинекология вновь самостоятельна: в больнице работает сразу три гинеколога и сегодня идут переговоры с еще одним специалистом, которого хотят привлечь для ведения приемов в поликлинике.

«За этот год пришло семь человек, но мы должны отдавать себе отчет в том, что прием на работу молодых специалистов – это не решение сиюминутной задачи. Это больше перспективное решение проблемы, потому что становление молодого врача подразумевает прохождение определенного периода, за который врач становится врачом. Он получает возможность мыслить, проводить диагностику, разговаривать и понимать разговоры других специалистов», – отметил заместитель главврача многопрофильной онкологической больницы Максим Бобожко.

Имеющиеся в больнице 220 коек поделены между шестью отделениями, включая паллиативное – хоспис. Очереди на госпитализацию есть по ряду отделений, включая радиологическое и сам хоспис, где всего 20 коек. Вопрос его расширения поднимают не первый год, однако в больнице говорят, что ажиотаж, как правило, возникает накануне праздников, сезона отпусков. Есть в данном случае вопрос и по финансированию содержания.

«Мы не можем увеличить оборот койки в радиологическом отделении, потому что курс лечения этих больных подразумевает достаточно длительный период нахождения в стационаре. Начинаем класть этих больных в другие отделения, но это тоже отягощает работу стационара. Завтра встанет потребность в химиотерапевтической койке, которая работает более активно. И у человека возникнут такие же проблемы и вопросы», – объяснил Максим Бобожко.

В среднем курс в радиологии длится 30-40 дней. В больнице также отметили, что оборот коек за сутки нередко превышает их количество. Домой отпускают пациентов отделения химиотерапии, если позволяет их состояние. В нынешней ситуации сегодня стоит вопрос об открытии еще одной операционной.

По данным управления здравоохранения, в 2019 году в стационаре побывало около 8500 человек. Из них были прооперированы 1600, химиотерапию прошли 6000, еще 800 пациентов – лучевую терапию.

Лекарства где?

Мониторинг обеспечения больницы медикаментами показал, что в январе в онкобольницу поступил практически весь объем лекарств. Исключение составили таргетные препараты, которые призваны работать точечно. Причем даже сами пациенты, не получившие нужный объем медикаментов, признают, что вины больниц в этом нет. Врачи показывают людям заявки и дают возможность увидеть, указали их фамилии в списках или нет.

Сложнее тем, кого онкологи уже не курируют – людям с четвертой стадией. Их отправляют, согласно правилам, к терапевту по месту жительства. Страдают и те, кто находится в активной фазе лечения по имиотерапии. Часто от сильной боли.

«После получения одного из видов лечения онкобольной и его родные остаются один на один со своей проблемой. Скорая помощь просто не приезжает, либо когда приезжает, то они просто разводят руками и ставят «Кеторол» на обезболивание. Что делать в этом случае? Всегда приходится приходить только в онкодиспансер. Но люди с терминальной стадией (пограничное состояние между жизнью и смертью – Прим. авт.) не в состоянии встать с кровати! Почему обезболивание вообще отдали поликлиникам по месту жительства? На выходных, когда очень плохо больному, приходит дежурный врач, который не может выписать красный рецепт. Порой до будних дней онкобольной не может дожить!», – озвучила проблемный вопрос родственница одного из бывших пациентов онкологической больницы и общественная активистка Зарина Кокжанова.

Девушка собрала вопросы, которые назрели у пациентов онкобольницы. На встрече, инициированной специальной мониторинговой группой она озвучила более 20 проблем, с которыми сталкиваются онкобольные и их близкие. В их числе расшифровка и выдача людям на руки анализов, сроков определении точного диагноза и многое другое. Отдельным блоком стоят вопросы информирования населения об онкологических заболеваниях и пациентов онкобольницы об их правах. Часть вопросов системного характера и требует вдумчивого обсуждения. Руководство управления здравоохранения предложило девушке встретиться и подробно изучить каждый пункт в отдельности.

Обсуждение онкологической темы в кулуарах после завершения встречи дало понять, что последующие встречи, по всей видимости, пройдут за закрытыми дверями. Одна из причин – пациенты в большинстве своем не хотят огласки своих личностей и персональных историй.

С другой стороны, антикоррупционная служба рекомендовала всем, кто может сообщить о фактах коррупции, могут звонить на номер 1424.

Татьяна Шестакова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/16GQkxtC.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/qL5gTfaM.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/6fOUKikk.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/07fIVzj4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ZP6SIFYd.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ronFySBw.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/9B8rLUAD.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/UrH0HqB4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/fQeNutMo.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/gHBaiJCF.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/fyTrb8xa.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/GKpoG8MC.jpg

COVID «задавил импорт» и дал толчок отечественному производству в стоматологии

Не было бы роста, да пандемия помогла. Пожалуй, так можно обозначить положение дел, которое сегодня складывается в некоторых частных клиниках в стоматологии, где запущено собственное производство.

18 Июнь 2020 11:39 2121

COVID «задавил импорт» и дал толчок отечественному производству в стоматологии

Высокая конкуренция с импортом до вспышки коронавируса теперь пошла на спад, и на первые позиции в спросе выходит продукция made in Kazakhstan. Жания Бубеева – управляющий партнер молодой компании SmartForce по производству элайнеров – специальных капп для выравнивания зубов. В разговоре с корреспондентом Inbusiness.kz, предприниматель рассказала, как карантин сказался на стоматологическом рынке.   

Жания, Вы позиционируете себя как единственный производитель в Казахстане так называемых элайнеров. Чтобы было понятно нашим читателям, поясним, что элайнеры – это те же брекеты, но комфортнее и современнее. Этакое новое слово в стоматологии, теперь и в казахстанской. Все верно? Расскажите о своем продукте.

Когда пять лет назад мы впервые узнали о такой технологии, как элайнеры, мы были поражены их простотой и универсальностью. Это тончайшие прозрачные каппы, которые используются для коррекции положения зубов. Элайнеры – это серия последовательно используемых прозрачных капп из биосовместимого поликарбоната. Количество капп на курс лечения зависит от степени кривизны зубов и сложности исправления. Каппы изготавливаются индивидуально для каждого пациента и в точности повторяют форму зубов. Они комфорты, удобны и незаметны с расстояния 30 сантиметров. Другими словами, элайнеры – это новая эра в ортодонтии. Они появились в 1998 году в США. С развитием 3D-технологий стали более эффективными и, соответственно, более популярными.

Как запускали этот бизнес в Казахстане? Не боялись экспериментировать? Все-таки менталитет у нас больше такой, что проще доверять «проверенному тире, работающему по старинке», или я ошибаюсь? Какая история у вашего бизнеса?

Нас заинтересовала идея 3D-печати и ее практического применения. Одним из перспективных направлений нам показалось производство элайнеров. Мы начали изучать эту тему глубже, более детально, прониклись и загорелись этим проектом. Так как мы были первыми в Казахстане, в первое время было трудно. Достаточно много времени занял подбор оборудования и материалов. Изучали рынок, флагманов отрасли. Остановились на самом лучшем на тот момент оборудовании немецкого, американского и израильского производства, так как самым важным для нас было обеспечить высокое качество продукции, чтобы завоевать доверие клиентов. Конечно же, у нас была эйфория, которая на первом же этапе столкнулась со стеной недоверия со стороны врачей. Приходилось преодолевать скептицизм в отношении всего нового, тем более – казахстанского. Но мы горели энтузиазмом и верой в идею, которые помогли нам убедить врачей и завоевать доверие пациентов. Следующим этапом стало открытие собственной клиники в Нур-Султане. После успешного запуска здесь решили расширяться, открыв клинику и в Алматы. Сейчас клиники – очень важная часть нашего проекта, это клиническая база для наших элайнеров.

Давайте поймем детали производства. Насколько это затратно в вашем деле? Можете обозначить цифры, во сколько сегодня обходится запуск производства элайнеров? Где закупаете материалы?

Для запуска производства элайнеров требуются современные технологии – сама техника: 3D-принтеры, сканеры, программы. Кроме того, для самого производства элайнеров мы используем американские и немецкие материалы. К сожалению, у нас в Казахстане такие материалы не производятся. Но оборудования и материалов недостаточно для производства элайнеров. Их производство нельзя сравнивать с массовым, серийным производством. Каждый элайнер изготавливается индивидуально для каждого конкретного пациента с учетом его особенностей и потребностей. Соответственно, наибольшую часть стоимости занимает интеллектуальная составляющая. Мы разработали собственные протоколы лечения и постоянно их совершенствуем, базируясь на опыте. Компания существует пять лет, и за это время мы значительно усовершенствовали нашу систему. К примеру, мы уже не используем то оборудование, которое покупали пять лет назад. С каждым годом технологии становятся, с одной стороны, все более точными и эффективными, а с другой стороны – более доступными. Несомненно, это позволяет нам удешевлять нашу конечную продукцию. Поэтому сейчас трудно сказать, сколько конкретно было потрачено на проект.

Кто ваши клиенты? Бытует мнение, что элайнеры настолько сегодня популярны и дорогостоящи, что доступны исключительно людям с высоким доходом, например различным селебрити…  

Мы работаем в двух направлениях – В2В и В2С. В рамках направления В2В мы работаем по заказам и заявкам врачей. А в формате В2С – через собственные клиники. В наших клиниках мы работаем напрямую с пациентами. Что же касается доступности, то благодаря оптимизации производства нам удалось значительно снизить стоимость элайнеров по сравнению с иностранными аналогами. Например, если сравнивать с американской продукцией, стоимость наших элайнеров для конечного потребителя в два-три раза ниже американских аналогов. Раньше, до появления наших элайнеров, стоимость действительно была крайне высокой и такое лечение было недоступно для основной массы населения. С нашим появлением элайнеры стали доступны, и их стоимость стала сопоставима с брекетами. Если говорить о ценах за лечение, то стоимость зависит от сложности случая. В легких случаях, и в случаях средней степени искривления стоимость лечения сравнима с лечением на недорогих качественных брекетах и дешевле, чем лечение на эстетических керамических или сапфировых брекетах.

Вы сказали, что закупаетесь за рубежом. Как это сказывается на вашем бизнесе, учитывая зависимость от доллара и, в принципе, события последних месяцев, когда во многих странах мира весьма нестабильная экономическая ситуация на фоне пандемии?

Конечно, мы зависим от курса валют, поскольку материалы мы закупаем за рубежом. Но благодаря оптимизации внутренних процессов нам удалось сохранить цены на прежнем уровне. Кроме того, у нас были достаточные запасы материалов, что позволило нам в период закрытия границ продолжать изготавливать элайнеры, чтобы наши пациенты не прерывали лечение.

Жания, расскажите, как в целом пережили карантин? Насколько серьезно изоляция ударила по вам? Или, может, напротив, задала новые направления в развитии, в кризисное время ведь приходится искать новые пути?

Конечно, в период карантина наши продажи упали, так как большинство клиник были закрыты. В основном мы обеспечивали предыдущие заказы. Но благодаря нашим запасам, повторюсь, нам удалось пережить карантин относительно безболезненно. Но мы считаем, что сейчас для нас открываются новые перспективы. В связи с нарушением глобальной логистики значительно усложняется доставка иностранных элайнеров в Казахстан, а их стоимость повышается. Соответственно, мы видим в этом новые перспективы для развития рынка. Локальное производство обеспечивает наше конкурентное преимущество перед зарубежными аналогами. В первую очередь за счет цены, скорости изготовления и доставки и гибкости по условиям оплаты. Например, у нас действует программа рассрочки. Так как курс лечения подразумевает серию последовательно используемых элайнеров, то наши клиенты могут оплачивать каппы по мере их изготовления и замены.

Как сегодня чувствует себя в целом стоматологический рынок Казахстана? Вы единственные в стране с подобным продуктом. Тем не менее как оцениваете уровень конкуренции здесь?

Стоматологический рынок в Казахстане всегда был частным, и здесь всегда была высокая конкуренция. В условиях снижения спроса конкуренция только нарастает. Многие клиники сейчас переживают тяжелые времена. С другой стороны, стоматология – это в первую очередь вопрос здоровья. Людям в любом случае нужно лечить зубы – это базовая потребность. Тем более люди все больше обращают внимания на свое здоровье. И спрос на услуги здравоохранения, в частности стоматологии, всегда будет стабильным. Также, по моему мнению, в условиях кризиса люди все больше задумываются о своей внешности. Здоровые зубы, красивая улыбка – это признак успешности, который дает человеку дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.

Как вы оцениваете поддержку бизнеса государством во время ЧП и в посткарантинный период?  

Наше производство получило отсрочку по уплате налогов, а клиника в Алматы получила освобождение от налогов. Кроме того, нам помогло введение чрезвычайного положения, поскольку мы смогли применить условия форс-мажора по некоторым обязательствам. Так как части сотрудников пришлось уйти в неоплачиваемый отпуск, они смогли получить социальную выплату в размере 42 500 тенге, что позволило нам сохранить наши кадры. Все это в совокупности сохранило нашу финансовую стабильность, и теперь мы смогли продолжить работу в обычном режиме.

Успехов вам! Спасибо за беседу!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Отказ от прививок вошел в топ-10 глобальных угроз здоровью населения – ВОЗ

По каким причинам отказываются от вакцинации в Казахстане.

10 Апрель 2020 08:00 2694

Отказ от прививок вошел в топ-10 глобальных угроз здоровью населения – ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения в 2019 году одной из топ-10 глобальных угроз здоровью населения определила сознательный отказ от вакцинации. Руководитель отдела мониторинга и анализа инфекционных и паразитарных заболеваний департамента профилактики инфекционных заболеваний Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК, кандидат медицинских наук Канат Текебаев рассказал все «за» и «против» вакцинопрофилактики.

По его словам, благодаря успехам медицины, в том числе и иммунопрофилактики, значительно сократилась детская смертность и увеличилась продолжительность жизни. Вакцинация позволила полностью ликвидировать некогда грозную оспу в большинстве стран, в том числе и в Казахстане, полиомиелит, сократить до минимума заболеваемость корью. Редкостью стали тяжелые формы заболевания коклюшем и дифтерией. Большую роль вакцинация сыграла в снижении детской смертности от туберкулеза.

По данным исследований ВОЗ, ежегодно благодаря иммунопрофилактике инфекционных заболеваний удается предотвратить более 2,5 млн случаев смерти. Однако каждый год причиной смертности 9 млн детей являются инфекционные болезни, причем 3 млн гибнут от инфекций, против которых имеются вакцины. В 2017 году было привито рекордно высокое количество детского населения – 116,2 миллиона человек, но 19,9 миллиона детей по разным причинам остались недопривитыми. Поэтому достаточно преждевременно говорить о значительных успехах в борьбе с инфекционными заболеваниями, тем более что в этом же году в нескольких странах разразились крупные вспышки эпидемий кори и дифтерии, повлекшие за собой многочисленные случаи смертельных исходов.

Всемирная организация здравоохранения в 2019 году одной из топ-10 глобальных угроз здоровью населения определила сознательный отказ от вакцинации.

Несмотря на риск возникновения инфекционных заболеваний у ребенка, значительная часть родителей либо сомневаются в целесообразности, либо совсем отказываются от иммунизации своих детей.

Как отмечает руководитель департамента, в Казахстане вакцинопрофилактика регулируется на государственном уровне. Реализация национальной программы иммунопрофилактики детских инфекций имеет целью охватить собой как можно большее количество детского населения.

«Принято считать, что долговременный эпидемиологический эффект от вакцинации возможен только в том случае, если прививками будут охвачены 95% детей первых лет жизни. В настоящее время своевременное проведение профилактических прививок является важным показателем деятельности профилактической работы медицинской организации. Вакцинация на первом году жизни имеет определяющее значение для формирования резистентности иммунной системы ребенка, поэтому первую прививку новорожденный получает еще в родильном доме. После этого вакцинопрофилактика осуществляется в детской поликлинике и является одним из разделов работы участкового врача-педиатра», – подчеркивает Канат Текебаев.

На сегодняшний день главным документом, который определяет сроки и типы вакцинаций и утверждается постановлением правительства РК, является Национальный календарь профилактических прививок.

Прививочный календарь разрабатывается с учетом всех возрастных особенностей, в том числе и наиболее опасных инфекционных заболеваний у детей первого года жизни. Однако на сегодняшний день проведение вакцинации детей, согласно действующему законодательству, носит добровольный характер. Поэтому родители имеют возможность отказаться от той или иной прививки или от вакцинопрофилактики полностью.

Причины отказов родителей от вакцинации могут быть различны

Как подчеркивает Канат Текебаев, объективная причина отказов может быть только одна – медицинский отвод, связанный с состоянием ребенка. К субъективным причинам можно отнести боязнь осложнений в поствакцинальном периоде, недоверие к официальной медицине, религиозные запреты, убеждения, что обязательная вакцинация нарушает их права и другие. В значительной степени возникновению отказов и, как следствие, снижению охвата вакцинацией детей способствуют средства массовой информации (интернет-ресурсы), которые рассказывают о большом числе осложнений, возникающих в поствакцинальном периоде.

Таким образом, несмотря на все аргументы в пользу иммунизации детей, проблема отказов родителей от вакцинации и несвоевременности ее проведения в настоящее время стоит достаточно остро.

«В ходе анализа причин отказов от вакцинации в Казахстане было установлено, что за 2019 год в республике зарегистрировано порядка 17 тысяч отказов от профилактических прививок. По результатам исследований, основные причины отказа или нарушения сроков вакцинации детей на первом году чаще всего связаны с боязнью возникновения осложнений в поствакцинальном периоде, недоверие к качеству вакцин и уверенностью в отсутствии риска заражения инфекционными заболеваниями. Религиозные убеждения также являются одним из факторов отказа от вакцинации. Большую роль в формировании негативного отношения к прививкам играют различные информационные системы», – рассказал руководитель департамента.

По его словам, недостаточная информационная работа медицинских работников с родителями ведет к недопониманию важности вакцинопрофилактики детских инфекций и влечет за собой предотвратимые отказы и сомнения в целесообразности проведения вакцинации.

Основные аргументы в пользу вакцинации

Канат Текебаев перечислил основные причины, почему следует прививать детей.

Законодательное право. У ребенка есть право на вакцинацию по умолчанию, так как он родился в Казахстане. Государство дает доступные средства для защиты ребенка. Отказ от вакцинации – это нарушение прав ребенка.

Безопасность и гарантии. Вакцины безопасны. Любая лицензированная вакцина проходит тщательную проверку в рамках нескольких этапов испытаний и только после этого признается пригодной к использованию. После вывода вакцин на рынок они регулярно становятся объектом повторных проверок. Ученые также постоянно отслеживают множество источников информации на предмет обнаружения данных о возможных неблагоприятных проявлениях после вакцинации.

Опасения постпрививочных реакций. В большинстве случаев реакции на вакцинацию, например, боль в руке или несколько повышенная температура, как правило, незначительны и быстро проходят. В тех редких случаях, когда имеют место серьезные побочные эффекты, немедленно проводится расследование.

«Гораздо выше вероятность серьезно пострадать от болезни, предупреждаемой вакцинацией, чем от самой вакцины. Например, при заболевании полиомиелитом может развиться паралич, корь может вызвать энцефалит и слепоту, а некоторые заболевания, предупреждаемые вакцинацией, могут даже привести к смерти. У привитого человека, даже если он заболел, вероятность осложнений маловероятна. Преимущества вакцинации значительно перевешивают риски, и без вакцинации случаев болезни и смерти было бы намного больше», – подчеркивает руководитель департамента.

Что касается религиозных убеждений, то, по его словам, ни в одной традиционной религии не говорится о запрете вакцинации, а совсем наоборот, провозглашается стремление к сохранению здоровья своего и ближних. Духовные лидеры большинства религиозных конфессий Казахстана высказываются в поддержку врачей. Однако есть такие религиозные группы, члены которых в определенных обстоятельствах придумывают религиозные оправдания для отказа от прививок или используют свой авторитет, чтобы настроить людей против иммунизации. Проблема в другом: «отказ от иммунизации по религиозным соображениям на деле отражает неверие в безопасность вакцин или личные убеждения верующих, входящих в социальную сеть, созданную какой-либо религиозной общиной».

Отрицательное влияние современных информационных систем. Также, по мнению специалиста, существует мнение, что антивакцинальное движение и опасения в отношении вакцинации крепнут благодаря Интернету. Однако и раньше были подобные проблемы. Появление Интернета привело к изменению их масштаба, росту скорости, с которой распространяются слухи, и появлению возможностей для их распространения по всему миру. Интернет стал огромным хранилищем как позитивных, так и негативных данных, поэтому за последние несколько лет приверженцам альтернативных убеждений стало гораздо проще обосновывать свою позицию и привлекать к ней широкое внимание.

Таким образом, вакцинация научно обоснованная и проверенная временем мера профилактики инфекционных заболеваний. На сегодняшний день вакцинопрофилактика является одной из мер, реально влияющей на общественное здоровье.

Саян Абаев